15 мин.

"Спартак". Изображая жертву

 

Эпическое полотно о лимите и проблемах "Спартака", или многабукаф ниачем

Тема лимита на легионеров уже который год будоражит умы российской футбольной общественности. Сначала долго спорили о целесообразности его введения. Но, когда в один из прекрасных весенних деньков 2005 года в основном составе московского «Динамо» из россиян вышел один только Александр Точилин, все поняли, что это уже перебор. Тут и победа ЦСКА в кубке УЕФА подоспела, показав, что высоких результатов можно добиваться и с российскими футболистами в составе. В итоге, бюрократический аппарат РФС несвойственным для себя твердым волевым решением постановил: со следующего сезона лимиту на легионеров быть.

Остаток сезона провели в празднествах по поводу победы армейцев ну и заодно в спорах об оптимальном соотношении числа легионеров и доморощенных футболистов одновременно на поле. Но и тут пришли к консенсусу и даже выработали стратегию по ужесточению лимита в дальнейшем. Стратегию, которая для нынешнего сезона предполагала наличие лишь 5 легионеров на поле. Поразмыслив, футбольные власти проявили гибкость и понимание сути вопроса и скорректировали ранее намеченный план, не став ужесточать вступившее в силу в 2008 году соотношение: 5 россиян плюс 6 легионеров.

Постепенно страсти вокруг этого вопроса улеглись. Кулуарные разговоры, а точнее их отсутствие, заставляло думать, что проблема себя исчерпала, а действующее соотношение выкристаллизировалось, по крайней мере, на несколько лет вперед. Но тут в российском футболе появился Валерий Карпин.

Игорь Порошин в своем блоге очень красочно живописал грозящую всем нам опасность в случае, если Жозе Моуринью выиграет в этом сезоне Лигу Чемпионов. «Он будет стучаться в наши дома, взламывать замки, влезать в окна и спать в ботинках на наших простынях». С позволения Игоря я позаимствую у него эту метафору.

Карпин уже сейчас лезет в наши окна и спит в ботинках на наших простынях. И для этого ему не понадобилось ничего выигрывать. Он пытается диктовать свои условия и устанавливать свои законы. И плохо не то, что он диктует, (это говорит о силе его личности), плохо то- ЧТО он диктует. Валерий Георгиевич открыто высказывается по всем вопросам футбольного хозяйства в России, но в данный момент нас интересует его взгляд на действующий лимит на легионеров.

Карпин, навязывая свое мнение общественности, не раз категорично заявлял, что лимит наносит вред российскому футболу. Некоторые весьма популярные журналисты в столь же безапелляционной манере вторят главному тренеру «Спартака». Я не мог пройти мимо столь наглого лоббирования собственных интересов под прикрытием заботы об отечественном футболе. Поэтому так же позволю себе в некоторых моментах быть категоричным и называть вещи своими именами.

Итак, ближе к делу. Да простят меня читатели за столь затянутое вступление.

О сути лимита…

Начнем с того, что лимит или его отсутствие вообще не оказывают прямого воздействия на уровень доморощенных футболистов. Институт футбольных детско-юношеских школ и алгоритм внедрения молодого игрока во взрослый футбол - вот те две вещи, которые определяют футбольный потенциал нации. А лимит- это всего лишь сдерживающая мера, которая не позволяет странам с дисбалансом в сторону клубного футбола погрузиться в пучину хаоса, когда непрерывный поток футбольной гастарбайщины грозит смыть к чертям собачьим весь местный футбол. Плотина, если хотите.

Дисбаланс, о котором я говорю, легко проследить по соотношению клубного рейтинга и рейтинга национальной сборной в одной стране. Когда эти показатели находятся на одном уровне, плюс-минус несколько позиций, это говорит о гармоничном развитии футбола в стране. Есть страны, где рейтинг сборных сильно опережает клубный. Таковы сегодняшние Голландия, Хорватия, Сербия. Не сложно придти к выводу, что в этих странах огромное внимание уделяется воспитанию молодых талантов. Но в некоторых странах наблюдается и обратный перекос, при котором клубный рейтинг намного опережает рейтинг страны. Такой период был в России, а сейчас такое наблюдается в Румынии и Украине. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что перекос этот вызван безграмотным распределением финансовых потоков, циркулирующих в местном футболе. Когда львиная доля всех средств вкладывается не в развитие детско-юношеского футбола, а непосредственно в клубы, то есть на покупку готовых футболистов и зарплаты им же.

Повторюсь. Я не говорю, что лимит- это панацея и путь к спасению. Без конкретных мер по развитию футбола в стране никакой лимит не поможет. Но отрицать то, что лимит ведет к оздоровлению футбола- это просто глупо. В Украине это тоже понимают и со следующего сезона ужесточают действующий лимит до российского уровня.

О заявлениях Карпина…

Валерий Георгиевич не раз говорил всем нам: «лимит- это зло, и он наносит вред нашему футболу». Подобные заявление могут быть вызваны только двумя причинами: заблуждением говорящего, либо его лицемерием. Не знаю, что ближе Карпину, но чего ему точно не занимать, так это смелости и неуважения к футбольной общественности и простым болельщикам, которым он пытается запудрить мозги. Ведь даже двухнедельному ежику ясно, что печется Карпин в первую очередь о «Спартаке». Только вот в чем беда: «Спартака» -это не весь российский футбол, и проблемы прославленного клуба должны решаться в первую очередь самим Карпиным и не в меньшей степени владельцем клуба- Леонидом Федуном. И одна из проблем «Спартака» -это не лимит на легионеров, а денежный лимит. И лимит этот ввел сам Федун. Федун, который не хочет тратить, он хочет получать. И вторую звезду он тоже хочет. Но он не понимает, что серьезный чемпионат не выиграешь без крупных денежных вложений. Если вы великий клуб, так подтверждайте это деньгами, которые вы способны потратить ради победы. Вот она где конкуренция. И если Карпин так ратует за спортивную конкуренцию, так почему он и хозяин клуба отказываются от конкуренции денежной? Не способны выдержать эту конкуренцию, так поумерьте амбиции. Как поступают многие великие клубы в Европе, которые понимают, что финансовая составляющая- это одно из слагаемых успеха, и в отсутствии оной глупо рассчитывать на победу в первенстве. У всех бывают тяжелые времена. Но, видимо, не все способны признаться, что эти тяжелые времена наступили.

Скажу больше, нехватка ли денег или просто нежелание их тратить- это, в любом случае, не главная проблема «Спартака». О главной мы поговорим чуть позже.

Однако ж, мы отдалились от сути вопроса.

Если Карпин твердит о вреде лимита, то логично предположить, что при его отмене или смягчении на российский футбол сразу снизойдет небесная благодать. Но ведь это откровенный бред. Благодать, может, и снизойдет, но только на «Спартак», который тут же откроет вентиль своего южного потока, и кудесники мяча мощным напором хлынут в Москву осваивать капитал народной команды. Слыша эти слова Карпина, в голове моей всплывает абсолютно надуманная и фантазийная картина, в которой автоделец делает следующее заявление. «Ребята, кто придумал этот идиотский лимит, что в автосалоне надо продавать хотя бы 30% отечественных автомобилей. Давайте их нафиг выбросим- они все равно плохие. А я на их место свои привезу. У меня как раз контакты с хёндаевскими производителями есть. Отечественный автопром? А что. Мы ему только поможем таким образом. Конкуренцию, так сказать, повысим. Заставим производить машины более высокого качества. В общем, будут тянуться к лучшему. Да точно вам говорю, что вы на меня так смотрите?»

В общем, смех да и только. Слабо прикрытый шкурный интерес, и ничего более. О какой вообще конкуренции говорит Карпин, если у него в глазах читается: «ну дайте же мне еще парочку бразильцев». Ему дать, так он их и будет ставить. Какая к черту конкуренция? Если человеку чего-то очень не хватает, то наверно ему этого не хватает не прозапас.

Но довольно лирики, перейдем к логическому обоснованию.

О конкуренции…

«Лимит убивает конкуренцию», - говорит Карпин. Такое ощущение, что это звучит изо всех щелей, но это не так. Это просто Валерий Георгиевич слишком часто повторяет одну и ту же фразу, и складывается впечатление, что его точку зрения разделяют многие. А на самом же деле, только Карпина так сильно заботит эта «проблема». И всплывает она только лишь в отношении московского «Спартака». Звучат фамилии Макеев, Кудряшов, Паршивлюк. И ведь звучат –то в поддержку отмены лимита. А чего звучат, не понятно. Ведь у Паршивлюка нет конкурентов, а человек прогрессирует. И даже, когда не идет игра у команды, он не опускается ниже определенного уровня. Макеев и Кудряшов- прямые конкуренты, а оба не развиваются. Прям парадокс какой-то. Ах да, я совсем забыл. Василий Уткин пытался убедить нас, что Кудряшов не конкурент Макееву, пусть и играют они на одной позиции. Бог с вами, даже с этим соглашусь. Кудряшов не конкурент, но Макеев-то конкурент Кудряшову. Макеев для него старший товарищ(в игровом плане) и более мастеровитый игрок. Чего ж он тогда к нему не тянется и не растет профессионально? Еще один неразрешимый парадокс возникает перед противниками лимита. А ведь это пока что элементарные логические конструкции. Можно перейти и к конкретным примерам.

Для начала те, кто прогрессирует без конкуренции. Денисов уже год как единственный чистый разрушитель в Зените. Поистине незаменимый игрок. А ведь прогрессирует чертяка. Кто бы мог подумать? Анюков уже пять лет безвылазно оккупирует правую бровку клуба и сборной. Никто даже не поджимает. А хуже все не играет и не играет. Хоть ты тресни. Кержаков и в «Динамо», и в «Зените» вообще на безальтернативной основе выходил в каждом матче. Так нет же, из кожи вон лез, пытался чего-то доказать, зачем-то забить. И зачем он это делал?...Непонятно. А ведь в «Динамо» у него долгое время игра не шла. Но Кобелев верил в игрока, и Александр оправдал доверие. И снова заиграл, и снова вернулся в сборную. А не будь лимита, давно б уже на его место подыскали какого-нибудь заморского забивалу и кончился бы Саша для серьезного футбола. Видимо именно в этом Карпин с Уткиным видят пользу для российского футбола. И не надо мне говорить, что Саша сейчас плохо играет за «Зенит». Я вижу, как он старается, и понимаю, что проблема тут вовсе не в отсутствии конкуренции.

Ну да, это я все сложившихся футболистов перечислял. Могут придраться. Извольте не самых опытных. Янбаев, Щенников, Бухаров. Все, как один, прогрессируют. Есть конкуренция? Нет конкуренции. Прогрессируют? Еще как. Прям, чудеса в решете. В нальчикском «Спартаке», так там вообще людей по объявлению набирают. Кого набрали, те и играют. И ведь хорошо играют. А парни-то почти все русские. Диву даешься, чего ж это они в других клубах так хорошо не играли. Не потому ли, что не выдерживали конкуренции с заморским продуктом. Но не игровой конкуренции, а зарплатной. Потому как негоже человека с высокой зарплатой на лавке держать. Мы лучше русского паренька продадим куда-нибудь. Вот только не раз оказывалось, что паренек этот русский играет не хуже кудесника того заморского. Ну, скажите, зачем этим людям отмена лимита, если они и с лимитом умудряются профукивать талантливую молодежь?

Не менее часто встречаются случаи, когда игроки не развиваются и при наличии конкуренции. Когда их просто устраивает роль запасного, потому как так спокойней. И деньги идут, и требований меньше. А могут и психологически не справиться с конкуренцией. Взять того же Виктора Файзулина. В Нальчике он был одним из лидеров и непререкаемым игроком основы. Перешел в «Зенит» и потерялся. Хотя, вроде бы, конкурируй- не хочу. Расти и развивайся с такими-то мастерами. Что еще для счастья надо? Ан нет, почти не вылезает с лавки. И это не единичный пример.

Быть может, дело не в конкуренции, а в чем–то другом?

О мотивации…

Вася Уткин пишет, что не было еще такого, чтоб высокая мотивация у игроков соседствовала бы с отсутствием конкуренции. Не знаю, может быть, Василий судит по себе и как бы делает нам посыл. «Мол, простите ребята, за то, что уровень моего телекомментария слегка деградировал. Ну, просто нет такого человека, который смог бы меня вытеснить из той ниши, которую я занимаю. Так что, как бы я не комментировал, я все равно буду работать на канале «НТВ+». Ну, если только сам не уйду». (Ах, где те светлые времена, когда я спешил домой не потому, что хотел посмотреть матч Лиги Чемпионов, а потому, что хотелось услышать очередной репортаж Василия.) Да простят мне читатели очередное лирическое отступление.

Теперь по существу. Хочется сказать Васе, что он заблуждается. И в российском, и в мировом футболе предостаточно примеров, когда игроки на протяжении долгих лет играют вообще без конкуренции и при этом сохраняют высокую мотивацию. Правда, бывают действительно редкие случаи, когда спортсмены показывают высокие результаты и без мотивации, на чистом профессионализме, так сказать. Но сейчас не об этом. Ведь, я правильно понимаю, что Василий увязывает мотивацию игроков с уровнем футбола ими показываемого. И выстраивает некую смысловую цепочку: нет конкуренции- нет мотивации- нет игры. Ну, во всяком случае, это следует из васиной заметки. Так вот, хочется сказать, что конкуренция –это совсем не главный и даже не всегда детерминирующий фактор в становлении и дальнейшем развитии футболиста, да и спортсмена вообще. Главное же – это трудолюбие, целеустремленность, сиречь амбиции, и тренерская работа. Все это, естественно, сдобренное хоть каплей таланта. Вот он рецепт успеха, и другого еще не придумали. Будет все это, и никакая конкуренция не нужна. А не будет хотя бы чего-то одного из списка- конкуренцией этого не компенсируешь.

Более того, бывают случаи, когда конкуренция вообще не идет на пользу. Сам Карпин, говоря о необходимости спортивной конкуренции, сравнивает ее с конкуренцией в бизнесе, где она, несомненно, является важным стимулом в развитии. Только Валерий, видимо, не задумывается о том, что конкуренция в спорте имеет совсем иную природу, а именно, выступает как психологический фактор. Такой же как, например, внутренние амбиции или доверие со стороны тренера. А в силу того, что психотипы у футболистов различаются, внешние психологические факторы могут оказывать на них совершенно разное воздействие. Кого-то конкуренция может стимулировать к росту, а кого-то просто сломает. И примеров таких уйма. Так же, как не счесть примеров того, как игроки, приободренные доверием тренера, раскрываются с самой лучшей стороны.

Мне кажется, я привел достаточно доводов, чтобы показать, что проблема лимита является надуманной. Проблема есть у самого «Спартака», но проблема в другом.

О проблеме «Спартака»…

Если не брать руководство клуба, тренерский штаб и игру команды, а говорить исключительно о составе, то проблема у «Спартака» одна – это недобор отечественных футболистов высокого уровня. Он и при Быстрове был, а сейчас он просто вопиющий. Есть талантливый Паршивлюк, есть средний Сабитов, но этого мало. Чтобы бороться за чемпионство нужно иметь еще 2-х, 3-х, и не средних, а хороших. Да, кто-то показывал хорошую игру в прошлом сезоне; да, кто-то был перспективным. Многие из них сейчас приостановились в развитии. Но руководству клуба пора бы понять, что не каждый молодой игрок, подающий надежды, способен вырасти в мастера. Футболисты просто могут выработать свой потенциал. И, если футболист провел пару игр ярко, а потом десять –никак, то это не значит, что он деградировал, это значит, что он просто посредственный игрок. Тем более, что Карпин великолепный мотиватор. И тут уж сам собой напрашивается вывод, что те удачные игры, показанные в прошлом году некоторыми футболистами, вызваны всего-навсего эмоциональным всплеском и сверхнастроем. И, как вы понимаете, лимит тут в очередной раз ни при чем.

Причина у озвученной проблемы одна, и это далеко не футбольная школа «Спартака». Потому как не вырастишь за 1-2 года российских футболистов на весь стартовый состав.

Главная причина, а проще говоря, главная проблема нынешнего «Спартака» -это отсутствие преемственности поколений, преемственности отечественных футболистов в команде. И вина за это всецело лежит на руководстве московского клуба.

Вы посмотрите, ведь сейчас в команде нет ни одного российского футболиста, которого можно было бы назвать спартаковцем. Как вы понимаете, я имею в виду более-менее опытного игрока, имеющего вес в команде. Не обязательно того, кто является воспитанником местной школы, а просто человека, который бы отыграл в клубе несколько лет и ассоциировался бы у всех со «Спартаком», был бы носителем пресловутого спартаковским духа. Ну не Сабитова же, в самом деле, считать таким игроком? Последним таким был Павлюченко. И ведь за последние годы их в клубе вообще почти не было, по пальцам можно пересчитать. Кто в этом виноват? Не поверю, что только игроки, которые, со скандалом или без него, раз за разом уходили из «Спартака», федуновского «Спартака».

Посмотрите на «Зенит» или ЦСКА. Там что ни игрок, то символ клуба. А ведь почти у каждого из них бывали периоды взлета и моменты падений, когда, в силу и того, и другого, игрок мог покинуть клуб. Но ведь не покидал. Клубы ценили своих игроков и держались за них. И в «Динамо» немало таких игроков, и даже в «Локомотиве» есть. Но там, кстати, их тоже с каждым годом становится все меньше. Может быть, и из-за этого тоже железнодорожники перестали радовать своих болельщиков. После ухода Билялетдинова остался один только Сычев. Ну, и Янбаев со временем может стать таким игроком. Может. Если не продадут этим летом. Подумайте об этом, Юрий Павлович.

А в «Спартаке» таких игроков нет вообще. Главный же кандидат на эту роль – Ренат Сабитов. Что-то не густо для народной команды. Думаю, если смягчить лимит, тогда мы действительно увидим народную команду. Бразильскую народную команду. Где любой россиянин будет выглядеть инородным телом. Решит ли это проблемы «Спартака»? Очевидно, что нет. Дай то Бог, чтоб не усугубило.

О зарубежном опыте…

Завершая статью, хочется подытожить вышесказанное, и предупредить возможные вопросы о других странах, где лимита нет.

Да, во многих странах нет лимита на легионеров в том виде, в котором он действует нас. И некоторые их этих стран успешны, как на клубном уровне, так и на уровне национальных сборных. Хочется тут же повторить для не особо внимательных любителей футбола, что успехи не являются следствием отсутствия лимита. Это говорит лишь о том, что отсутствие лимита возможно лишь в тех странах, где налажено футбольное хозяйство и без сбоев функционирует институт футбольных школ. Подчеркну: возможно, но не необходимо. И даже там эта безлимитность имеет своей целью только одно- поддержание на самом высоком уровне конкурентоспособности ведущих клубов на европейской арене. Но нам не стоит на это пенять, потому как при наших финансовых возможностях мы даже в условиях лимита не опустимся в клубном рейтинге ниже определенного уровня.

Радует, что в той же Европе все чаще и чаще слышны голоса, выступающие за введение лимита. «Стоит ли игра свеч? Так ли необходима эта «гонка вооружений» и попытки отхватить кусок пожирнее? Ведь интересы сборной всегда были выше интересов клубов».

Может, эпоха, в которую мы живем, не совсем пропащая? И все те надуманные и эфемерные причины для отмены лимита будут перевешены одним наивным пожеланием видеть в составе своего клуба хотя бы несколько футболистов из родной страны. Тогда, в 2005-ом, нашлись умные люди, которые не отмахнулись от этого пожелания. Надеюсь, сейчас, в 2010-ом, мы не стали глупей?