11 мин.

Петер Кравиц о работе Клоппа в «Ливерпуле»

Майнц, Дортмунд, Ливерпуль – во всех трех местах работы рядом с Клоппом и Бувачем был Петер Кравиц. Помощник главного тренера «Ливерпуля» в интервью рассказал о спонтанном переезде на Энфилд, об особенностях английского футбола, которые он заметил за первые 3 месяца работы в Премьер Лиге, о травмах в мерсисайдском клубе и о «Боруссии».

BVB

В футболе нередкой бывает ситуация, когда после многих лет работы в одном клубе тренер покидает его и уезжает работать в другой клуб в другом чемпионате. И когда это происходит, болельщики его бывшей команды имеют лишь слабое представление о том, в чем выражается разница в работе тренера в предыдущем и в нынешнем клубах. Именно такая ситуация сложилась у Юргена Клоппа, которого на протяжении 7 лет дортмундские фанаты лицезрели у кромки поля и детали работы которого в «Боруссии» они знали очень хорошо. Но после того, как «Клоппо» покинул Дортмунд и перебрался в Ливерпуль, у болельщиков вполне логично стали появляться вопросы, наподобие «Как ему там работается?», «Что там иначе, чем было тут, в «Боруссии»?». На эти и другие вопросы ответил хорошо нам знакомый человек, помощник Юргена Клоппа Петер Кравиц.

Господин Кравиц, когда мы с Вами пересекались прошлым летом в Майнце, Вы тогда еще говорили о том, что Ваша пауза в футболе продлиться по меньшей мере до зимы. Несколько недель спустя Вы вместе с Юргеном Клоппом и Желько Бувачем неожиданно оказались в «Ливерпуле». Насколько неожиданно это все состоялось?

Мы тогда действительно об этом не думали. Потом Юрген позвонил мне, сообщил о хороших переговорах с «Ливерпулем» и сказал, что для нас это было бы прекрасным местом работы. И спустя чуть более 100 дней пребывания здесь это все абсолютно подтвердилось. Мы снова оказались в подходящем клубе.

Как проходили потом последующие дни?

Все прошло достаточно стремительно. Ведь наша ситуация принципиально изменилась, отсюда было необходимо принимать быстрые решения, в том числе в частной жизни. Но мне с первых секунд очень понравился Ливерпуль. Такие же впечатления были и у Юргена с Желько. Все-таки английская премьер-лига и еще раньше как-то была в подсознании. И когда потом переход в «Ливерпуль» состоялся официально, все продолжалось вплоть до сегодняшних дней в такой интенсивности, что не было времени на то, чтобы перевести дыхание.

Что было бы, если бы Вы или Бувач сказали Клоппу «в настоящий момент я не готов уходить куда-либо в другой клуб»?

Это просто нельзя было представить. У нас нет никаких расхождений. Мы приняли за основополагающее правило, что мы работаем только втроем и это делает более привлекательным работу в потенциальном клубе. И то, что среди таких клубов может быть «Ливерпуль», было сразу ясно – сразу после того, как мы услышали о представлениях клуба и занялись изучением того, как выглядит потенциал его развития. Этот момент случился раньше, чем мы планировали, но после короткого сбора информации мы не имели никаких сомнений и дали свое согласие.

BVB

Подписание контракта с Клоппом вызвало во всей Англии невероятную шумиху. Как Вы восприняли ее непосредственно на месте?

В первые дни мы жили в отеле. Практически на каждом углу стояли фотографы, так что свобода передвижения была слегка ограниченной (смеется). Наш приезд состоялся во время паузы в чемпионате, так что журналистам было тяжело чем-то заполнять газеты. И нам потом быстро стало ясно, что должны совершенно срочно найти для себя квартиры для проживания. Но все потом снова относительно быстро нормализовалось.

Клопп вызвал некоторое волнение своей уже ставшей известной фразой «I’m the normal one».

Юрген не задумывался о сказанной им фразе, это случилось спонтанно. И из этого в прессе выросла тема для дискуссий. Но среди нас эта фраза не играет никакой роли.

Как потом началась работа? Что ей предшествовало? Как к ней Вы подходили?

Мы сперва стремились получить общее представление о клубе и о привычном здесь распорядке работы. Было важно узнать, как ранее здесь протекали дела. Потом мы стали применять срочные меры, что так же касалось вещей, которые мы хотели изменить. Когда команда была уже полностью в сборе и в нашем распоряжении и мы настраивались на первую игру с «Тоттенхемом», речь шла о том, чтобы передать им футбольную информацию, но так, чтобы игроки не были перегружены ею.

После этого матчи пошли один за другим. Какой промежуточный итог Вы можете подвести с Вашей личной точки зрения?

Новый клуб, новое окружение, новая лига, новая страна, новый язык – все это по-настоящему интересно. Голова горит, но мы впитываем все это в себя и чувствем себя комфортно. Мы ведь сами хотели таких перемен, поэтому мы охотно отдаем себя этой безумной интенсивности и принимаем это приключение. Вот только приходится привыкать к непривычному вождению, но со всем другим мы хорошо справляемся.

Что еще вновинку: здесь нет зимнего перерыва, вместо этого очень любим Боксинг Дэй 26 декабря. Каким было для Вас это время?

На протяжении 43 лет у меня было счастье праздновать Рождество в спокойствии и в семейном кругу. Но с этой минуты мне приходится на этом поставить жирную точку (смеется). 24 декабря я работал до 5 часов вечера и потом у меня был прекрасный Сочельник с моими детьми и с семьей. На следующий день на 9 утра была уже назначена тренировка. После этого сразу отправился домой, отведал рождественскую индейку и потом отправился в отель, так как уже на следующий день должна была состояться игра. То же самое было и в канун Нового года, и после наступления нового года. Это время в Англии является по-настоящему самым интенсивным футбольным периодом и люди ждут его. Это трудоемкий, но прекрасный опыт.

В Дортмунде Вы отвечали, прежде всего, за изучение соперников и видеоанализ матчей. Изменилось ли что-то в Вашей работе в Ливерпуле?

Нет. Стиль работы тот же, только у нас – как и во всех других английских клубах – работает во всех отделах значительно больше сотрудников. Например, со мной работает 4 человека, которые снабжают меня информацией. И так как для нас чемпионат был новым и мы не могли быть сразу детально осведомленными о каждом сопернике, то мы ориентировались на информацию, получаемую в клубе. Тем самым мы обогащаем и наши собственные наблюдения.

Популярный вопрос: тогда что здесь типично английское и что отличается от того, что в Германии?

В целом, конечно, это тот же футбол, но есть мелкие нюансы, на которых в Англии делают другой акцент. Это начинается от существования двух кубковых турниров, в которых так же может все дойти до ответных матчей, вплоть до частично иного толкования правил игры. К тому же нет никаких периодов для отдыха, мы играем целиком и полностью во всех 4 турнирах. То, что здесь играют в футбол совершенно без перерыва, не повод для жалобы, но более чем требовательно по отношению к тренерам и игрокам. Это все для нас процессы, которые мы принимаем и приспосабливаем к нашим идеям.

Каким для Вас является уровень футбола в Англии?

Каждая команда, от первой до последней в таблице, имеет в своих рядах необычайно хороших отдельных игроков. Здесь так же играют с крайне большим акцентом на физическую борьбу, поэтому тут имеет большое значение то, чтобы игроки умели выигрывать единоборства, неважно, на земле или в воздухе. И в матчах бывают такие эпизоды, которые в Германии трактовались бы как фол. Поэтому тут у защитников есть на несколько возможностей больше играть против своего оппонента.

Эти особенности ведут к той интенсивности матчей, которая уже давно отличает английский футбол.

Именно. Чтобы минимизировать риск при построении атак, многие команды решаются на то, чтобы играть мячом далеко наперед, чтобы выстроить игру вертикально. И там тогда уже возникает возможность ближе к воротам соперника отобрать мяч и сразу же их атаковать. Это основное тактическое средство, которое здесь используется.

Это означает, что борьба за мяч очень многое решает?

Да. Вопросы, которые при этом ставятся, таковы: что происходит, прежде чем мяч снова окажется на газоне? И что произойдет в последующей за этим ситуации?

Ваши впечатления?

Почти все команды тогда используют немедленный контрпрессинг, что влечет за собой то, что ситуации перехода из атаки в оборону и обратно проходят в очень интенсивных и коротких последовательностях. Многое происходит в максимальном темпе и тем самым игроки больше подвержены ошибкам. Из-за этого возникает мнимый беспорядок на поле, так что многие матчи иногда могут казаться дикими по содержанию.

Есть эксперты, которые говорят о том, что английский футбол тактически имеет меньше смысла. Как Вы считаете?

Он только кажется, что имеет немного смысла. Игра футболистов протекает под крайне большим давлением от принятия решений. Требования к умению предвосхищать ситуации и переводить игру дальше к воротам очень высокие, так что может участиться совершение относительно простых ошибок. Поэтому нашей целью является достижение контроля над происходящим. В ситуации прессинга многие игроки всегда ведь находятся в близких к мячу зонах, так что на удаленных от него участках поля вполне естественно возникают свободные зоны. И быстро найти их и использовать при большом давлении со стороны соперника – это одна из важнейших задач в английском футболе. Даже если команда хорошо владеет защитой мяча при его ведении, это сразу дает большие преимущества.

Но интенсивный футбол может влечь за собой и травмы. С тех пор, как Вы работаете в Ливерпуле, «красным» не особенно везет в этом плане. Клопп уже сказал, что нужно посмотреть, не является слишком высокой нагрузка на тренировках. Была ли произведена уже эта проверка?

Мы перепроверяем после каждой новой появившейся травмы, если это возможно, в том числе на основе видеокадров, при каком непосредственном воздействии она появилась. Случайность или риск спортивной травмы имеют в профессиональном спорте всегда всевозможные причины. Мы постоянно думаем о травмах, которые появляются предположительно часто. И то, что ранее постигнувшие игроков травмы будто бы были вызваны слишком интенсивными тренироками, это я исключил бы. Когда игра каждый третий день, то просто невозможно тренироваться так часто и интенсивно. Потому что в первые два дня после игры игроки лишь восстанавливаются, а на завершающей тренировке ни один тренер мира не стал бы слишком сильно нагружать свою команду.

Из-за часто следующих друг за другом матчей в стороне остаются большие общекомандные и тактико-индивидуальные тренировки или нет?

Да, зимняя пауза не помешала бы (смеется). Поэтому в большинстве своем здесь завершающая тренировка является одновременно и тренировкой тактики. И в ней речь идет не о физической нагрузке, а о том, чтобы передать команде информацию и данные. И часто все объяснения о желаемом поведении команды на поле и как она должна вести себя в определенных ситуацих игры, приходится проводить в статической форме. К этому относится так же проведение бесед с отдельными игроками и видеоанализ. И в большинстве случаев автоматизирование, наигрывание таких действий потом происходит непосредственно в матчах. Мы довольны прежним развитием команды, но так же знаем, что еще не достигнут предел ее возможностей.

В соответствии с этим большое значение имеет летняя подготовка, с которой подходят к крайне длинному сезону. Как Вы хотите подойти к ней. Это ведь тоже новый опыт для тренерского штаба?

Летом состоятся чемпионат Европы, Олимпийские игры и Кубок Америки. Так что мы должны создать предпосылки, которые сделают возможным появление периода, в котором речь будет идти исключительно о тренировочной работе. Так мы хотим заложить основы во всех компонентах игры. В настоящее время мы занимаемся тем, чтобы организовать летние сборы, и смотрим, к какой дате мы сможем иметь в распоряжении всех игроков.

Летом так же будет первая возможность провести кадровые изменения. Будет ли потом изменен состав?

Я прошу о понимании, что я не буду вести речь об игроках. Все слухи об игроках выдуманы так или иначе на 99% (смеется). Что я могу сказать: мы будем пытаться развивать команду и дальше. И трансферное окно так же представляет возможность для этого, но до лета еще далеко.

Но вовсе невыдуманной персоной является Стивен Джеррард, который в конце года, кажется, закончит свою карьеру. Он в настоящее время поддерживает форму в «Ливерпуле» и так же уже встречался за чашечкой кофе с Клоппом, чтобы поговорить о возможном выступлении в команде. Как это было?

Я узнал Стивена Джеррарда как прекрасную личность. Здесь он – живая легенда и его окружает аура, связанная с клубом. Сразу можно было заметить, как он любит этот клуб. Хотя он тут бывает нерегулярно, он все равно невероятно вездесущ. Он определенно будет в будущем играть роль в нашем клубе. Но я не могу ответить пока, в какой функции он это будет делать.

Ближайшее будущее дает Вам возможность вернуться в Германию, когда в 1/16 финала Лиги Европы «Ливерпуль» сыграет с «Аугсбургом». Но так же и дуэль с Вашим бывшим клубом «Боруссией» еще вполне возможна. Был ли Дортмунд Вашим желанным соперником?

Желание чего-то в таких случаях никогда ничего не значит. Я даже не следил за жеребьевой в прямом эфире. Возможно, мы сыграем против «Боруссии» в следующем раунде. Я думаю, что так я буду говорить постоянно с этого момента (смеется). Нам известно, что матчи против «Аугсбурга» будут упорными поединками. Игра «Аугсбурга» стабилизировалась и она имеет уже четкий план. Но мы более чем оптимистично подходим к этим матчам.

Дортмунд проводит при Томасе Тухеле сильный сезон. Вы ожидали этого и у Вас была возможность посмотреть игру «Боруссии»?

С тех пор, как я в Англии, к сожалению, этого я еще не успел сделать. Но то, что клубу по силам было провести такой сильный первый круг, меня это не удивило. Парни ведь не разучились играть в футбол. Мне знаком состав и я знаю, что Тухель – потрясающе хороший и честолюбивый тренер. Нынешняя ситуация в «Боруссии» такая, какую мы пожелали ее для себя.

BVB