12 мин.

Роналдиньо: мальчик-гений, который отказался взрослеть

В июле толпа из 41,764 зрителей собралась на «Маракане» на матч между «Флумененсе» и «Васко да Гамой». Значительной долей привлекательности игры служил тот факт, что на это было местное дерби и на кону были важные очки, но была и еще одна причина, заставившая поклонников «Флу» прийти на матч. В этот день публике был представлен вновьподписанный Роналдиньо Гаушо.

Фанаты «Флумененсе» праздновали приобретение игрока с одним из самых ярких имен в футболе, дважды избранного ФИФА игроком года. И вдобавок предоставился случай порадоваться жизни на глазах своих извечных соперников.

«Васко» и сам охотился за Роналдиньо, а в какой-то момент президент клуба Эурисио Миранда заявил, что дельце на 90 процентов состряпано. «Васко» выиграл игру 2-1, но болельщики «Флу» покидали стадион с ощущением того, что они будут в итоге смеяться последними. Всего два месяца спустя мало кто смеялся. На том же стадионе, но уже в присутствии 10 тысяч зрителей, Роналдиньо сыграл убогий первый тайм против «Гойяс». Блуждающему по полю как пенсионер, который приехал на матч ветеранов, ему не удалось оказывать какое-либо влияние на игру. Фанаты теряли терпение и Роналдиньо заменили в перерыве. Это была всего седьмая игра за команду и казалось она будет последней. Несколькими днями позже был расторгнут его контракт. Для тех, кто следил за карьерой Роналдиньо это было предсказуемым результатом.

 

Несколько дней спустя после дебюта Роналдиньо в «Флумененсе», я был на местном телешоу с спортивным директором клуба Марио Биттенкортом. В какой-то момент Биттенкорт назвал Роналдиньо атлетом. Мне пришлось прервать его. На этой стадии своей карьеры, в возрасте 35 лет, Роналдиньо можно было назвать многими именами – гением разумеется, имея в виду его экстраординарный талант. Но слово «атлет» к нему совсем было неприменимо. 

Все признаки были налицо с самого начала. Во время презентации в клубе 19 июля, мотивированный видом большой толпы, Роналдиньо подчеркивал как ему не терпится выйти на поле. Правда же несколько отличалась от заявленного. Он еще неделю не приступал к тренировкам. Одним из условий в подписанном контракте было то, что футболисту предоставлялись длинные выходные, хотя он и не играл с тех пор как ему указали на дверь в конце мая в мексиканском клубе «Керетаро». К концу сентября, когда стало окончательно понятно, что Роналдиньо не может набрать игровую форму, «Флумененсе» расстался с ним. Клубу хватило иронии заявить, что время в «Флу» было для игрока успешным, если судить по маркетинговым успехам. По сути, клуб праздновал тот факт, что многие болельщики успели раскупить большую партию футболок с именем Роналдиньо. 

Возможно тем фанатам клуба следовало быть поаккуратнее со своими средствами. С другой стороны, понятно, что они хотели прикоснуться к тому волшебству, которые всегда следовало за их чудаковатой звездой. У кого повернется язык обвинить их в желании верить в чудо? Потому что в течение его непродолжительного расцвета, Роналдиньо был экстраординально хорош, достигнув высот артистизма, мало кем когда-либо достигнутые прежде.

За 10 лет до того, когда он получал свой второй подряд титул игрока года ФИФА, казалось, что нет предела тому, на что способен футболист. Ему было 25 и в теории впереди был только расцвет карьеры. Он уже выиграл чемпионат мира для свой страны, будучи частью тройного «Р»: Роналдо, Ривалдо и Роналдиньо, подтвердив надежды, которые возродил пятью годами ранее на чемпионате мира до 17 лет. В «Барселоне» он сыграл ярчайшую роль, превзойдя «Галактикос» и даже сорвав аплодисменты на «Бернабеу», когда он унизил местных героев в ноябре 2005 года. До победы в финале «Лиги Чемпионов» оставалось 6 месяцев. Впереди была лишь слава.

 

Накануне чемпионата мира 2006 года, бразильские СМИ пестрели заявлениями, что турнир будет бенефисом, в котором Роналдиньо докажет, что он лучше Пеле. В ретроспективе такой ажиотаж кажется нелепым и смешным. Однако в то время он казался обоснованным и разумным. Накануне чемпионата мира, по завершении сезона 2005/2006, Сид Лоу, свидетель успехов Роналдиньо, писал в журнале «World Soccer», описывая его как фантистического игрока, который напоминает почему мы полюбили когда-то эту игру. Однако тот чемпионат мира стал для Роналдиньо поворотным моментом в карьере. Неудача Бразилии в Германии разумеется не была целиком виной Роналдиньо. Команда была по факту «тяжелой на ногу», но по мере того как турнир развивался, а все сразу пошло не по плану, казалось, что он принял происходящее совершенно пассивно. Всегда точный в своих оценках Тостао в том время писал в статье издания «О Темро»: «Роналдиньо не хватало важнейшей характеристики Пеле и Марадоны, а именно агрессии. Та великая пара преобразила себя в борьбе с трудностями. Они стали мятежными, несгибаемыми». 

С тех пор, без признаков мятежности, дорожка для Роналдиньо пошла под гору. Как подобает игроку его уровня таланта, он время от времени показывал вдохновение – поразительные моменты контроля над мячом, изумительные пасы, отрезающие всю защиту. Но даже до окончания 2006 года, Лоу уже заметил, что в «Барселоне» Роналдиньо начал выглядеть медленным, несчастливым и с избыточным весом. 

В 2008 году, одним из первых шагов Гвардиолы было исключение из команды Роналдиньо. Он был колоссально выжным для команды, родоначальником эры успеха и стиля и он способствовал росту Лионеля Месси. Но его разнузданный образ жизни также нес в себе угрозу для команды. Клуб пробовал пряник и пробовал кнут, но до игрока было не достучаться. В то время решение Гвардиолы выглядело крайне неоднозначно, но в ретроспективе это было гениальным решением. И таким образом Роналдиньо двинулся дальше.

У него были хорошие времена в «Милане», а также в «Атлетике Минейро» в 2012 и в раннем 2013, когда окруженный скоростными Бернардом и Диего Тарделли и умениющим играть спиной к воротам Жо, Ронардиньо какое-то время блестал. Но с 2006 года он обычно довольствовался вторичной позицией, ограничивая свою зону игры левым флангом, эпизодически вспыхивая вдохновенными эпизодами, но никогда не беря нити игры в свои руки, не ведя за собой команду. Та жизнерадостная, озорная смесь мастерства, атлетичности и выдумки, которая пронесла его сквозь защиту «Реала» в 2005 году, с тех пор не появлялась.

Как можно объяснить столь ранний закат у игрока, который никогда не страдал от серьезных травм? 

Я вспоминаю интервью, которое брал у Роналдиньо в середине 2000 года. Он светился энтузиазмом. Представитель клуба (он был в то время в «Гремио») сказал мне, что Роналдиньо очень хотел произвести благоприятное впечатление. В последние годы он растерял форму, ловкость и маневренность, не желая сам себе признаваться в том, что позволил себе слабости.

Все это указывает на простой вывод: игрок, который заставил так многих влюбиться в игру, разлюбил ее сам в достаточно раннем возрасте, или по крайней мере разлюбил тот труд, который необходимо вкладывать в свою профессию, который обязателен на таком уровне.

Ясно, что в Роналдиньо есть гораздо больше, чем лежит на поверхности. В этом возможно он – символ своей страны. Бразилия культивирует имидж беззаботной радости, которая зачастую маскирует внутреннюю меланхолию. Собственно сам принцип Карнавала в том, чтобы дать временную разгрузку от тягот и ограничений повседневной жизни. А в случае Роналдиньо, за широкой ухмылкой прячется загадка мужчины-ребенка.

Под конец 2003 года, когда Роналдиньо окончательно влился в ансамбль «Барселоны», Лоу писал в «World Soccer», что «от этого феервьерка радости и фантастического юношеского таланта перехватывало дыхание». Позже в том же сезоне, он описывал игрока как «самого увлекательного, поразительного футболиста, который все делает с радостью, свойственной лишь детям». Есть очень много правды в аналогии Роналдиньо с ребенком. По-настоящему великие игроки, посреди всего профессионального и коммерческого давления, сохраняют детскую непосредственность и радость от игры. В случае с Роналдиньо это правило видимо идет глубже. 

Роналдиньо был ребенком, рожденным в футбол. Его отец работал в «Гремио» - одном из двух больших клубов Порту-Алегре, охранником в игровые дни. Когда брат Роналдиньо Ассис в возрасте 10 лет показал талант, было вполне естественно, что он заиграл в клубе. Физически крепкий и способный к игре, Ассис быстро сделал для себя имя. Но с самых ранних интервью, он твердил, что это его младший брат, за кем нужно следить внимательно. Ассис вскоре примет дополнительную ответственность за брата. Деньги, которые он зарабатывал в клубе, дали возможность семье переехать в престижный район города, в дом с бассейном. Но этот символ социального успеха обернулся трагедией. Их отец ударился головой в бассейне и утонул. С того дня Ассис стал фактическим отцом для младшего брата, взвалив на себя все дела и общение с прессой. Но есть разница: сын должен когда-то перерасти отца и заменить его. Что случилось в случае с Роналдиньо это то, что младший брат навсегда остался младшим партнером.

Потеря отца таким трагическим образом могла иметь и более глубокие последствия. Отвлеченный, логический взгляд на его футбольную карьеру мог бы быть и в том, что, отрицая себе радости жизни до возраста за 30 лет, Роналдиньо мог себе позволить провести остаток дней в наверстывании упущенного. Но это вряд ли было реальной возможностью. Жизнь коротка и может закончиться неожиданно, так что получай удовольствие пока есть время. Но насколько больше могли мы все получить удовольствия от Роналдиньо если бы он смог оставаться в форме еще на несколько лет? 

Разумеется нет ничего особенно нового в подобных ночных излишествах. Еще до того как он пришел в «Барселону», еще пока он был в «ПСЖ», он попадал на обложку “World Soccer” именно за свои проказы. В августе 2003 года Ник Вибвелл писал о «двух Ронни: дневном игроке и ночном плейбое» и описывал те битвы, которые приходилось вести менеджеру парижан Луису Фернандесу по поводу стиля жизни своего бразильца. И разумеется, по мере взросления, излишества влияют все больше и тяжелее.

Когда Роналдиньо вернулся в бразильский футбол в 2011 году, у бывшего товарища по команде спросили его мнение по поводу перспектив Ронни. Каков был ответ? Ответ был в том, что все зависит от количества сна, которое будет получать звезда, потому что отдыхая час в день, постоянства на поле не покажешь. Приписывание поведения Роналдиньо смерти отца попахивает любительской психоторапией, но выглядит вполне достоверно. 

Роналдиньо принял роль младшего партнера по отношению к Роналдо и Ривалдо на чемпионате мира в 2002 году. После разочарования 2006 года, возможно история повернулась бы иначе если бы ему представилась возможность сыграть еще на одном чемпионате мира. Если бы он собрался на несколько месяцев и набрал форму, может быть его карьера и не носила бы отпечаток разбазаренных возможностей, а его годы загулов было бы легче забыть.

Роналдиньо не хватало в Южной Африке в 2010 году. У Бразилии не было «плана Б», а его появление со скамейки могло бы всколыхнуть команду во второй половине четвертьфинала против Голландии. Но за свое отсутствие Роналдиньо может винить лишь себя. 

Есть теория, которая гласит, что Дунга, в то время впервые во главе «Селесао», был против Роналдиньо из-за инцидента, который произошел еще в 1999 году. В первый момент проявления своего профессионального гения в игре за «Гремио» против «Интернасионала», он обвел самого Дунгу. Но это предположение в спортивной журналистике не выдерживает критики. Дунга с удовольствием бы понаблюдал как подобному унижению Роналдиньо подверг бы защитников оппозиции – и он дал ему достаточно шансов. Он играл в восьми квалификационных играх чемпионата мира 2010 года и также поехал на Олимпийские игры 2008. Но в нем уже не было прежнего огня. 

В 2011 году, играя хорошо за «Фламенго» в менее напряженной среде бразильского чемпионата, Роналдиньо получил приглашение в сборную. Но его истинный уровень того времени сразу стал очевиден. В его первой игре, товарищеской против Ганы в Лондоне, не смотря на то, что соперник играл в меньшинстве с первой тайма, Роналдиньо не смог взять контроль над игрой в свои руки. Во время пресс-конференции, получив вопрос о том, почему Роналдиньо не показывает в сборной такой футбол как в клубе, менеджер Мано Менезес сказал собравшимся журналистам, что ритм международного футбола, даже в товарищеских играх, гораздо выше, чем в играх домашнего чемпионата. Менезес прождал еще несколько месяцев прежде чем принять решение, что некогда великий игрок более не обладает формой, необходимой для выступления за сборную. После аналогичного короткого эсперимента, Луис Фелипе Сколари пришел к такому же выводу в ходе подготовки к турниру 2014 года. Даже шанс увековечить свое имя на домашнем чемпионате мира не послужил достаточной мотивацией к тренировкам для Роналдиньо.

 

Был последний шанс на лебединую песню. Менее двух лет назад Роналдиньо играл на клубном чемпионате мира. Как победители «Кубка Либертадорес» 2013 года, «Атлетико Минейро» представляли Южную Америку на турнире в Морокко. Все пошло не так. 

После достойной игры в зональной фазе, Роналдиньо ничем себя не зарекомендовал в первой игре на вылетание в «Кубке Либертадорес» и еще хуже он сыграл в Морокко. «Атлетико» поехал на кубок с намерениями решить исход турнира в матче против мюнхенской «Баварии». Вместо этого они проиграли 1-3 «Раха Касабланке» при минимальном вкладе своего звездного игрока, хотя он и забил со штрафного. 

Как пантер или кикер в американском футболе, Роналдиньо был заметен только когда пробивал штрафные. В остальное время игра проходила мимо него. Когда прозвучал финальный свисток, Роналдиньо был в центре внимания. Команда хозяев окружила его и практически раздела догола, жаждая сувениров на память. Для них он был кумиром юности.

Странная карьера Роналдиньо Гаучо оставляет нам вопросы. Должны мы быть благодарны за то, что он нам дал или сердиться за то, что закончил так рано? Проведя с ним на поле 90 минут, нет никаких сомнений по поводу мнения игроков «Бахи».

Но что теперь? Не было никаких разговоров об окончании карьеры. Но нужны ли были эти два унизительных месяца в составе «Флуминенсе»? И сейчас, даже если ему наплевать на свою форму, есть ли время для него на каком-либо уровне? 

Может быть в Роналдиньо еще теплится возможность нас удивить. Как один из тех пасов когда он смотрит в одну сторону, а отправляем мяч в другую, может быть он еще всполошит нас коротким финишным спуртом, полным мотивации? 

Кажется крайне маловероятным. Но как тех болельщиков «Флу», которые купили футболки с его именем, разве можно нас винить в желании верить до конца?

Автор текста: Тим Векери, эксперт по южно-американскому футболу, базирующийся в Рио, регулярно пишет для “BBC” и “Sambafoot”. История отчасти основана на исследованиях, произведенных автором при написании статей для espn.com и “World Soccer”.

Перевод: alogan (Александр Логан)