8 мин.

Иван Ракитич: «Не ощущал давления от конкуренции с Хави»

Корреспондент «FourFourTwo» Джо Брюин встретился с хорватской звездой, чтобы обсудить то, как он смог закрыть позицию Хави, выяснить каково это, играть за убийственной тройкой нападения и узнать о «вечеринке» в 1998 году…

В недрах «Камп Ноу» Иван Ракитич описывает длинную серию снимков, которые иллюстрируют почти двадцатилетнюю карьеру Хави в «Барселоне» - пятнадцать снимков легенды клуба, расположенных по годам. «FourFourTwo» интервьюировал хорватского интригана уже полчаса на тренировочной базе в Сан-Жоан-Деспи, когда образ ушедшей легенды внезапно возник перед Ракитичем, он очевидно с наслаждением начинает рассказывать о легенде.

В конце концов, он говорит о человеке, воплощающем дух клуба, маленьком маэстро, пришедшем в Ла Масию в возрасте одиннадцати лет и покинувшем родные пенаты, проведя 767 матчей двадцать четыре года спустя. Возможно, Ракитич и разделил с Хави победный прошлый сезон, но на самом деле его подписали полтора сезона назад, чтобы восполнить утрату легендарного «метронома» «Барселоны».

«Наблюдая за такими игроками, понимаешь, чем именно привлекает футбол. Немногие могут похвастаться словами: «Я играл за этот клуб пятнадцать, шестнадцать или семнадцать лет» — говорит Иван, активно жестикулируя и показывая развитие карьеры Хави в «Барселоне». «Точно такой же игрок Франческо Тотти, против которого я недавно играл в предсезонном матче на кубке Гампера против «Ромы». Он отдал «волкам» больше двадцати лет. Из их числа и Стивен Джеррард, но таких игроков сейчас почти не осталось».

Хрустальная бутса

Ракитич прибыл в «Барселону» в августе 2014 года, чтобы помочь команде адаптироваться к игре без Хави. Однако все страхи и опасения улетучились после невероятного сезона в Каталонии. Двадцатисемилетний полузащитник быстро адаптировался в команде, да так, что Луис Энрике не успел опомниться, как завоевал «требл», в который немаловажное значение внёс Иван, забивший первый мяч в финале Лиги чемпионов против «Ювентуса».

И всё же путь Ивана к центру полузащиты «Барселоны» заметно отличается от пути того человека, которого он заменил. Хави — это воплощение «Барселоны», он приходил на тренировку и возвращался с неё одним и тем же путём больше двадцати лет в клубе. Ракитич же родился Швейцарии, в семье иммигрантов из Хорватии. Перед тем как достичь таких невиданных высот, он постепенно поднимался на футбольный Олимп из «Базеля», сделав привал в «Шальке» и «Севилье».

Он не ощущал дискомфорта, пытаясь примерить «бутсу Хави» (напоминаем, что Ракитич всего лишь второй капитан-иностранец в андалусской команде со времен Диего Марадоны). «Нет, я не чувствую давления, — говорит Иван, располагаясь на стуле - Я наслаждался тем, что нахожусь рядом с Хави, не только на поле, но и в раздевалке, и вне футбола - он прекрасный человек».

«Возможно он лучший игрок, когда-либо выходивший на поле в данном амплуа. Работать с ним — потрясающий опыт для меня. Я лишь могу поблагодарить его, для меня важно, что он был здесь».

К счастью для хорвата, выбор Луиса Энрике одобрил и сам Хави: «Я полностью согласен с тем, что Ракитич в состоянии прекрасно справляться с моими функциями на поле» — одобряет Хави, уже в качестве игрока катарского «Аль-Садда». «У него есть всё, чтобы добиться того, чего он хочет. Он техничен и намного более физически развит, чем я».

«Он отлично интерпретирует стиль «Барселоны». Серьезно, он даже забивает голы и обладает хорошим ударом из-за пределов штрафной площадки. Ракитич - отличный парень и стратегически подкован. Он почти сразу адаптировался в «Барселоне», и это отличное подписание. Иван еще молод, и ему есть куда расти, так что он еще будет прогрессировать».

Ноги хамелеона

Ракитич всегда способен приспосабливаться к новым ситуациям — это одно из тех качеств, которые делают его привлекательной личностью и отличным собеседником. Он говорит на четырёх языках — хорватском, немецком, испанском и почти в совершенстве на английском, на котором и проходит беседа. А еще прилично нахватался французского и итальянского (тут, конечно, не хватает практики – прим.).

«Я благодарен Швейцарии, ведь там мы говорим на немецком, итальянском и французском языках, а в школе мы также изучали английский, — говорит Иван, - Для меня важно понимать собеседника; очень важно, когда я могу разговаривать с моими одноклубниками. Например, в прошлом году к команде присоединился Томас Вермален, прилетевший из Лондона. Мы могли разговаривать не только о футболе, я мог предложить ему свою помощь за пределами поля, если он в ней нуждался. Мы - большая семья и должны помогать друг другу. Мне действительно нравится иметь контакт со всеми одноклубниками, это важно для клуба».

Общение особенно важно, когда пытаешься играть в центре самой требовательной полузащиты мира, куда Ракитичу удалось вписаться поразительно органично. Хави ушел, но две другие ключевые детали «машины» Хосепа Гвардиолы — Андрес Иньеста и Серхио Бускетс все еще в работе. И хорвату удалось найти с ними общий язык.

«Уверяю Вас, это было нелегко, — улыбается Иван, - Я наслаждаюсь всем, просто находясь здесь, в Барселоне — не только тем, что происходит на стадионе или во время тренировок, я наслаждаюсь жизнью в целом, проводя время с семьей».

«Вы должны понимать, что система в «Барселоне» заметно отличается, например, от «Севильи» или других клубов, владение — ключевой фактор, и поэтому здесь всегда смотрят на то, как ты обращаешься с мячом. Ты просто наслаждаешься игрой с ними, потому что именно здесь собраны лучшие игроки планеты».

«Обычно «Барселона» всегда доминирует, так что тебе остаётся? Ты чувствуешь, что тебе повезло».

«У нас отличное взаимопонимание на уровне всей команды. Если мы атакуем с левого фланга, то нужно прикрыть брешь слева, если мы атакуем из глубины направо — нужно подстраховать Лео. Это и есть взаимопонимание».

Дилер атакующего трио

Что же можно сказать об игре за прекрасной тройкой нападения: Месси, Суаресом и Неймаром? Трио, которое наводит ужас на оборону любой команды, поучаствовало в ста двадцати двух голах «Барсы» в прошлом сезоне, если считать все турниры, и до сих пор продолжают забивать, несмотря на недавнюю травму Лионеля Месси. «Это не так просто как кажется, приходится подстраиваться под них, — признает Ракитич, - Мне нравится говорить о них, потому что они лучшие игроки мира и одни из лучших игроков в истории мирового футбола, рядом с ними играешь по-другому».

«Несомненно, они технически одарены, однако еще нужно сделать хорошую передачу на одного из них. В ситуации один на один они не оставляют шансов. Важно то, что у нас хорошее взаимопонимание, это и делает нас сильной командой. Если нам нужно обороняться, мы все участвуем в отборе мяча, и, соответственно, атакуем мы тоже вместе. Не совсем правильно говорить только о них, имея в виду целую команду, ведь мы одна большая семья. Они величайшие игроки, однако, остальные члены команды не менее важны. Все мы — часть «Барселоны» величайшей команды в мире, и мы все уживаемся вместе, несмотря на наши различия».

Комфорт домашнего очага

Сейчас Ракитич может наслаждаться жизнью в лучшем клубе мира, однако, в 1998 году, будучи десятилетним мальчиком, живущим в Швейцарии, он смотрел памятный для хорватов матч за третье место на Чемпионате Мира по футболу. «Это было похоже на вечеринку длиною в месяц! — с улыбкой вспоминает Иван, - Это было невероятно видеть игру Шукера, Бобана и Просинечки. Это был особенный день для всех хорватов. Я надеюсь, что мы сможем пережить подобный момент снова. Просинечки был моим любимым игроком, у него было много выдающихся качеств. Он часто травмировался, но его всё равно обожали в Хорватии. Я работал с ним в течение пяти лет в сборной Хорватии, он был помощником Славена Билича, и для меня это была особенная честь».

Мы уже приближаемся к концу нашей беседы с Иваном, который скоро поедет к своей дочке Алтее и жене Ракель, они — единственные, о ком может думать хорват после окончания тренировки. Конечно, еще о совместной семейной сиесте — негласной тайне его успеха.

 

«Если не брать в расчет футбол, я просто хочу проводить время, играя со своей дочкой и с моими собаками» — говорит он, - Самым важным для меня является то, что когда я прихожу домой и вижу свою дочурку, я обо всем забываю. Если я устал, силы сразу восстанавливается, стоит мне увидеть Алтею. Семья для меня главное, я не могу заснуть, пока не уснёт моя дочь».

Что же происходит в голове футболиста, у которого есть всё? О чём он мечтает? Возможно о том, что он должен будет преуспеть в величайшей команде мира? «Мне не нравится думать о том, что будет через несколько лет. Я не хочу мечтать, я хочу жить» — подытожил Ракитич.

«Одна из самых важных вещей — это выжимать из момента все, настолько сильно насколько можешь. Необходимо помнить то, что ты любишь, то, чем ты занимаешься. Нужно наслаждаться игрой, чтобы быть счастливым».

«Я действительно не знаю, что будет через год, пять или десять лет. Я просто наслаждаюсь моментом, и мне действительно здесь нравится. Я хочу принести пользу клубу».

Это то, что греет уши кулес во всем мире.

Перевод: Raspisnoy