Месси: религия и тот, из-за кого мы смотрим спорт #3
«Религиозные утешения, приведенные в той статье о Федерере, не являются какими-то уж поистине захватывающими и волнующими», - спорит Филиппс. «Наоборот, будучи хрупкой частью сиюминутного счастья, они становятся результатом естественного хода вещей».
Однако, Филиппс не очень понял, что Уоллес имел в виду, используя эту метафору. Эти его восторженные эпитеты – ни что иное как, «эстетическое удовольствие», которое журналист ощущал и описал, наблюдая за тем, как человеческое существо переходит из своей телесной оболочки в совершенно иную плоскость бытия, где приходит осознание связанности происходящих вещей. Филиппс считает, что Пеле – не Федерер – является тем спортсменом, который благодаря своим действиям на спортивной площадке – кто-то называет эти действия чудесами – способен возродить заложенную в нас симпатическую связь между нашими индивидами, и трепетать перед возможностями этого человека. Человека, который порой делает невозможное.
Также, Филипс восхищается тем, что Пеле орудует не «важнейшим человеческим инструментом труда - руками», а ногами. Он подчеркивает пределы человеческого тела и его возможности. «Так что, когда игрок делает нечто удивительное, это не воспринимается как сверхчеловеческий подвиг, а как очередная победа над повседневным трудом», - говорит Брайан. «Наблюдать за игрой Пеле, это не наблюдать за его попытками очеловечить себя; это скорее смотреть, как игрок, чья игра почти идеальна, выполняет сложные со стороны вещи очень легко и непринужденно. И которые доставляют огромное удовольствие зрителям».
Я считаю, и Уоллес и Филиппс ошибаются, считая, что мы смотрим спортивные трансляции – и пытаемся тем самым стать частью этого восхитительного действа – просто для созерцания величия спортсменов.
Взять, к примеру, хотя бы те первые матчи, которые мы увидели в детстве. Те, в которые мы мистическим образом как бы переносились, становились участниками этих представлений. Мы ведь не искали там величия, нам хотелось самим быть великими.
Когда я был ребенком, я смотрел футбольные матчи и представлял себя среди тех игроков, мечтал оказаться там, среди них. Делать то же, что делают они. Играя с друзьями на школьном дворе, мы представляли себя игроками «Барселоны», «Милана», сборной Португалии и Голландии. Не могу с уверенностью говорить за все человечество, но тем, кто интересовался футболом, наверняка знакомы подобные воспоминания.
Что-то из этого будет нас сопровождать всю жизнь: очевидно, что теперь мы не мечтаем стать Неймаром или Льюисом Хэмилтоном, но все равно воображаем себя на месте этих спортсменов; все мы мысленно ловим в воздухе мяч для американского футбола, брошенный твоим партнером с сорока ярдов, чтобы затем прорубаясь сквозь редуты соперников, со смаком ударить его о землю в зачетной зоне.
Причина, по которой мы действительно во время просмотра спортивных трансляций испытываем некое «религиозное чувство», не в том, что они позволяют нам увидеть удивительные вещи, на которые мы сами не способны, и дают возможность спроецировать это мастерство на нас. Нет. Причина возникновения у нас этого «религиозного ощущения» в том, что спортсмены выполняют такие удивительные вещи, которые вызывают у нас благоговение и отождествление. То же, что делает с нами религия.
Христиане всех мастей – от католиков до всех ответвившихся протестантов – верят в то, что Иисус был мессией, который однажды снизошел на Землю, и сделает это снова, чтобы спасти нас. Но мысль о том, что он ходил, и будет ходить среди нас, является чуть ли не самым главным символом веры. Христиане верят, в то, что он – наш Господь и Спаситель, но также и тому, что он подобен нам: Иисус одновременно существом человеческим и божественным, сыном Божьим, но и ребенком Марии, плотью, но и Духом Святым. Казалось бы, несовместимые вещи, которые, тем не менее, уживаются в одном.
По своему, Месси является тем же, только как спортсмен.
В более свежей статье, то же Филиппс утверждает причину, за что фанаты так любят Месси. Она заключается в том, к «невероятно симпатичной личности» прибавляется еще то, что он принадлежит к тому виду спортсменов, о которых говорят – он пришел ниоткуда. «В Месси нет ничего такого, что могло бы нам с уверенностью сказать – он атлет», - пишет Филиппс. «Но стоит ему лишь ступить на футбольное поле, и тут же начинают происходить чудеса. С другой стороны, если вы посмотрите на Криштиану Роналду, то непременно скажите – да этот парень рожден, для того, чтобы играть в футбол». Да, действительно, Роналду выглядит как настоящий атлет.
Филиппс аргументировал свою точку зрения – почему же фанаты так сильно любят Месси – тем, что он не похож на тех спортсменов, которые по нашему мнению и должны выглядеть как спортсмены. Нет, он как раз похож на обычного человека, и поэтому, благодаря ему, мы с вами можем почувствовать, что тоже можем стать звездами.
Причиной, по которой мы восхищаемся такими спортсменами как Криштиану Роналду, Кэти Ледеки и Усейном Болтом является их неординарность – то, что выходит за рамки нормальных человеческих возможностей. Мы восхищаемся ими, ибо они делают то, что мы с вами никогда не сможем сделать. Но когда мы смотрим на Месси, то понимаем, что могли бы достичь того же уровня. Он не так высок, мощно сложен и быстр. Наоборот, он невысок, тощ. Только вот с мячом делает такие вещи, на которые другие не способны. И подсознательно все это нам дает веру в то, что мы сами – худые и субтильные мужчины – способны на те же свершения. Дети мечтают стать Криштиану Роналду. Но стремятся превратиться в Месси. Это более реально.
Месси не ординарный игрок. Мы не он, и не можем им быть. Я вот тоже невысок, тощ и стеснителен, но никогда не смогу так играть как он. Ему, возможно, не было дано иметь такую мускулатуру как у Роналду, зато его коньками стали ловкость и умение управлять своим телом в ограниченном пространстве. При этом сохраняя в ногах мяч. Ему были дано иметь такой футбольный ум, которому многие позавидуют. Будучи левоногим игроком, может быть, его мозг работает в инверсионном режиме, что только добавляет ему непредсказуемости.
Месси не менее сверхчеловечен, чем Криштиану Роналду. Просто он другой, одновременно и Бог и человек. Оба похожи, и оба намного выше нас всех. Имея в виду Роджера Федерера в самом начале своей статье, Уоллес пишет: «это подобно тем редким моментам наивысшего прозрения (спасибо Господи, что дал мне глаза, дабы я мог лицезреть восход этого солнца). Великие спортсмены, подпитывая наше сознание, помогают нам прикоснуться и увидеть нечто чудесное, отдаленное от материи. Мы принимаем как должное то, что они вытворяют с помощью своего тела. Такие вещи, о которых мы можем только мечтать. Но даже эти мечты стоят многого».
Пребывая в современном переполненном медиа-пространстве, мы уже просто не можем сформировать наше представление о спортсмене лишь по его игре. А как же упоминания о нем в прессе, соцсетях? Все их действия передаются из одного издания в другие, слова одного журналиста повторяются другим. В итоге мы представляем себе человека, которого нам описали совершенно незнакомые ему и нам люди. Месси может быть невозможным, но его преподносят нам вполне реальным, не умаляя его величия. Он, несомненно, одновременно является и чем-то недостижимым, и вполне земным.
Его жизненная история дает нам веру в то, что мы тоже можем стать профессиональными игроками (если возраст, конечно, позволяет), таким же хорошим как он. Поэтому мы верим в то, что ни один человек, ни один великий спортсмен, в его годах и физической форме не может быть таким же абсолютно недостижимым, и совершенно обыденным, как аргентинец. Ни Пеле, ни Федерер, ни Джордан, ни Марадона, ни Гретцки или Али. Только Месси.
Перевод: vincentvega