Оффтоп о книгах
Читал после возвращения с праздников блоги друзей и нашел у Димы Федорова (кстати, неужели вы еще не подписались на "Футболяшки"?) вот этот текст.
Не знаю, как насчет веселого, непринужденного и при этом неглупого, как Дима хотел бы, но перечислю тут несколько книг, которые я читал в последнее время - год с небольшим. Старался в это время совершенно целенаправленно читать современную российскую прозу и вообще - книги, которые я читал бы впервые и которые заинтересовали почему-то именно меня, а не по совету друзей.) В общем, старался открывать для себя новое.
Из российской литературы на меня очень сильное впечатление произвело вот что. Во-первых, роман Владимира Маканина "Асан". Если я вам скажу, что это совершенно неожиданный взгляд на чеченскую войну, вы представите себе совершенно неадекватную (я думаю) картину. Думаю, первым делом придет в голову какой-нибудь особенный натурализм, или нетривиальная общественная позиция автора, ну, что-то в этом роде. Между тем это ни то, ни другое и ни третье, если бы оно тоже нашлось. Я не хочу расшифровывать, потому что момент, когда вы узнаете, кто главный герой (от его имени и ведется повествование), может стать для вас - как стал для меня - тем самым, с которого от книжки вам уже не оторваться. История неожиданная, очень технично выписанная и очень глубокая.
Во-вторых, я углубился в творчество Прилепина. Советую прочесть - но это чтение немного специальное - его книжку интервью с современными российскими писателями. Хоть и не всегда знаешь не просто о каких книгах, а о каких литераторах идет речь, чтение это очень живое и помогает сориентироваться в процессе. Но главное произведение - это, конечно, "Санькя". Это не роман - повесть. Если у вас сейчас нет сил и времени погружаться в большую вещь, а новых впечатлений хочется, это вот то самое. Дальше рекомендовать не буду, потому что "Санькя", наверное, одно из самых обсуждаемых произведений современной русской литературы.
Кстати, из книги интервью Прилепина я очень заинтересовался творчеством Алексея Варламова. Он автор нескольких книг в серии ЖЗЛ. В частности, о Григории Распутине и "красном графе" Алексее Толстом. Я читаю эти вещи до сих пор большими кусками - и откладываю. Не потому, что скучно, а потому, что так удобно. Биографии ведь легко делятся на определенные периоды. Я не историк, меня они интересуют как собрание историй, поэтому читаю время от времени. А раньше так же читал воспоминания Льва Разгона.
Это было в-третьих, а теперь в-четвертых - роман Александра Терехова "Каменный Мост". Очень странная история, я бы даже сказал, что без главного героя - о том, как бывший фээсбэшник, персонаж довольно своеобразный, по отчасти мистическим причинам берется расследовать инцидент многолетней давности - загадочный криминальный эпизод из частной жизни семей высшего советского чиновничества - произошедший аж в 43-м году. Нет, не про ГУЛАГ. Роман труден для чтения, я б сам не осилил, если бы не взялся за него в отпуске в прошлом году и не набрал при этом хорошего разгона двумя другими толстенными романами, о которых, может, расскажу в другой раз. Перед сном, по пятнадцать минут в день его не осилить. В общем, у автора получился почти эпос, но очень своеобразными, необычными средствами. Я бы сказал, что эта книжка наводит на всякие мысли. Кстати, вовсе не о проклятом и уж тем более не замечательном сталинизме.
Терехов точно - чтение не для всех. Кого-то захватит, кто-то скажет: уныло, "ниачом".
Для ровного счета назову геласимовский "Год обмана". В каком-то смысле легкая и уж точно непринужденная, хотя очень драматичная вещь. Там легко себя подставить на место действующих лиц. Хотя я к этому особенно не стремился; скорее, ощущалось, что эта история могла бы произойти с тобой совсем рядом - с приятелем, с однокурсником, с младшим братом... Постоянно кажется, что нечто подобное тебе уже рассказывали. Только понемногу, разные и о разных людях. А тут все, наконец, собралось. У Геласимова вообще легкое перо. Может, поэтому он, как считается, один из самых популярных российских писателей в Европе. Роман "Степные Боги" про жизнь мальчика сразу после войны, в совершенно богом забытом месте на границе с Китаем (или еще с кем-то). Мальчик дружит с военнопленным, японским врачом, история которого тоже рассказывается...
Если вам интересно, я и про иностранные книги попозже такой же оффтоп напишу. Не то чтобы это было важно, что одни книжки русские, а другие нет. А просто этот пост уже довольно длинный, а кроме того, в существовании современной российской литературы принято сомневаться, так что это, выходит, отдельная тема.
В ближайшее время намерен почитать Романа Сенчина. Пока ничего о нем не говорю, кроме того, что заинтригован тем, что слышал. Алексея Иванова читал всего, кроме "Общаги", и несколько раньше; смело и безоговорочно рекомендую. "Золото бунта" вообще одна из моих любимых книг. Как и "Блуда и МУДО".
А вы читали что-нибудь российское, современное?
P.S. Да, забыл добавить: на видеоблоге спецвыпуск. Прогнозы на сегодняшний финал Кубка УЕФА.)
Акунин, по крайней мере, развлекает. Но пишет корявенько. Загоскина напомнил.
Лучше Пелевина на бумаге пока ничего не встречалось.
>а кроме того, в существовании современной российской литературы принято сомневаться...
Больших форм мало, ярких личностей не хватает, но в целом - пациент скорее жив, чем мертв.
В сети много достойных авторов, которых мало печатают, либо вовсе не печатают, ибо не мэйнстрим...
Графоманов, правда, значительно больше...
О классике советской литературы Леониде Леонове. В общем то забытом в новой России авторе.
Прилепин сумел так о нём написать, что захотелось прочитать. Вот только беда - практически не издавался Леонов в 90-00-е.
Мне всегда казалось, что человек, претендующий не просто на идейность текста, какова бы эта идея не была, а вносящий в речь Саши - человека, глубина образования которого вызывает вопросы, слова типа «Интеллектуальное менторство устарело...», может разобраться с простым описанием. Например, банально используя местоимения.
Мне, например, странно было бы прочитать в одном предложении Вашего текста условно... «мяч в перекладину ворот - от перекладины - перекладина - ворота».
Так что зацепило)) Прошу прощения за излишнюю распространенность ;-)
Уж не с «Московских ли теней» случайно?
Как хорошо, что Вы прочитали Каменный мост. Может быть Вы поможете мне разобраться.:)
Основной вопрос, который остался у меня после прочтения романа, вопрос «Зачем?». Я не понимаю, зачем нужно было браться за раскрытие этого дела. Да, вроде в начале есть некий молодой человек, который настаивает на расследовании, даже пытается шантажировать, но его быстро выводят из игры. А дело закручивается... Какие мотивы? Я могу предположить пару иррациональных мотивов, которые движут героем, но я не нахожу для себя ни одного рационального.