9 мин.

Баллада о Стивене Джеррарде и Рафе Бенитесе

Колумнист Аарон Катлер с большим вниманием рассмотрел взаимоотношения Стивена Джеррарда с его бывшим наставником Рафой Бенитесом.

Перерывы на матчи сборных, как это ни странно, только обостряют вечное противостояние «Клуб или сборная». Они подкрадываются к болельщикам, как приближающееся семейное торжество. Оба события неизбежны, привычный ход жизни нарушается ради церемониальных встреч с людьми, с которыми вы чем-то связаны, но к которым не испытываете ни малейшего интереса и приязни.

Ваш троюродный дедушка, живущий в другом городе, чем-то неуловимо похож на Роя Ходжсона, а лысеющий и хамоватый троюродный брат — эдакий семейный Руни. Вы проклинаете эти мероприятия, которые каждый раз портят вам ваши выходные.

Если вы чувствуете то же, что и я, вы стараетесь полностью игнорировать все матчи сборных и вместо этого ищете, на что бы отвлечься. Кто-то идёт по магазинам, кто-то копается в саду, а я читаю.

Чтобы поскорее забыть об этой дурацкой сборной Англии под руководством Роя Ходжсона, я стараюсь с головой уйти в какую-нибудь хорошую автобиографию, которая попадётся мне в руки. Так что неудивительно, что в то время как в октябре англичане сражались с мощнейшей командой Эстонии, я начал читать книгу «Стивен Джеррард: Моя история».

Это уже четвёртый заход бывшего капитана «Ливерпуля», и мне было очень любопытно, как он теперь преподнесёт истории, пересказанные и слышанные бесчисленное множество раз. Кроме того мне было очень любопытно, почему эта его книга была выпущена в такой спешке, учитывая, что он по-прежнему связан с клубом.

Может Стивену действительно хотелось вонзить нож в спину Брендану Роджерсу, пока тот ещё у руля клуба? То, о чём он действительно думал, я полагаю, мы узнаем из его шестнадцатой автобиографии, которая выйдет в свет в 2023 году.

Большую часть своей самостоятельной жизни я провёл, с благоговением взирая на Стивена Джорджа Джеррарда, защищая каждый его поступок и в буквальном смысле боготворя землю, по которой он ступает. Эта беззаветная любовь стала результатом его преданности, разумеется, а также восхищения тем, каких немыслимых высот он — нередко в одиночку — достигал.

В немалой степени непреходящая симпатия к Джеррарду, однако, вызвана тем, что он не идеален. Бывали времена, когда королевская корона съезжала набок, демонстрируя человеческую натуру, которую примерять на себя могли и простые смертные вроде нас.

Сага с переходом в «Челси», инцидент в Саутпорте и та «накладка» — доказательства того, что истинные герои, как и все остальные, имеют в своих латах уязвимые места.

И, к сожалению, в этой своей книге Джеррард демонстрирует их в избытке.

gerrard

Лет пять назад я бы просто молча согласно кивал головой, изучая историю его карьеры, но когда становишься старше, и проходит время, начинаешь относиться ко всему объективнее.

Стиви неправ, когда задаётся вопросом по поводу денег, полученных за Шаби Алонсо, он неправ, когда игнорирует провалы Роя Ходжсона, и он определённо неправ, когда ругает Рафу Бенитеса.

Последнее золотой нитью проходит сквозь в остальном безобидное и мирное повествование.

Для тех, кто пропустил или сознательно игнорирует публикацию развёрнутых выдержек из книг, скажу, что Джеррард нападает на Бенитеса за то, что тот человек хладнокровный, который не спешит выразить своё сочувствие. Он также находит время на то, чтобы выразить своё презрение по поводу «речи Рафы» и обвинить его в том, что тот отдавал предпочтение своему южноамериканскому контингенту.

Откровенное недоверие, если не отвращение, легко различимо, а вот о тактической хватке испанца и даже выигранных трофеях в книге нашего старого знакомого говорится лишь изредка.

Неоспоримый факт, однако, заключается в том, что если говорить о десяти величайших моментах в карьере Джеррарда, от Бенитеса никуда не уйти, именно ему Стивен за них во многом обязан.

«Олимпиакос», финал Джеррарда, уничтожение «Реала», 4:1 на «Олд Траффорде», «Челси» в 2005 и 2007, Стамбул… Без руки Бенитеса здесь не обошлось. Это совпадение? Я так не думаю.

G n R

Да, игрок тоже в немалой степени помог тренеру, и блестящий талант Джеррарда — это серебряное шитьё на строгом безупречно сидящем костюме.

Однако, он сам при этом пишет, как много он мог бы выиграть в другом клубе, сетуя на то, что внутренние и европейские трофеи выиграть в столь любимом им клубе было сложно.

За этим следует всё же пара слов уважения к человеку, который продолжительное время боролся и успешно противостоял олигархам, что принесло Джеррарду определённый успех и причины остаться в клубе и бороться дальше.

Большая часть упрёков, как чувствуется, происходят от нежелания Рафы угождать Джеррарду да и, если уж на то пошло, вообще кому-либо.

В то время как эксперты и коллеги превозносили Стиви Джи как не останавливающегося ни на секунду, играющего от штрафной до штрафной центрального полузащитника, Бенитес относился к этому с большим сомнением и не без причины.

Он заметил в нём переизбыток желания и попытки заткнуть собой все дыры, что всерьёз вредило позиционной дисциплине. Эти причины, а также блестящий дар предвидения подвигли испанца на то, чтобы превратить своего капитана сперва в правофлангового атакующего полузащитника, а затем взрывного десятого номера.

gr

В результате игра нашего легендарного лидера перешла на совершенно новый уровень, за чем последовали голы и награды — личные и коллективные.

Стивен не был единственным игроком, который всерьёз выиграл благодаря этим скрупулёзным методам — Фернандо Торрес, Джейми Каррагер, Дирк Кёйт и Пепе Рейна находятся в числе тех, кто достиг высот, для них прежде немыслимых и впоследствии быстро утерянных.

Пик Джеррарда как игрока пришёлся на годы, когда он находился под взглядом недремлющего ока человека, который, как он уверяет, его не любил. Предположение, что под началом более приветливого человека он мог бы добиться большего, затёрто до дыр. Взгляните на преемников испанца, общаться с каждым из которых Джеррард, похоже, любил больше, чем с Рафой.

Рой Ходжсон был английским тренером, которого СМИ — и, как предполагается, Джеррард — обожали. Кроме того он был футбольным динозавром, способным явиться на собственную презентацию с розочкой Консервативной партии.

Его шестимесячное правление обернулось абсолютной катастрофой, которая заставила многих пожалеть о том, что они были настроены против Рафы. Вряд ли можно допустить, что под началом этого вояки команда была бы способна бороться за чемпионский титул.

 

gr3

Кенни Далглиш едва ли не взмахом волшебной палочки остановил падение и оживил «Ливерпуль», но эффект чар быстро рассеялся, а способности Джеррарда справляться в центральной зоне полузащиты иссякали.

Брендан Роджерс, однако, хорошо понимал, что ему нужно сохранить талисман клуба в команде. Не имевший большого опыта североирландец использовал своего капитана в качестве звукоусилителя и в поте лица пытался вдохнуть новую жизнь в карьеру Джеррарда и продлить её. Будем справедливы, Роджерс сделал всё, что было в его силах, чтобы Джеррард оставался в составе, причём возможно, даже в ущерб своей собственной «философии».

Поначалу это принесло определённые дивиденды, но в сезоне 2014/2015 эта слепая преданность уже только вредила обеим сторонам.

Джеррард с пылом рассказывает о каждом из преемников Рафы, похоже, совершенно не замечая противоречий в собственной книге.

Одна из немногих критических стрел в адрес Роджерса, к примеру, летит в североирландца за то, как он использовал тактику для гостевого матча против «Базеля» в Лиге чемпионов. Бенитес — этот равнодушный прагматик — никогда бы не отправился на матч еврокубка в гостях, рассчитывая там с шашками наголо промчаться по полю.

Он также критикует отстранённость Рафы, но при этом утверждает, что наслаждался работой под началом Фабио Капелло — человека, помешанного на дисциплине. Разница между этими двумя тренерами заключается в том, что один из них помог Джеррарду добиться ощутимых результатов.

На самом деле, с момента, как в 2010 году Рафа ушёл, результаты особенно бросаются в глаза, потому что их, в общем-то, нет…

Ещё один момент в этой книге, который оставляет неприятный привкус во рту, связан с тем, что она читается, как прощальное любовное письмо Жозе Моуринью.

Джеррард (справедливо) считает себя вправе критиковать Эль-Хаджи Диуфа за гадкое поведение, но напрочь игнорирует этот момент, когда речь заходит о серьёзных грехах Моуринью, вовсе не беспокоясь о том, что тот враждует с болельщиками других команд, давит на судей, применяет физическую силу против тренеров соперников и регулярно ставит под удар принципы честной игры.

Разве такое поведение находится в согласии с Liverpool Way, этикой, которую Джеррард, как он утверждает, разделяет полностью? Очень вряд ли.

Бенитес этой идеологии соответствует гораздо больше, чем Моуринью — этот враг футбола — когда-либо мог бы достичь.

gr3

Это, кстати, никто иной как «Особенный» внёс сумбур в голову Стивена и посеял там зёрна сомнения в том, что его хотят видеть в «Ливерпуле», и что он нужен им. Добрый парень.

Что до веры в то, что Жозе принёс бы нам чемпионский титул, у этой теории есть один серьёзный недостаток — финансы.

Последние сопровождали Моуринью везде, где бы он ни был. Смотрите сами, он ещё ни разу не работал в условиях, когда его клуб не входил бы в число двух богатейших в стране. Смог бы он затмить Бенитеса, работая с теми же финансовыми ресурсами? Сомневаюсь.

Ну и наконец, знаменитая «речь Рафы» характеризуется в книге как конфуз и ключевой момент, из-за которого «Ливерпуль» не смог выиграть чемпионский титул. Опять чушь.

Бенитес выступил против Алекса Фергюсона в желании продемонстрировать неконтролируемое влияние, которое тот имеет на Футбольную ассоциацию и судей. Выбор момента для этого мог бы быть и получше, но возможно, здесь был свой расчёт.

Не забывайте, что за неделю до этой пресс-конференции Джеррард был арестован и может быть — это только предположение — его менеджер пытался таким образом отвлечь от него внимание?

rafa n mour

Стоит заметить, что Бенитес сам был далёк от идеала. После того, как титул был упущен, возведённый им замок рухнул, а попытка использования регрессивной тактики, направленной на то, чтобы сохранить место, в итоге обернулась против него.

Несмотря на стагнацию, охватившую «Ливерпуль», важно помнить о той неустойчивой и шаткой обстановке, в которой ему приходилось работать — Бенитес боролся с раковой опухолью клуба в лице владельцев Хикса и Жиллета. Он делал это ради блага «Ливерпуля», оставаясь «красным» до самого конца.

Таким же был и Стивен Джеррард, чья книга вызовет у вас воспоминания, которые заставят вас смеяться, улыбаться и плакать. Она также подчеркнёт его величие как игрока, сравниться с которым в футбольном смысле может разве что Кенни Далглиш.

Но даже легенды могут поступать неправильно, и наезды Джеррарда на Бенитеса так же далеки от истины, как и его сравнение Джо Коула с Лионелем Месси.

Вместе эти двое сделали больше, чем кто-либо для того, чтобы сохранить «Ливерпуль» в числе лидеров, командой, способной состязаться за трофеи в эпоху современного футбола. И важно не то, чтобы они были друзьями, а то, чтобы они, по крайней мере, признавали влияние, которое оказали на карьеры друг друга.

Когда придёт время публиковать очередную автобиографию, хотелось бы надеяться, что Джеррард последует примеру Рафы и поведёт себя достойно, направив дешёвые выпады в чей-нибудь другой адрес.

 

Автор: Аарон Катлер

Оригинал: http://www.thisisanfield.com/2015/11/ballad-steven-gerrard-rafa-benitez/

Перевод: Ingumsky 

Изначально опубликовано на: LiverBird.ru