Гвардиола: мыслитель, который заново изобрел игру (ч.1)
Превыше всего футбольный тренер думает о победах. Они - источник его счастья, уверенности в себе, и, в итоге, стабильной работы. В этих аспектах никто не может сравниться с Пепом Гвардиолой. Нет ничего важнее для будущего тренера мюнхенской «Баварии», чем победа в футбольном матче. Ни о чем другом он и думать не может.
Для Пепа, который за последние шесть лет был назван тренером-всезнайкой, победы означают все. Он тренирует чтобы побеждать, а не чтобы развлекать (хотя и умудряется делать и это как никто), не для того, чтобы порождать тактические инновации или даже чтобы демонстрировать свою редкостную способность формировать коллектив из игроков, нет, - лишь чтобы побеждать.
Не секрет, что философия и понимание игры Гвардиолы пришли от Йохана Кройффа. Не раз Пеп во всеуслышание утверждал, что голландская легенда был его идолом и ментором, к которому он относился с безмерным уважением. Влияние Кройффа на молодого Гвардиолу невозможно переоценить, ибо Пеп научился у него всему. Тем не менее, с того самого момента когда Йохан дал Пепу дебютировать в игре против «Кадиса» в декабре 1990 года, ученик стартовал по пути к тому, чтобы превзойти своего учителя. Более старшие члены той той знаменитой команды помогли Гвардиоле развить игровые качества и привили привычки, необходимые для игры на элитном уровне. Хосепу было 19, он не обладал физической силой и значительной скоростью, но у него была ненасытная жажда к познаниям. И к победам.
Пеп начал свое образование с момента попадания в команду. Тем не менее, ключевой разницей между Гвардиолой и другими талантливыми игроками было то, что он сознательно стремился улучшить команду, а не только самого себя. С самого начала у него был безошибочно распознаваемый менталитет победителя и понимание того как работает командный дух – нечто, что потом характеризовало его в годы управления «Барселоной» и «Баварией». С самых ранних дней карьеры семена успеха были посеяны, а вырос из них один из самых выдающихся интеллектов в истории футбола.
Гвардиола частенько расспрашивал Рональда Кумана о юношеской академии «Аякса», об их принципах и философии. Он не был заносчив и не был приставуч – он просто хотел знать все. С самого начала своей славной карьеры в «Барселоне», он был одновременно и Гвардиолой-игроком и Гвардиолой-студентом. В то время как это было нормой для лучших игроков Премьер-лиги быть завсегдатаями популярных клубов Лондона и Манчестера, сверкая вычурными кожаными куртками и суперкарами от «Бугатти» до «Феррари», в каталонской прессе вы бы никогда не нашли подобной истории про Гвардиолу. Он ездил на «Фольксваген Гольф» и после тренировок не «отрывался» в городе, а вместо этого ехал домой и изучал по пленкам игру команд-соперников, с которыми «Барсе» предстояло играть в последующие недели.
За шесть лет игры при Кройффе на «Камп Ноу» Гвардиола стал поклонником методов подготовки к матчам голландского специалиста. При нем он узнал, что исход матча зависит от тысяч факторов. Несмотря на присутствие Кройффа, все зависело от Пепа – индивида, студента игры и ее тактической школы, чтобы сохранить наследие тренера, адаптировать и развить его принципы и видение. Именно так сформировался менталитет Гвардиолы, его принцип «никогда не выключаться».
***
Кройфф и Гвардиола
***
Испанец обладает удивительным футбольным мозгом. Он не только естественным образом умен и работоспособен, но он неумолим в преследовании совершенства, что порой выливается в имидж человека дерзкого и самовлюбленного. Он просто пытается быть лучшим Гвардиолой, который только возможен.
По мере своего развития как игрока, Хосеп начал влиять на более опытных игроков, окружавших его в команде. Осознавая его естественные лидерские качества, игроки благосклонно воспринимали то, как Гвардиола позиционировал себя в качестве правой руки тренера и как ключ к командной игре на поле. После того как он занял свою позицию на поле, Пеп усовершенствовал искусство цементирования обороны и зачинания атаки. На этой его позиции у Гвардиолы было много времени с мячом и после отбора его у соперников и, получая пасы от защитников. Несмотря на то, что команда Кройффа играла в опьяняюще-атакующий футбол, Гвардиола осознал важность контроля над мячом, как в отборе, так и в владении – два стержневых постулата его тренерского видения футбола.
Кройфф и Гвардиола требовали максимум друг от друга и от других вокруг себя. Пеп может быть безусловным лидером современного футбольного мышления, но свои первые и основные уроки тактики он безусловно получил от Йохана. Тем не менее, настоящий студент игры учится на ошибках наставника не меньше, чем на успехах. Команда-мечта Кройффа в Барселоне была восхитительным коллективом, полным атакующих талантов и апломба, который как бы кричал сопернику «мы забьем больше мячей, чем вы». Создания Гвардиолы несколько иные. В то время как он следовал в фарватере голландца, Пеп все же преследует большую дисциплину и тактическую грамотность. Если команды Кройффа характеризовались свободой творчества и кавалерийским задором, то метод Гвардиолы заключается в более интенсивной, методической и крайне сфокусированной игре в футбол. Все сознание Пепа сосредоточено на этих аспектах.
***
К тому времени как Гвардиола пришел на смену Франку Райкаарду в качестве старшего тренера в 2008 году, репутация Пепа как одаренного тактика была уже хорошо установлена. При нем «Барселона Б» расцвела и играла в выдающийся футбол, выиграв стыковые матчи «Сегунды Б».
На пресс-конференции, провозглашавшей назначение Гвардиолы, президент клуба Жоан Лапорта охарактеризовал тренера следующим образом: «Он обладает знаниями, энтузиазмом, уверенностью в себе и любовью к клубу, которые нам необходимы». И хотя у Гвардиолы совсем не было опыта тренерской работы на высшем уровне, совет директоров назначил его на должность единогласным голосованием, подозревая, что они запускали каталитическую реакцию, приведущую к самому славному периоду в истории клуба.
На момент назначения, «Барселона» была тенью себя. При Райкаарде они выиграли Лигу Чемпионов в 2006 году, но за этим последовали два сезона без трофеев. Первой задачей Гвардиолы было завоевать сердца и умы игроков и он это сделал своей вежливостью и уважением. После первой тренировки команды, в Сант-Эндрю в Шотландии, Гвардиола говорил о тренерской работе в «Барселоне», как о высочайшей чести. Он жил и дышал футболом клуба, от времени, когда он был мальчиком по подносу мячей и фанатом до своих лет в «Ла Масии» и до своего времени в качестве сердца полузащиты команды. Пеп говорил о необходимости восстановления порядка и дисциплины в команде, которую на тот момент он считал недостаточно профессиональной. Они не играли на свои возможности, верил тренер и они не играли достойно имени клуба. Для Гвардиолы имя и честь клуба всегда были высочайшим приоритетом. Он не подвергает обструкции игроков за неточный пас или за ошибку, хотя разумеется они его огорчают, если он знает, что игрок дал 100% самого себя игре. Это звучит банально, но в футболе самые красивые вещи могут проистекать из самых простых.
Продолжение читайте в скором времени на «Барсамании»
Перевод: alogan
Т.е. времени у него - большой вагон, чтобы еще раз большой успех сорвать. И с его одержимостью футболом это вполне вероятно...
А пока слишком много неизвестных - когда он возглавит английский клуб и какой из Манчестеров.
Я в своём бложке недавно тоже был грешен - попытался поставить диагноз болезни Гвардиолы))