11 лучших футболистов Германии всех времен
Павел Зиновьев составляет идеальную сборную Германии.
Вратарь
Все мы любим футбол по-своему. Кто-то – тихой братской любовью, кто-то – безответно, кто-то – бессонными ночами поглощая таблетки. Но те чувства, которые испытывал к игре Оливер Кан, едва ли удалось пережить кому бы то ни было еще. Это была самая настоящая похоть, льющаяся из ушей. Это был бесконтрольно разбрызгиваемый во все стороны тестостерон и такое очевидное желание взять игру силой, что хотелось повесить плашку 18+ на все игры с участием «Баварии». Естественно, были моменты, когда внутренняя эмоциональная буря отключала Кану мозг, он терялся в пространстве и не понимал, что происходит, пытался руками забивать в чужие ворота и делать столь же разумные вещи. Однако эта же неуемная страсть помогала ему пересекать границу человеческих возможностей и совершать умопомрачительные спасения.
На фоне остальных немецких великих голкиперов Оливер Кан – словно слизеринец, попавший на факультет Гриффиндор. И уже только поэтому его нельзя не выбрать в сборную всех времен.
Защита
Большой любитель снукера, Лам признается, что взял в свой футбол многое из бильярда. Это факт. Его вычерченные по линейке подкаты затухают как раз в тот момент, когда кажется, что нарушения правил не избежать. Во многом из-за этого он вообще редко фолит (иногда «воздержание» может продолжаться целый год и даже больше). Передачи Лама не нужно обрабатывать – они всегда максимально удобны, приходят ко времени и вкладываются партнеру в рабочую ногу. Кроссы с фланга напоминают резанные удары кия по битку, который приземляется ровно в то место, где его хотел видеть бьющий. Вы все это знаете. Но вот в чем парадокс: от такой приторной идеальности вроде бы можно было давно устать и разлюбить баварского капитана за его чрезмерную дотошность. Но ведь не получается, правда?
В конце концов, это тот человек, который свел с тела сборной Германии татуировку «Главные футбольные лузеры ХХI века», старательно набитую его предшественником Михаэлем Баллаком.
Лучшее, что случалось с немецким футболом за все годы его существования.
Надо быть очень наглым защитником, чтобы при росте в 168 см в эпоху повального увлечения верховыми передачами и нападающими-гренадерами всерьез рассчитывать на место в составе одной из лучших сборных мира. Фогтс взял другим – цепкостью, настырностью и бескомпромиссностью. В 13 лет он потерял родителей, что, конечно, сказалось на формировании его характера. Воспитывавшие его дядя и тетя уже не ждали, что из неотесанного двоечника вырастет что-то достойное, но футбол сгладил все недостатки Фогтса и сделал из него элитного защитника. Агрессивность полностью сублимировалась в спорт. От Фогтса доставалось всем. Даже партнерам по команде на тренировках. Что уж говорить про соперников? «Искусанный» «Терьером» (прозвище Берти) Йохан Кройфф в финале ЧМ-1974 – одна из главных причин итогового триумфа немцев на домашнем турнире.
К нападкам в свой адрес со стороны недоброжелателей Фогтс сегодня предпочитает относиться философски: «Даже когда я иду по воде, эти люди кричат мне в спину, что я не умею плавать».
Яркая внешность одного из самых необычных немецких супергероев отлично сочеталась с его экстравагантными поступками. «Было бы у меня афро, как у Пауля Брайтнера, вот тогда было бы все супер», – пели берлинские панк-рокеры из группы Die Ärzte. У Брайтнера действительно все было замечательно. Не карьера, а мечта. Чемпион мира и Европы, чемпион Германии (в составе «Баварии») и Испании (в составе «Реала»), единственный защитник, забивавший в двух финальных матчах мирового первенства. Однако еще больше удовольствия он получал, когда добавлял перца в свою нефутбольную жизнь. Фотографии с портретом Мао Цзедуна и чтение пропагандистских китайских газет левого толка в Западной Германии трудно было воспринимать иначе, как опасный флирт с запретными темами. Танцы в голом виде у бассейна после выигрыша серебряной салатницы тоже не находили понимания у коллег. Брайтнера это злило: «В этом ср*ном клубе что, праздновать запрещено?» Пауля никак нельзя было назвать последовательным человеком. Ненависть к капитализму в нем неожиданно утихала, когда речь заходила о симпатичных гонорарах за съемку в рекламе сети ресторанов быстрого питания или крема для бритья.
К счастью для немецких болельщиков, со временем внутренний футболист Брайтнера победил политика и мятежника, сидевших в подкорке. Он стал гораздо спокойнее относиться к альтернативной точке зрения и помирился со всеми, кого когда-то обидел. Получил прозвище «Красный барон» еще до того, как это стало мейнстримом.
Полузащита
История обретения Германией футбольного могущества имеет вполне конкретную точку отсчета – 4 июля 1954 года. В тот день произошло два важнейших события в истории игры:
закончила свое существование великая сборная Венгрии,
на свет появилась новая футбольная сверхдержава, не менее славная и уж точно гораздо более живучая.
Лидером и капитаном той команды был Фриц Вальтер. За 10 лет до того, как поднять кубок Жюля Риме над головой, бывший рядовой вермахта имел все шансы сгинуть где-то по дороге из восточно-европейского концлагеря на сибирские рудники, но завораживающей игрой в футбол он заработал себе персональных болельщиков среди администрации венгерского лагеря для военнопленных, которые помогли Фрицу избежать расстрела и вернуться после войны в родной Кайзерслаутерн.
Фриц Вальтер – это тот человек, благодаря которому стало в принципе возможно появление Беккенбауэра, Мюллера, Заммера и других фигурантов славного списка. Все немецкие футболисты последующих поколений, впитавшие в себя истории о Вальтере и «Чуде Берна», уже в раннем возрасте знали, что они рождены для великих дел. И пример – такой заразительный, такой духоподъемный – отныне всегда был у них перед глазами.
Футболист Лотар Маттеус – рекордсмен по количеству матчей за сборную Германии (150). Футболист Лотар Маттеус сыграл на пяти чемпионатах мира (таких игроков в истории всего трое). Футболист Лотар Маттеус был образцом стабильности и надежности. Я специально сделал упор на слове «футболист», потому что это единственная профессия, которую Лотар успешно освоил в своей жизни, и я не хочу, чтобы у вас он ассоциировался с каким-либо другим занятием, ведь никто так не навредил имиджу Маттеуса, как он сам, когда начал изображать из себя супертренера с планшетом в руках.
Надо отдать ему должное – он вовремя остановился и уже пять лет никого не тренирует. Правда, беда пришла с другого фланга – Маттеуса позвали на ТВ. «Если ты вышел в финал, то можешь в нем победить» – этот и другие перлы 53-летнего немца теперь вынуждены пропускать через себя подписчики Sky Sport. Ну или читатели «Спорт-Экспресса», например, где наш герой выступает в роли постоянного эксперта.
Для футболиста, который вынужден был завершить карьеру в 32 года, Заммер выиграл даже слишком много. И легких путей 6-й номер старался избегать. Два своих первых чемпионства Заммер выиграл с дрезденским «Динамо» до объединения Германии, еще три – уже после. Причем сделал он это – не прибегая ко всевозможным читерским уловкам – в составе двух разных клубов, ни один из которых не назывался «Бавария» (редчайший случай в бундеслиге). Победа в Лиге чемпионов, звание чемпиона Европы и «Золотой мяч»-1996 – фантастическая плотность свершений на единицу затраченного времени.
За такой короткий период игровой активности Маттиас просто не успел насытиться футболом в полной мере, поэтому никто не удивился переходу уроженца Дрездена на тренерскую работу, а затем – перемещению в кресло спортивного директора. Удача и успех продолжают преследовать Заммера и здесь.
История знает мало примеров, когда немецкий игрок сумел блестяще проявить себя на родине, уехав за границу, не потерялся в составе топ-клуба и заиграл там еще ярче. Даже сегодня это получается далеко не у всех. Нетцер (на фото – слева, рядом с Дель Боске и Пирри) был первым немцем, которого приобрел мадридский «Реал». В родном Менхенгладбахе решение кумира сменить обстановку вызвало шок. «Я останусь вечной девственницей, если Гюнтер уедет в Испанию!» – рыдала одна из многочисленных поклонниц патлатого красавца накануне его отъезда. Временами футбол толкает людей на страшные жертвы.
Чемпион мира-1974, чемпион Европы-1972 и обладатель уникальной техники обращения с мячом. Неповторимой ее делала одна физиологическая особенность Нетцера – он носил обувь 47 размера.
Атака
«Лучший из тех, с кем мне приходилось играть? Герд Мюллер, конечно». У людей, игравших бок о бок с «Бомбардиром нации», просто не может быть других вариантов ответа на этот вопрос. Брайтнер, Хенесс, Беккенбауэр и еще десяток немецких звезд калибром поменьше – все они готовы сутки напролет кланяться в ноги человеку, который запустил «Баварию» и сборную Германии в космос. «Без Мюллера мы бы до сих пор ютились в той неприметной хижине», – уверен Франц Беккенбауэр, вспоминая деревянный домик, бывший около 40 лет назад офисом мюнхенского клуба на Зебенер-штрассе. «Кайзеру» вторит Пауль Брайтнер: «Я не стоял бы сейчас тут перед вами и не давал вам интервью, если бы не этот человек. Именно Мюллер приносил нам все эти кубки. Он делал главное – забивал голы, а мы лишь помогали ему в этом».
В последний день 2015 года «Bild» сделал приятный подарок 70-летнему Мюллеру, который сейчас страдает от болезни Альцгеймера, и поставил легендарного бомбардира на первое место в рейтинге 100 лучших немецких футболистов всех времен.
В 37 лет он предпочитает не досиживать оставшиеся по контракту несколько месяцев, а работать на благо команды (заработанный пенальти и голевая передача в матче против «Болоньи» недавно помогли «Лацио» спасти ничью). Миро уходит на пенсию этим летом. У вас осталось не так много времени, чтобы окончательно закрепить в памяти образ выдающегося немецкого нападающего. Дальше освежить воспоминания вам помогут только ролики из Youtube.
71 гол за сборную Германии, 16 из них – в финальной части чемпионатов мира. Клозе очень постарался, чтобы его достижение продержалось как можно дольше. Видимо, поэтому в Германии перестали появляться центральные нападающие. Все боятся даже начинать атаковать этот рекорд. «Прыжок в ХХI век», football edition.
Главный тренер: Гельмут Шен
Человек, приучивший Германию к победам и сформировавший новый типаж тренера – глава семейства. Пока другие считали, что в национальной команде должна быть армейская дисциплина и субординация, Шен мог запросто позвать к себе домой на ужин сборников и до ночи болтать с ними на разные отвлеченные темы. Так рождалось поколение свободно мыслящих футболистов, которые были объединены общей идеей. Вместе с Шеном бундестим прожила, пожалуй, лучшую десятилетку в своей истории. ЧМ-1966 – серебро, ЧМ-1970 – бронза, ЧЕ-1972 – золото, ЧМ-1974 – золото, ЧЕ-1976 – серебро.
Фото: Gettyimages.ru/Vladimir Rys/Bongarts, Shaun Botterill; globallookpress.com/picture-alliance/dpa (3,4,6,8), imago/Fred Joch, Gettyimages.ru/Beate Mueller/Bongarts; globallookpress.com/imago/Werner Otto, imago/Colorsport; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths; globallookpress.com/imago/WEREK