С лигой в кармане
В день финала Лиги чемпионов на площади Puerta del Sol в Мадриде толпы болельщиков «Интера» досрочно праздновали победу. Наибольшей популярностью пользовалась игра в Жозе Моуринью. Один человек влезал на кресло близлежащего кафе, кричал «я—избранный», а остальные пытались его спихнуть. Свергнутый Моуринью терялся где-то между сине-черных флагов, а выбитое из-под его ног кресло взлетало в воздух. Кто ловил кресло и успевал на него влезть, тот становился следующим Моуринью, и с ним повторялась та же история.
Эта незамысловатая игра действительно отражает путь настоящего Жозе Моуринью: появление в новой команде, победа, пламенная полемика с толпой, а затем внезапное исчезновение на пике славы. Потом снова: клуб, трофеи, споры и неожиданное прощание. Так было с «Порту», из которого Моуринью ушел через несколько дней после победы в Лиге чемпионов. Так произошло с «Интером»: три победы в сезоне из трех возможных—чемпионат, кубок и Лига чемпионов—и досрочный разрыв контракта. Моуринью идет в «Реал».
Так могло бы произойти и с «Челси», прояви Роман Абрамович больше терпения. Тогда Моуринью уволили, так и не дождавшись победы в Лиге чемпионов, несмотря на многочисленные трофеи в Англии. Английские фанаты до сих пор кусают локти и подсчитывают, сколько еще придется ждать вожделенного кубка. Зато с нетерпением потирают руки испанцы: следующим победителем всех на свете турниров, вероятно, суждено стать «Реалу».
Собачье сердце
Феликс Моуринью долго не сдавался: он прошел суровую школу португальского футбола, выиграл местный кубок и верил, что выведет сына Жозе хотя бы на свой уровень. Но дела у сына не клеились: он быстро уставал и плохо играл в пас. После безрезультатных скитаний по детским школам «Риу Аве» и «Белененсеша» Моуринью-младший решил переключиться на тренерскую работу. Родители рассказывали, что в детстве ему удавалось хорошо ладить с бездомными собаками: мальчик гонял их по двору, а те стойко все сносили. Жозе посчитал, что на первых порах этого достаточно, да и родители в успехе сына не сомневались.
Моуринью-младший окончил институт физкультуры в Лиссабоне, немного поработал молодежным тренером, а попутно активно учил английский язык и стажировался в Шотландии, мечтая когда-нибудь поработать в Туманном Альбионе. В Англию Моуринью попал лишь 15 лет спустя, но язык ему пригодился раньше. В 1992 году «Спортинг» пригласил на работу известного английского тренера Бобби Робсона, которому потребовался переводчик, знающий футбольную терминологию. Моуринью подходил идеально. С Робсоном он сработался—и с должности переводчика скоро дорос до помощника тренера. Потом англичанин перешел на работу в «Барселону» и забрал Моуринью с собой. И когда Робсона в «Барселоне» сменил Луи ван Галь, португалец остался работать с ним.
В 1999 году Жозе Моуринью впервые пригласили поработать главным тренером—предложение пришло из заштатного португальского клуба «Брага». Моуринью долго советовался с друзьями и родственниками—все как один говорили, что не надо менять престижную работу в «Барсе» на неясное будущее в португальской провинции. Жозе прислушался к советам родных и скоро пожалел. Через год он уволился из «Барселоны», решив, что больше не хочет быть вторым. Когда старый друг Бобби Робсон позвал его вместе с собой в «Ньюкасл», обещая, что через пару лет уйдет и сделает Жозе своим преемником на посту тренера, Моуринью отказался—он уже не мог ждать. Ему не терпелось стать главным.
Скорее всего, в тот момент Моуринью не мечтал стать самым популярным тренером в мире. Человеком, о котором будут писать песни и книги. Звездой, которая будет входить в рейтинги самых сексуальных людей планеты в женских журналах, будет фигурировать в мужских в качестве образца стиля, а в спортивных—как самый высокооплачиваемый тренер планеты. А может, и мечтал—амбиций у него всегда было немало.
На родине Моуринью сразу повезло. Лиссабонская «Бенфика» была в кризисе, у президента клуба Жоао Вале Асеведу истекали полномочия, и денег на хорошего тренера не хватало. Поэтому он придумал авантюрный ход и предложил бывшему помощнику тренера из «Барселоны» контракт на два месяца—обещая продлить его на два года, если дело пойдет на лад. Когда Моуринью пришел в команду и попросил информацию об игроках, ему дали несколько мятых листочков с фамилиями только десяти игроков—а про одиннадцатого просто забыли. Новый тренер начал наводить порядок и даже провел пару удачных матчей—но потом пригласивший его президент клуба проиграл выборы. А новый не стал продлевать двухмесячный контракт с малоизвестным парнем без тренерского опыта.
Зато у Жозе Моуринью проявилась новая цель—отомстить руководству «Бенфики». Сначала он возглавил третьесортный клуб «Лейрия» и вывел его в еврокубковую зону. Успешного тренера сразу пригласили в тонущий «Порту», который всегда был непримиримым врагом «Бенфики». Это был 2002 год. Тут-то он и раскрылся. «Порту» сразу же сенсационно выиграл Кубок УЕФА, а в следующем сезоне и Лигу чемпионов, укротив по дороге грозный «Манчестер Юнайтед».
А главный тренер в течение всего сезона вел себя как главная звезда команды—выбегал во время матчей на поле, получал дисквалификации за оскорбления и тычки соперников, но при этом оставался тонким футбольным тактиком. «Моуринью изначально выбрал такую модель поведения: он играет роль негативного персонажа, который берет на себя все отрицательные моменты, зато это помогает самой команде оставаться вне ударов критики. Для этого нужен очень сильный характер»,—объясняет Newsweek тренер ЦСКА Леонид Слуцкий.
Его команды упрекали в отсутствии стиля и яркой игры. «Ну и что, зато вы никогда не выигрывали Лигу чемпионов»,—пожимал плечами Моуринью. Команда должна быть эффективной, а яркость и стиль—это его удел.
Первый после Бога
Победа в Лиге чемпионов всего через три года тренерской работы дала свои плоды—у Моуринью началась мания величия. «Если бы мне нужна была легкая работа... Я бы остался в “Порту”: у меня тут красивый синий стул, кубок Лиги чемпионов, Бог и после Бога—я. Но мне нужно нечто большее»,—объяснил тренер и ушел в «Челси».
Приехав в Лондон, Жозе с порога сообщил английской публике, что он не один из многих тренеров-иностранцев, приезжающих на родину футбола, а особенный, special one. Несколько лет спустя, когда эгоцентричный тренер уже переехал в Италию, местные тиффози попытались высмеять его высокомерие, заказав себе футболки с надписью «Special two».
Но английским болельщикам странности португальца даже нравились. В 2006 году, после второй подряд победы в чемпионате Англии, на церемонии награждения Моуринью сорвал свою медаль и бросил ее в толпу. Тренеру тут же дали запасную, но и ее постигла та же участь. «У меня уже есть одна. Не могу же я собирать все подряд»,—объяснил португалец. Через два года брошенная Моуринью медаль была продана на аукционе за €25 700. «Это был Фергюсон»,—издевались над поверженным тренером «Манчестер Юнайтед» английские таблоиды.
Болельщиков команд-соперников Моуринью быстро научил себя ненавидеть—без этого его образ был бы неполным. Мало того, что он насмехался над ними на пресс-конференциях, так еще и старался унизить во время матчей. В 2005 году, когда в финале Кубка английской лиги «Ливерпуль» выигрывал у «Челси» 1:0, ливерпульские фанаты по ходу матча уже начали отмечать победу. Но в конце игры капитан «Ливерпуля» Стивен Джеррард вдруг забил мяч в свои ворота. Болельщики еще не успели разобраться, что произошло на поле, а Моуринью уже несся к трибуне ливерпульцев, приложив указательный палец к губам—мол, надо было помалкивать, а не радоваться раньше времени. Фанаты чуть было не разорвали тренера на куски: его спасли резервный судья и секьюрити. Португальцу показали красную карточку и удалили со стадиона, а «Челси» в итоге кубок все равно выиграл.
Примерно так же повел себя Моуринью и в недавнем матче «Интера» с «Барселоной». После окончания ответного матча он поднял указательный палец и побежал к каталонским болельщикам, показывая, что в мире есть только один тренер, и это он, Моуринью. Наперерез ему рванул вратарь «Барселоны» Виктор Вальдес. Завязалась небольшая потасовка, но Жозе вышел победителем: Вальдеса оттащили, а Моуринью продолжил свой победный забег к вражеским трибунам. «Уверен, что он планирует все свои пиар-акции. Возможно, эта пробежка была из их числа»,—считает Слуцкий.
Имидж – все
Чем больше португальца превозносили таблоиды, тем больше его ненавидели коллеги по цеху. Ведь едва приехав в Англию, Моуринью, тренер с трехлетним стажем, начал самоутверждаться, поучая своих именитых соперников Алекса Фергюсона и Арсена Венгера. Он рассуждал, что они больше смотрят по сторонам, чем занимаются делом. Тренеров раздражала не только развязность «провинциала», но и его поведение во время игры. Например, во время матча он передавал игрокам бумажки с инструкциями. В 2002 году, когда Моуринью дисквалифицировали во время полуфинала Кубка УЕФА против «Лацио», он управлял командой с трибуны, отправляя помощнику SMS. «Хорошо, что первый матч мы выиграли 4:1, мне пришло всего около 30 сообщений»,—смеялся помощник.
В 2005 году Моуринью обвинил тренера «Барселоны» Франка Райкарда в давлении на судей. УЕФА назвала Моуринью «врагом футбола» и дисквалифицировала его на два матча. Но газета The Times рассказывала потом болельщикам, что хитрый Моуринью на домашний матч с «Баварией» все-таки попал. Один из работников клуба в перерыве привез тренера в раздевалку в контейнере для грязного белья, и Моуринью пятнадцать минут общался с командой. Неизвестно, насколько сильно мог подействовать этот разговор на футболистов «Челси»,—но лондонцы выиграли тот матч со счетом 4:2.
Итальянские тренеры возненавидели португальца после его перехода в «Интер» не меньше англичан—благо эго Моуринью за годы работы в Лондоне подросло. От лица коллег проучить Жозе пытался спортивный директор клуба «Катания» Пьетро Ло Монако, пообещавший «отшлепать по губам» португальца. «А кто такой Ло Монако? Я знаю княжество Монако, мюнхенскую “Баварию” и Гран-при Монако. Если он хочет сделать себе имя разговорами обо мне, то должен мне заплатить,—высокомерно ответил Моуринью.—Мои спонсоры платят мне за использование моего образа, а за создание имиджа Ло Монако мне не платят». Настроение Ло Монако испортилось еще больше, когда Федерация футбола Италии интерпретировала его фразу как пропаганду насилия, оштрафовала и дисквалифицировала на 40 дней.
Яйца и омлет
Единственная неудача в карьере Моуринью—тот факт, что он так и не победил в Лиге чемпионов с «Челси», даже выигрывая дома все подряд. Рано или поздно это, наверное, случилось бы—но португалец не смог так долго проработать на одном месте и не переругаться с начальником. Тем более что им был Роман Абрамович.
Первый раз он пожаловался на акционера в феврале 2007 года, заявив, что ему не хватает игроков: «Это как будто у вас слишком маленькое одеяло. Вы ложитесь спать, накрываетесь с головой, а ноги торчат и мерзнут. Другое одеяло вы купить не можете—магазин закрыт. Да и к тому же одеяло сделано из кашемира». Летом 2006 года Абрамович купил нападающего «Милана» Андрея Шевченко и полузащитника «Баварии» Михаэля Баллака. Но Моуринью они не подошли—Шевченко вообще редко попадал в состав. Получалось, что Абрамович впустую потратил заплаченные за украинца £30 млн. Сюжет «португальский тренер против русского олигарха» стал излюбленным предметом шуток среди английских фанатов—причем всеобщие симпатии были на стороне Моуринью.
Тренер доконал Абрамовича, когда пошутил уже не про одеяло, а про яйца. Когда владелец клуба стал говорить об отсутствии у «Челси» игрового стиля, Моуринью в ответ философствовал так: «Стиль, конечно, важен. Но это как омлет и яйца. Нет яиц—нет омлета. К тому же он зависит от качества яиц». Метафору с яйцами Абрамович ему не простил—через несколько дней португальца уволили.
По мнению Слуцкого, Моуринью отлично работает с теми футболистами, которые есть в наличии, и выстраивает индивидуальную тактику, а не пользуется шаблонами. Он умеет доводить просто хороших футболистов до уровня топ-звезд: Дрогба— самый яркий пример периода «Челси», Снейдер, Милито и Майкон преобразились в «Интере».
Успех в «Интере» доказал, что выработанный за время работы в Англии скандальный стиль приносит хорошие дивиденды. Как хороший шоумен, Моуринью научился разнообразным приемам. Приехав посмотреть на игру ЦСКА в одном из матчей чемпионата России, португалец демонстративно уснул—во время игры на стадионе в Химках. В финальном матче Лиги чемпионов с «Баварией» у него порвались штаны—и никто уже не поверит, что это случайность. Он продолжает делать все, чтобы быть на первом плане, затмевая собой и футболистов, и тем более клубное руководство. В «Интере» ему мешать не стали. В «Реале» вроде бы более строгие порядки. Правда, Моуринью, кажется, не любит подолгу засиживаться на одном месте.
Отличный материал.
)))))))))))))))