8 мин.

Становление Жозе Моуриньо - от «переводчика» до «Особенного» (Часть 2)

Часть 1

Новые задачи в «Барселоне» 

«Я его должник. Когда он приехал в Португалию, в футбольном мире я был никем», - позже расскажет Моуриньо. «Он помогал мне, когда мы работали в первых двух клубах. И затем он позвал меня, когда его пригласили в один из самых известных клубов мира («Барселона»). Мы очень разные, но благодаря ему я понял, каково это, быть тренером топ уровня».

В «Барсе» все было по другому. «Кройфф создал особый стиль футбола, адаптируя футбол «Аякса» тех времен, когда он сам за него выступал, на свой лад», - сказал Робсон, который также находился в курсе того, что клуб, по инициативе Кройффа, хотел продолжать гнуть аяксовскую линию и дальше, как можно скорее пригласив Луи ван Гаала .

Несмотря на эту неопределенность, Моуриньо неплохо устроился в Барселоне. «В «Барсе» он был другим человеком, кем-то очень близким для журналистов», - вспоминает Санти Хименес. «Игрокам он нравился, они уважали его. Так же как и журналисты», - вторит Лу Мартин из «Эль Паис». «Он выбирался с нами куда-нибудь на ночь, перед европейскими матчами. Он был душой компании. Время меняет людей. Сейчас, перед представителями СМИ я вижу совсем другого человека. Не того, кого я когда-то знал».

«Однажды мы, вместе с ним и фотографом, отправились на разведку в Белград, перед матчем с «Црвеной Звездой». У нас возникли кое-какие проблемы с Сербским правительством, но это была веселая поездка. Мы много шутили. Я ему в шутку сказал, что все вокруг думают, что он парень Робсона, потому, что они все время ходят вместе. На что Моуриньо мне ответил: «Хочешь проверить, приводи свою сестру, и мы сразу выясним – правда, это, или нет». Я навсегда запомнил его слова, когда он сказал, что «я не трачу свое время на размышления о людях, которые любят или ненавидят меня».

«В какой-то момент у нас спустило колесо и ни я, ни фотограф не имели, ни малейшего понятия о том, как менять шины. Моуриньо тогда разозлился, что кто-то это подстроил, так как догадывался, что они приехали следить за командой «Црвена Звезда». Но, тем не менее, он вышел, и заменил спущенное колесо.

Для многочисленных друзей в Барселоне, Моуриньо был известен как Жозе. Для ближайших просто Зе. Моуриньо жил со своей женой Матильдой в Сиджес, богатом районе недалеко от города, в то время как Робсон жил со  своей супругой Элси. Для Робсонов Матильда была так же полезна, как и Жозе. Например, готовила им еду. На «Камп Ноу», в отличие от португальца, Робсон держал дистанцию с игроками. В то время как Моуриньо гораздо теснее общался с футболистами, особенно с португалоговорящими. Такими, как недавно подписанный Роналдо, с которым у Жозе сложились прекрасные отношения. Благодаря ним бразилец был просто неудержим.

Гвардиолу португалец отмечал за его явные лидерские качества. Эти двое нередко обсуждали тактические тонкости на испанском и каталонском языках. «Мы говорили о некоторых вещах, когда у нас возникали сомнения. Мы часто обменивались идеями. Но я не припоминаю, что это было нечто такое, что предопределило бы наши отношения», - вспоминает гвардиола. «Он был помощником мистера Робсона, а я игроком». Когда в 2011 году они скрестили шпаги в своих высказываниях в СМИ, Гвардиола их отношения в «Барсе» как «дружеские…, ну не совсем дружеские, скорее рабочие».

Моуриньо заявил, что справляется с суперзвездами не благодаря тирании, а благодаря тому, что может их направлять. «Вы не можете помочь, но можете учиться, когда работаете со звездами такого калибра», - говорит Моуриньо. «Например, человеческим отношениям. Игроки определенного уровня не будут с вами соглашаться, только лишь полагаясь на ваш авторитет. Вы должны доказать, что правы. Старая басня о том, что «босс всегда прав» тут не пройдет. Особенно  такими игроками, какие собраны в «Барсе». Тренер скорее как навигатор. Вы даете подсказки, они интерпретируют их на свой лад. Вот философия моего руководства».

Игроки ценили Моуриньо за его внимание к деталям, которые он демонстрировал им на видео. Будущий Чемпион мира 1998 года Лоран Блан, котрый проведет в «Барсе» один сезон, попросит даже забрать эти материалы домой, дабы внимательно изучать соперника. Те игроки «Барсы» не заставили себя долго ждать, чтобы попасть под критику Жозе. «Мы сказали Роналду (в том сезоне – лучшему бомбардиру чемпионата), что это не дело, забить чудо гол, а затем спать на протяжении 89 минут», - сказал он в 1996 году.

В своем единственном сезоне в «Барсе» Робсон выиграл три трофея: Кубок Испании, Суперкубок Уефа, и Кубок обладателей кубков. Чемпионат Испании выиграть Робсону не удалось, и он был уволен. Случилось то, чего англичанин давно ожидал – его преемником назначили Луи ван Гала. 

Моуриньо к тому моменту уже многому научился, и вот что он поведал: «Одна из самых важных вещей, которой я научился у Бобби Робсона, это то, что когда ты выигрываешь, то не должен считать себя лучшим. И наоборот, когда проигрываешь, нельзя считать себя никем. Бобби Робсон не так заинтересован в изучении системы и планировании игры или учебных занятий. Он человек поля, который раскрывается во время прямого контакта с футболистом во время игры. Он тренер, который больше всего заботится об атаке. Если мы мысленно разделим поле на три равные части, то Бобби Робсон будет ответственен за заключительную треть. Это означает то, что большую часть своей работы я уделял обороне».

После ухода Робсона

Моуриньо остался в «Барсе» после ухода Робсона. Он собирался вернуться в Португалию, чтобы тренировать, но англичанин посоветовал ему остаться с Луи ван Гаалом, и даже рекомендовал его голландцу. Бывший главный тренер «Аякса» понял, что имеет дело с «высокомерным молодым человеком, который не признает авторитета, но это мне в нем и понравилось». «Он не был покорным. Когда я в чем-то был неправ, он не соглашался со мной. В итоге я начал хотеть услышать его мнение, и слушао его больше чем других своих помощников».

«В подчинении у ван Гаала у него была несколько иная роль», - говорит источник, близкий к «Барселоне». «Ему доверяли разведку игры соперников, больше чем когда-либо. Он много путешествовал. Ван Гаал также со скамейки пересадил его на трибуны, чтобы тот в перерыве докладывал ему обо всех аспектах игры. А сам голландец уже доносил эти мысли до игроков. Я работал в близком контакте с Моуриньо и он мне нравился. Он был ярок, амбициозен, и имел сильный характер. Он хотел быть частью команды и успешно в нее вписался. Я знал, что со временем из него получиться хороший тренер, но не знал, что он станет великим».

«Он сердечный человек», - вспоминает Михаэль Райцегер, выступавший за «Барсу» в период с 1997 по 2004 год. Он был заинтересован в каждой мелочи, хотел обо всем знать. И очень хотел быть частью коллектива. Игрокам это приходилось по душе, но не думаю, что это нравилось ван Гаалу.  Было ясно, что он хотел стать некто большим, чем просто помощником».

«Человек, которого я сейчас вижу по телевизору -  совсем не тот человек, которого я когда-то знал. Не тот, с кем я недавно столкнулся в отеле в Амстердаме и который так хорошо ко мне относился».

Под руководством голландца Моуриньо продолжал учиться и развиваться. «Все практические занятия с Луи ванн Гаалом были отрегулированы», - говорил Жозе. «Я заранее хотел знать обо всем, что будет происходить на тренировках. Цели, время, каждая деталь, каждая мелочь интересовала меня. Все должно было быть запрограммировано мной заранее».

Но в какой-то момент Моуриньо надоело быть помощником. Падение ван Гаала началось с того, что он не смог вывести команду в Лигу чемпионов. Болельщики надеялись увидеть свою команду в финале этого турнира, который должен быть проходить как раз на «Камп Ноу», в год столетия клуба в 1999 году. К тому времени Моуриньо уже знал, чего он хочет. Но отверг предложение от «Браги» возглавить клуб, потому, что зарабатывал больше денег в Испании, и семье его было намного комфортнее в «Барселоне».

Он так же больше узнал о деньгах от таких игроков «Барселоны» как Ривалдо, который сказал ему однажды: «на трофеи ипотеку не оплатишь». Он остался в клубе на еще один несчастливый год, в профессиональном и личном плане. Год, который, по его собственным признаниям, сделал его «грустным, резким и временами чересчур грубым тренером». Он так же был не сильно впечатлен новым президентом клуба. Поэтому он покинул клуб ( несмотря на продленный контракт), и переехал из Сиджеса в Сетубал.

«Игроки очень скучали по нему, когда он уехал», - говорит Райцегер. «Это большая похвала для помощника тренера». Вернувшись в Португалию, он все лето оставался безработным. Робсон предлагал ему вновь поработать вместе в «Ньюкасле» перед тем, какв середине сентября на него вышла «Бенфика» с предложением возглавить клуб вместо Юппа Хайнкеса. Так он стал главным тренером. Через четыре года он приведет «Порту» к величайшему успеху, выиграв с этим клубом Лигу чемпионов. Еще через неделю он возглавит «Челси», и уже в Англии начнет показывать свои лингвистические данные и фирменную чванливость, что предопределит его дальнейшую карьеру. Так «Переводчик» стал «Особенным».

Перевод: vincentvega