Враги интершума. Почему футбольными комментаторами могут работать единицы
Вершина списка «30-и самых заплюсованных постов 2015 года» ярко характеризует пользовательские настроения на Sports.ru, наводя на мысли: вкусовые рецепторы многих российских любителей футбола возбуждает не столько чистейший концентрат полевых событий, сколько вклад микрофонных людей, добавляющих в общий игровой коктейль свои комментаторские пять капель.
Вот уже слышу возражения: «Да кто они такие?! Я только футбол люблю, и будь функция интершума...». А сами судорожно начинаете вспоминать, не оставляли ли вы плюсы и пару строк под остро-популярным текстом Андрея Пономарева о «мерзком» Черданцеве. Не забегали ли Уткина лайком поддержать, когда чистоплотный Василий категорически отказывался «тонуть в омерзительной Тине». В первом примере народ повально отпинал ненавистного Георгия, во втором – отряхнул, чмокнул и возвысил одинокого борца за честь и достоинство партии. Никто же не заставлял беспокойную публику лично прибавлять громкости едва спортивным событиям, а вы все про футбольный интершум. Оставьте звук – выключайте лицемерие.
Тви-аккаунт Уткина популярнее официальной странички главной команды страны – сборной России по футболу. У Генича больше подписчиков в Твиттере, чем у московского «Динамо», но зрители-знатоки при любом удобном случае называют Константина переоцененным, ограниченным комментатором. И «Динамо» обидно, ведь к именитому клубу сегодня применяют лишь второй Генич-эпитет. Когда бело-голубые выйдут из кризиса? – большинству футбольных обывателей начхать. Лучше ответьте: вылез ли из гомосексуального тенька Дементьев, жарким летом 2015-го беседуя с Виталием Суворовым?
В нашем мире болельщиков еще обитают уникальные меньшинства-индивидуальности, ошибочно считающие, что в футбол играть легко: справится всякий, только дай время для практики, корявую ступню набить. Не смущает их, что мяча не трогали в обычной жизни, а если и пытались, кожаный стыдливо отскакивал в соседний двор.
Так часто происходит и с оценкой работы комментаторов: «Мой спиртуозный батя на диване круче базарит об игре, а знаменитый и всезнающий Олег с форума «Барселоны» – вручи парню гарнитуру – сладкой и информативной речью заткнет за пояс телевизионных выскочек». Толково пинать мячик для Олега сложно; печальный факт он методом проб и ошибок уяснил еще в детстве, тогда и зарекся сильно не поносить способности профессиональных футболистов. Но включенного микрофона Олег и батя, обожающие чморить комментаторов и разбирать их труд, не встречали никогда. Думаете, они красиво и доходчиво расскажут вам о бегающих по газону? Двух слов не свяжут даже о себе. Больно признавать успешность комментаторов – обычных людей – в бесхитростном деле. Еще досаднее, когда до ума доходит, что дело-то явно хитроумное.
Попробуйте, хоть плюньте одинокое наречие в банальный диктофон. Я знаю, о чем говорю: в 2010-м пытался прокомментировать семь минут финала ЛЧ между «Баварией» и «Интером». Аппаратура в Академии, где я учился, соответствовала: нажал кнопку записи – смотри в проектор и обжигай глаголом умы воображаемых слушателей. Готовил текстовый материал, чтоб в нужный момент выстрелить статистикой или грамотной байкой. «Ученик встречается с учителем! Кто из них круче?» – в дебюте я пафосно заинтриговал микрофон тезисом-вопросом, размышляя о Моуринью и ван Гале.
Далее рассыпался отвратительный набор звуков, томных пауз, междометий и растянутых союзов. В суете забылись почти все тетрадные пометки и фишки, а записанный отрывок можно было смело использовать в качестве пособия для желающих работать в сексе по телефону – интонация постепенно умирающего, но доброго и душевного извращенца-сказочника. Версия «Илья Казаков 2.0». Пономарев написал бы про меня некролог с элементами заявления в прокуратуру, попади я вдруг на «Плюс». Ничего странного, конечно, я по ходу забавного эксперимента не замечал.
Безумно сложное занятие, сочетающее в себе концентрацию, легкость мысли и скорость принятия решений, что как раз роднит комментаторов с непосредственными участниками футбольного действа. Зрители знают, что не в состоянии гонять мяч подобно спортсменам, но отчего-то продолжают верить в элементарность публичных разговоров об игре.
Комментаторы – настоящие и заслуженные мастера; примитивность их труда и бездарность мифичны. Некоторые из них являются мерзкими профессионалами своего дела, опальными подлизами, все равно пользующимися зрительской популярностью. Обыкновенные и замечательные персонажи, которые оказались чуточку ближе к волшебству дорогого нам футбольного процесса, а следовательно, и к нашим кумирам, чувству ревности, мнениям, вкусам, критике и похвале. Этим до зуда в перепонках оскорбляют слух, тошнотворно бесят и подкупающе манят к экранам, настоятельно советуя остаться.
Кнопка «Mute» на пульте сияет глянцем новизны. Мы и не думали уходить.
----------------------------------------------------------------------
Подписывайтесь на блог, друзья =)
Вот из-за подобных вещей для меня иногда лучше интершум
хороший комментатор для меня это как искромётный собеседник. смотря футбол хочется с ним соглашаться или поспорить, посмеяться и всерьёз призадуматься. а гдето и подзадориться эмоцией. но блин, когда комментатор истерит... кто любит общаться с истеричками? матч скучный, идёт перекат мяча, а Черданцев впаривает, что невероятный нерв у игры. плюс постоянное самокопирование, которое тогда было в тему, но сейчас уже можно и чемто новым жить. напоминает отечественную попсу закостенелую, которая спела песню ещё в 80-х или 90-х и до сих пор её поют и типа это нормально. а это нихера не нормально, не можешь ничего нового придумать - уходи.
и наконец если говорить про что комментирование то это не дико сложная дисциплина. дико сложно это ядерная физика или изобретать новые технологии. тут или дано или нет. ещё и учиться надо. а говорить (комментировать), песни петь, писать и прочее в том же духе это общие и предельно простые дисциплины
в конечном итоге хороших комментаторов всё равно больше. Стогниенко, Дементьев, Казанский, Елагин, Гутцайт, Розанов, Орлов (мне он нравится, несмотря на ангажированность и погрешности в произношении фамилий он действительно много чего знает, его истории из прошлого представляют интерес, а слог весьма приятный. да и сам голос тоже. а ещё он всегда вещает про футбол, а не про околофутбол. слушать Орлова - это как будто истории дедушки слушать, которого у меня никогда не было). но и плохих немало: Журавель, Черданцев, Уткин (его отношение к зрителю крайне похеристкое, не знать например, что Лукаку уже не в аренде, а куплен Эвертоном или жевать в прямом эфире это нонсенс). Генич по мне так средний комментатор, точно не худший, но на топовых матчах хочется слушать других
НО в любой профессии должны быть своя этика, к сожалению, у наших современных комментаторов ее нет, Уткин может послать в жопу( хотя он один из лучших), кто-то может пьяным проводить матч без последствий, лить грязь не соблюдая ни корпоративную этику, ни общечеловеческую мораль. Примеров могу привести кучу.
И сеть еще одно НО. У нас комментатор, спортивный журналист, эксперт слились в одно, а это немного разные профессии, поэтому, зритель судит их за троих.
Так что с автором абсолютное несогласие,тем более, что у работы комментатора есть и вторая сторона медали, которая заключается в том, что ты должен принимать критику, а не как Генич, посылать условный месседж, что вы все тупые, ая один умный
Проблема в том, что, в общем-то, сами "плюсовские" комментаторы как раз уже всего "добились". Зачем развиваться, если зритель по-любому будет смотреть "плюс"? Вот только на плюсе вряд ли понимают, что смотрят их не из-за того, что они первые, а из-за того, что они единственные. "Жрите, что дают", что называется.
Ну и к тому же, плюсовская "тусовка" очень закрытая, и в последнее время многими отмечалось, что они работают для самих себя. Из-за этого 90% проектов, которые запускаются на "плюсе" - это двухчасовые говорильни "своей тусовки и для своей тусовки". А на любую критику ответом будет посыл во всем известное место, либо признание "говноблогером из говноинтернета".
А между тем, в странах в самым крутым уровнем показал футбол - Англии, Франции, Италии - есть по 2 конкурирующие между собой компании-вещателя (БТ и Скай, Канал Плюс и БеИН, Медиасет и Скай соответственно). И они вынуждены держать марку, совершенствоваться, потому что иначе подписчики уйдут к конкуренту. А у нас было полтора вещателя, а теперь остался и вовсе один всемогущий "Матч". Какая тут может быть конкуренция?