4 мин.

Как владельцы «Манчестер Сити» строят футбольную империю

Роман Дворянкин рассказывает, как шейхи из ОАЭ выходят на рынки Англии, США, Австралии, Японии и, возможно, России.

Сейчас в это сложно поверить, но в мае 1998 года «Манчестер Сити» с треском провалился в третий по силе футбольный дивизион Англии. Пребывание в подвале английского футбола продлилось всего сезон, и уже в 2002 году клуб вернулся в АПЛ. Прямо перед началом того сезона был открыт новый стадион – «Сити оф Манчестер», на котором команда играет до сих пор. Спустя 5 лет владельцем клуба стал печально известный экс-премьер Таиланда Таксин Чинават, который до этого безуспешно пытался купить «Фулхэм» и «Ливерпуль». Однако всего через год он продал «Ман Сити» правящей семье Абу-Даби, одного из главных эмиратов ОАЭ. У шейха Мансура и его команды ушло 3 года и примерно 1 миллиард фунтов на то, чтобы спустя 44 года сделать «Сити» чемпионом Англии. Но этим его амбиции не ограничились.

нй

В мае 2013 года было объявлено о совместном проекте «Манчестер Сити» и «Нью-Йорк Янкис», самого популярного бейсбольного клуба и одной и самых дорогих спортивных франшиз в мире. По условиям соглашения, стороны за 100 миллионов долларов приобретали право заявить команду в МЛС в 2015 году. «Ман Сити» брал на себя футбольную сторону, а «Янкис» предоставляли свою знаменитую арену в Бронксе и доступ к технологиям по раскрутке команды в крупнейшем мегаполисе планеты. По аналогии с клубом из Манчестера решили использовать название «Нью-Йорк Сити».

мб

В январе прошлого года стало известно о том, что Abu Dhabi United Group шейха Мансура за 12 миллионов долларов приобрела 80% акций футбольного клуба «Мельбурн Хартс» из второго по величине города Австралии. Уже через несколько месяцев команда стала называться «Мельбурн Сити» и сменила родные цвета на корпоративный небесно-голубой. Кстати, именно в Мельбурне набирал летом прошлого года спортивную форму форвард «Нью-Йорк Сити» Давид Вилья, отыграв 4 матча по арендному соглашению.

ни

Май 2014 года ознаменовался новой сделкой на не самом очевидном футбольном рынке планеты. В рамках глобального соглашения о партнерстве между Nissan, «Манчестер Сити» и другими клубами, принадлежащими инвесторам из ОАЭ, 20% одной из самых титулованных команд Япони -  «Йокогама Ф. Маринос» – перешли под контроль новобразованной City Football Group, которая и объединила все футбольные активы шейха Мансура и его семьи.

В футболе существует множество примеров, когда несколько футбольных клубов из разных стран принадлежат одним владельцам. Концерн Red Bull управляет командами из Зальцбурга, Лейпцига, Нью-Йорка и Сан-Паулу. В 1990-е инвестиционная компания Enic владела долями в 6 европейских клубах, в том числе в «Тоттенхэме», «Базеле» и «Глазго Рейнджерс». Эрик Тохир с недавних пор владеет миланским «Интером», а также D.C. United из МЛС и командой, выступающей в чемпионате Индонезии.

Подход City Football Group отличается от описанных примеров не только географическим охватом, но и целями, которые преследуют владельцы. Помимо огромного маркетингового потенциала, который открывается перед CFG, не стоит забывать и про продвижение национальной авиакомпании Etihad и самого эмирата Абу-Даби на мировой арене в целом. Приятным бонусом стала возможность элегантно обойти требования финансового фэйр-плей, переведя часть затрат «Манчестер Сити» на головную структуру. Чиновникам из УЕФА это не особо понравилось, и они оштрафовали клуб, однако уже в этом году все вопросы были сняты, когда стало понятно, что создание CFG продиктовано прямыми коммерческими интересами. Помимо упоминавшегося договора с Nissan, летом этого года было объявлено о глобальном соглашении с одним из лидеров софтверного рынка – компанией SAP.

сап

Помимо собственно владения клубами, CFG имеет соглашения с 12 командами из Норвегии, Бельгии, Швеции, Голландии, Испании, Португалии и других стран об аренде молодых игроков, обмене опытом и скаутинговой информацией. В ЮАР и Гане работают молодежные академии CFG.

Когда в конце октября стало известно о заключении соглашения между ФК «Химки» и авиакомпанией Etihad, многие недоумевали: какой коммерческий потенциал увидел в команде из третьего российского дивизиона один из крупнейших спортивных рекламодателей наших дней? Можете закидать меня тухлыми помидорами, но я уверен, что за немного кондовым пресс-релизом стоит начало большого проекта, о котором не будет объявлено до выборов президента ФИФА и окончательного понимания того, что чемпионат мира 2018 года состоится именно в России. В общем, потихоньку начинать следить за «Химками» можно уже сейчас, пока они не «Химки Сити».

Топовое фото: facebook.com/newyorkcityfc