Головокружение от успехов. Как победы обанкротили «Твенте»
Еще несколько сезонов назад голландский «Твенте» играл в Лиге чемпионов, всерьез конкурировал с «Аяксом» и ПСВ в чемпионате и выбивал «Зенит» и «Рубин» из плей-офф еврокубков. Сегодня клуб из Энсхеде, который занимает четвертое место по стоимости состава в стране, находится на предпоследней позиции в Эредивизие и может вообще прекратить существование. Еженедельник «Футбол» — о том, как «Твенте» докатился до такой жизни.
С чего начались проблемы
В сезоне-2002/03 «Твенте» переживал похожий период. Его управляющая компания была признана банкротом, и клуб находился в паре месяцев от закрытия. Спас бизнесмен Йохан Мунстерман. Тогда еще будущий председатель совета директоров «Вегера», медиакомпании с оборотом более 500 млн евро в год, подобрал нищий клуб, уже через год вывел его в финал Кубка, затем дал возможность закрепиться в топ-4 и наконец принял одно из главных решений в жизни.
Улыбка в двадцать три. Почему Квинси Промес – cамая крутая покупка «Спартака» последних лет
С позором изгнанный из Англии Стив Макларен казался не лучшим вариантом, но именно он довел дело Мунстермана до логического завершения — «Твенте» впервые за 35 лет вошел в топ-2, а затем стал чемпионом. Такого успеха в истории клуба вообще никогда не видели.
Четыре подряд выхода в Лигу чемпионов, но лишь одно участие в групповом этапе и ни одного плей-офф. Мунстерман хотел пробить эту стену, поэтому начал серьезно усиливать состав. 8 млн евро на трансферы за год, 9 млн, 13 млн… Суммы постоянно росли, но дали обратный эффект. Результаты пошли вниз. Вместо того чтобы сократить расходы, владелец продолжал растапливать трансферную печь — вершиной стали 17 млн, выброшенные на рынке в сезоне-2012/13. От продаж «Твенте» получал тоже немало, и доходы, кстати, всегда превышали расходы, но вместе с новыми игроками росла зарплатная ведомость. За несколько сезонов она раздулась с 4 до 33 млн евро. Кроме того, клуб занялся реконструкцией стадиона.
Вопросов ни у кого не возникло бы, но почему-то весь банкет оплачивал не президент, а кредиторы. К апрелю 2014-го задолженности перед ними накопились такие, что, если бы они разом потребовали свои деньги назад, клуб оказался бы банкротом. В этот момент в ситуацию вмешался голландский футбольный союз. Он потребовал от «Твенте» согласования всех трансферов ценой более 50 тысяч евро и скорейшей продажи лидеров — Тадича и Промеса. Но вырученные за них 25 млн клуб не спасли.
Как команда совершила самоубийство
Когда в футбольном союзе поняли, что ситуация критическая, чиновники стали действовать решительнее. Они запретили «Твенте» покупки зимой 2015 года, вынудили продать игроков на 20 млн, затем сняли три очка и попросили Мунстермана уйти в отставку. За компанию с президентом из клуба погнали 18 сотрудников и скаутскую службу, сам Мунстерман был обвинен в финансовых махинациях, а с команды снова сняты три очка.
Евро, стоп. Как Голландия, Греция и Сербия провалили отборочный турнир чемпионата Европы
Летом «Твенте», который из-за обвинений союза потерял главного спонсора, расстался с 15 игроками, закрыл молодежную команду, выступавшую во втором дивизионе, и женское подразделение. Но денег все равно не хватало. Осенью директор сообщил о чистом убытке в 1,5 млн евро и 8-миллионом кредите, который взял клуб, чтобы рассчитаться по обязательствам. Тогда мало кто понял, откуда у «Твенте» еще могут быть долги. Разобраться помогли анонимные хакеры. Они выложили в открытый доступ документы о сотрудничестве клуба с инвестиционным фондом Doyen. Те обязывались инвестировать в голландцев 3,3 млн евро, зато взамен получали часть прав на целую группу игроков. Так благодаря абсурдным условиям контракта только за счет продажи Промеса Doyen почти отбил инвестиции: за 30% прав фонд получил 2,7 млн. А ведь были еще 1,4 млн за Тадича, 1,25 млн за Костаньоса… «Твенте», естественно, оказывался в большом минусе. Еще одна проблема состояла в том, что совместное владение игроками запрещено ФИФА. Правда, на это «Твенте» может сказать, что соглашение заключено до введения этого правила. Но вот на вопрос, зачем клуб согласился платить фонду компенсацию при отказе от продажи игроков в случае, если имеется предложение, в Энсхеде вряд ли ответят. Тогда бы они не скрывали сотрудничество от надзорных органов.
Люди в черном. Под кого расчищают место президента ФИФА
Когда вскрылось абсолютно все, на «Твенте» наложили очередные санкции: отстранение от еврокубков на три года, отставка нового президента, штраф в 45 тысяч евро, условный отзыв профессиональной лицензии. И назначили дедлайн, к которому нужно навести порядок, — конец сезона. В конце декабря в команде поняли, что решить проблемы своими силами точно не получится. Пришлось обращаться в местный муниципалитет. Город пообещал выделить 32 млн евро. Огромную по голландским меркам сумму.
Возможно, теперь улучшатся и дела в таблице. 25 тысяч зрителей, которые почти полностью забивают городской стадион, ждут этого больше всего.
Текст: Александр Головин Фото: Global Look Press
Скачайте наше приложение «90 минут»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/90-minutes/id946660322?l=en&mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.ninetyminutes
Не могу забыть это Валерино определение.