Становление Жозе Моуриньо - от «переводчика» до «Особенного» (Часть 1)
У встречи между «Барселоной» и «Атлетиком Бильбао» была своя предыстория. Андони Гойкоэчеа, по прозвищу «Мясник из Бильбао» более десяти лет назад буквально «убил» Марадону на поле, поэтому атмосфера на «Сан Мамесе» еще задолго до матча между этими командами была пропитана токсичной ненавистью. Новый тренер «Барсы» Бобби Робсон, назначенный перед сезоном 1996/97, занял свое место у кромки поля.
Его оппонентом был Луис Фернандес. Бывший игрок сборной Франции, до того, как возглавить «басков», мог стать первым французским менеджером, сумевшим выиграть главный европейский трофей с «ПСЖ». Фернандес был опасным человеком. Из него буквально сочились желчь и агрессия, когда его команда побеждала со счетом 2-1. Робсон избегал конфронтации с ним, а вот его доселе неизвестный помощник нет. Несколько раз тот столкнулся с Фернандесом в пространстве между скамейками команд. Болельщики позади них были явно удивлены столь наглым поведением молодого человека, осмелившегося дать отпор наставнику принимающей стороны. Жозе Моуриньо, 33-х летний помощник главного тренера не отступал и вел себя весьма решительно. Взбешенный Фернандес толкался с Моуриньо на бровке, всем своим видом он показывал, насколько презирает человека, имени которого он даже не знал. Кто ты такой, чтобы бросать мне вызов? Но с этим парнем такой фокус не прошел. Ведь даже прежде чем он выиграл Лигу чемпионов с «Порту», стал особенным в «Челси», завоевал исторический для итальянцев треббл с «Интером», стал центром футбольной вселенной в «Реале», вновь привел к успеху «синих», даже в те давние времена Моуриньо был полон высокомерия. Чванливость, которая не раз поспособствует его успехам в будущем, тогда помогла ему дать отпор внушительному Луису Фернандесу, несмотря на то, что он был всего лишь переводчиком – одним из членов многочисленного персонала «Барселоны». Хосеп Гвардиола, возможно самый близкий в те времена для Жозе человек в «Барсе», не раз вступался за португальца во время тех перепалок, между Моуриньо и Фернандесом на бровке поля.
Бобби и Жозе: неперспективная пара
Жозе Моуриньо вместе с Бобби Робсоном прибыли в Каталонию летом 1996 года. До этого португалец на протяжении четырех лет работал помощником англичанина в «Порту» и «Спортинге». Скептики не верили в этот тандем. Чрезвычайно популярный тренер Йохан Кройфф, с которым «Барселона» выиграла четыре чемпионата Испании и первый для себя Кубок европейских чемпионов, накануне был уволен президентом Хосепом Нуньесом. К счастью, Робсон не знал ни кастильского, ни каталанского языка, иначе ему бы вряд ли понравилось то, что он увидел.
Зато знал Моуриньо. Он совершенствовал свой испанский, ведь это дается намного легче, если вы из портуагльского города Сетубал, нежели из Сакристона, что в графстве Дарем. Не остановившись лишь на одном испанском, он также начал изучать каталанский, и прибавил их к уже знакомым английскому, французскому, португальскому и итальянскому. Нуньес называл его «переводчик», на протяжении всей его карьеры в «Барселоне». Прозвище, которое перехватили все СМИ, хотя звучало оно весьма пренебрежительно и не совсем отражало истину.
«Барса» очень хотела заполучить Робсона, но необязательно вместе с Моуриньо. Каталонцы предложили англичанину в качестве помощника Хосе Рамона Алешанко, проведшего в сине-гранатовой футболке 250 матчей, и закончившего карьеру футболиста в 1993 году. Робсон был заинтересован в этом предложении, но все же выбрал португальца, верой и правдой служившего ему на протяжении четырех лет. Хотя некоторая неопределенность в роли Моуриньо в клубе у него все же была.
«В начале он был переводчиком, - рассказывает один из сотрудников клуба, который работал с этой парой. Но он также был и помощником главного тренера. Эти роли казались несовместимыми, что и стало очевидным после двух-трех пресс-конференций. Вместо того чтобы переводить слова мистера Робсона, Моуриньо всегда пытался добавить собственное мнение. Он с успехом защищал своего босса в спорах с журналистами. Нам пришлось сменить его амплуа».
Журналисты помнят это несколько иначе. «Моуриньо занимался переводом во время первой пресс-конференции после матча на предсезонном сборе в Голландии, но было очевидно, что он не справляется, так как у него было собственное мнение по тем ли иным вопросам», - вспоминает Санти Хименес, из издания «AS». «Некоторые журналисты знали английский, и очень скоро стало понятно, что Моуриньо выбирает, какие слова Робсона переводить. Переводчиком он оставался лишь в раздевалке, а на пресс-конференциях вел себя иначе. Ответы Робсона чаще всего были односложными, переводы же Моуриньо носили более глубокомысленный и детальный характер».
Робсон заполучил Моуриньо в переводчики во многом благодаря его лингвистическим данным, но не только из-за этого. Новый президент клуба «Спортинг», приглашая Робсона на должность главного тренера, решил помочь англичанину адаптироваться, поэтому и назначил Жозе на эту должность. «Жозе был серьезным молодым человеком, которого назначили мне в помощники благодаря его знаниям английского языка и футбола», - сказал однажды Робсон. Вряд ли он знал, что у Моуриньо была собака по кличке Гуллит.
«Он был школьным учителем, а вот его отец был профессиональным футболистом. Он был голкипером «Витории Сетубал, а затем и генеральным директором этого же клуба. Во всех трех клубах, которых мы работали вместе, он мне сильно помогал. Прикрывал мою спину, выстраивая хорошие отношения с футболистами. Хотя, чаще это означало, что он сам вставал на линию огня».
Вместе с Мануэлем Фернандешем, бывшим игроком «Спортинга», Моуриньо был главным переводчиком Робсона в Лиссабоне. Но не всегда Жозе приносил линь добрые вести. «Он рассказывал мне то, что говорили обо мне игроки, когда думали, что я их не понимаю», - вспоминает Робсон.
Хотя «Спортинг» и шел в лидерах лиги, но после поражения от австрийского «Казино СВ» (ныне «Ред Булл Зальцбург») в Кубке УЕФА в 1993 году президент клуба по внутренней связи самолета, в котором летела команда, начал ругать футболистов, руководителей и фанатов клуба. Робсон попроисл Моуриньо перевести ему слова президента. Смущенный Жозе ответил, что босс недоволен выступлением команды, и что по прилету мистера Робсона ожидает серьезный разговор.
Так и случилось. Вернувшись в Лисссабон, Робсона уволили прямо на глазах сотрудников клуба. При этом ему даже не полагалось оплатить неустойку за расторжение контракта. Его место занял давний друг президента клуба Карлуш Кейрош, который дождался своего часа. Моуриньо снова убедился в том, насколько футбольный мир бывает жесток и эфемерен. Почему снова? Однажды, когда ему было десять лет, его отца уволили прямо посреди рождественского ужина с семьей.
Вскоре, после того как в январе 1994-го Робсона пригласили в «Порто», тот обратился за советом к Моуриньо. Жозе взахлеб говорил о том, какой у этого клуба серьезный статус, поэтому недолго думая, согласился вновь стать помощником англичанина. Так какие же качества этого «переводчика» произвели такое сильное впечатление на Бобби Робсона?
В «Спортинге» главный тренер часто отправлял португальца на разведку, чтобы тот разузнал все о предстоящем сопернике. Когда тот возвращался с докладом, то Робсон был часто просто ошарашен. «Он возвращался с абсолютно первоклассными отчетами», - поведал Робсон в 2005 году. «В свои тридцать с небольшим лет, никогда не будучи ни профессиональным игроком или тренером, он предоставлял мне отчеты, лучше которых я никогда не видел».
Подчиненные, которые в будущем работали на Моуриньо, должны были быть предельно внимательны в своей работе. Они должны были выполнять свою работу либо на все сто процентов, либо не выполнять ее вовсе. Как это, например, случилось в «Бенфике» в 2000 году, когда его скауты собрали информацию лишь о девяти игроках соперника.
Идея использовать Моуриньо в качестве скаута была не новой, ведь когда ему было 14 лет, он делал нечто подобное для своего отца. Правда, его отец был против того, чтобы он зарабатывал себе на жизнь футболом, но Жозе уже все для себя решил. Он хотел стать тренером. Кроме того, он все еще думал, что может быть игроком. Так и было, но его карьера ограничивалась всего лишь второй португальской лигой.
В 23 года, все же смирившись с тем, что его возможности, как профессионального футболиста, ограничены, он стал посещать тренерские курсы. Некоторые из них проводились под эгидой Шотландской федерации футбола, где большое влияние имел главный тренер сборной Шотландии Энди Роксбург. Особенно в вопросах, касающихся организации и методов практических занятий. В начале Моуриньо тренировал молодежную команду «Витории Сетубал», и был тренером по физподготовке в «Эштрела Амадора». Так что на момент, когда Жозе поехал встречать Бобби Робсона в аэропорту Лиссабона, у него имелся некоторый опыт.
Вратарь «Порто» Витор Баия был одним из тех, кто вслед за этой парой последовал в «Барселону». Вот, что он поведал о Моуриньо: «Я знаю его давно, и у него есть свой особенный способ организации игроков, и понимание того, как они хотят играть».
Робсон и Моуриньо вместе столкнулись с несчастьем в «Порту», когда 26 летний полузащитник клуба Руи Фелипе погиб в автокатастрофе. Но на футбольном поле у португальского клуба все было хорошо. В 1994 году «Порту» в полуфинале Лиги чемпионов предстояло играть с «Барселоной» Кройффа. Тогда судьба противостояния решалась в одном матче на «Камп Ноу», в котором «Барса» уверенно обыграла соперников со счетом 3-0. Тем не менее, уже в то время Робсон был на карандаше у руководителей каталонского клуба, тем более к тому моменту англичанин сумел выиграть два чемпионата и Кубок Португалии.
«Барселона» сделала предложение Робсону возглавить команду в апреле 1996 года, тем самым подтвердив свои обещание, данное англичанину еще в те времена, когда сэр Бобби возглавлял «Ипсвич Таун». Посоветовавшись с Моуриньо, они согласились на переход.
Перевод: vincentvega