13 мин.

Мастер-класс ’92, или Как «Торпедо» укротило «Красного дьявола»

Оригинал статьи на Sovsport.ru 

Sovsport.ru вспоминает осень 1992 года, когда наши клубы били европейских грандов. Часть 1. «Торпедо» и «МЮ»

1992 год был весьма непростым. Канувший в лету Советский Союз оставил после себя экономический хаос и череду гражданских войн, что отсрочило на неопределённый срок то самое заветное, как пионерский галстук для октябрёнка, светлое будущее, обещанное нам ещё в начале века Владимиром Ильичом. Народ смотрел вперёд с недоверием и опаской, толком не осознавая того, в какой стране предстоит жить дальше и по каким, собственно, законам. Само собой, перемены коснулись и футбола. Именно в 1992 году был проведён первый чемпионат России, Высшую лигу которого пришлось доукомплектовывать клубами из низших дивизионов. Казалось бы, такая эпилептическая ситуация должна крайне негативно сказаться на выступлении отечественных команд в Европе. В общем-то, падение уровня нашего футбола и произошло, но чуть позже – ещё несколько лет мы кормились из «совковых» кладовых. А вот осенью 1992 года двое наших клубов произвели в Европе самый настоящий фурор, вышвырнув за борт еврокубков две великие команды! Итак, сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, как московское «Торпедо», пусть с треском и скрежетом, но переиграло в Кубке УЕФА «Манчестер Юнайтед», а чуть позже, в следующей статье, – как ЦСКА не пустил в групповой этап Лиги чемпионов действующего обладателя этого трофея «Барселону».

Рис. 1. Билеты на матчи и программки «Торпедо» к ответной встрече

 

ЖИЗНЬ В ЧЁРНО-БЕЛОМ ЦВЕТЕ

Дела «Торпедо» в 1992 году шли не очень хорошо. Не так, как сейчас, конечно, но тем не менее. В тот сезон наш чемпионат проводился по нестандартной схеме. Изначально команды были разделены на две группы, а после того, как все матчи в каждой из них были сыграны, начинались следующие два этапа: восемь наиболее удачно выступивших коллективов схлестнулись в борьбе за медали, остальные же – за 9-20 места. На момент первой встречи с «Манчестер Юнайтед», намеченной на 16 сентября, автозаводцы обосновались на десятой позиции в когорте слабейших, что соответствовало 18 месту в объединённой таблице. Для сравнения отметим, что их соперники после 8 тура были на четвёртом месте в табели о рангах новообразованной Премьер-лиги, уступив на старте сезона первые три строчки «Норвичу», «Ковентри» и «Блэкберну» и оставив за спиной ближайших преследователей в лице «КПР», «Мидлсбро» и «Ипсвича». Вот ведь были времена-то, а! «Челси», «Ливерпуль», «Арсенал», «Ман Сити», где вы? Тишина…

Давайте теперь посмотрим, кто из ребят Юрия Матвеевича Миронова, сменившего на тренерском мостике за месяц до рассматриваемых событий Евгения Васильевича Скоморохова, были главными звеньями в торпедовской цепи. На воротах стоял бывшая звезда ереванского «Арарата», а ныне капитан «черно-белых» Александр Подшивалов. Обороной руководили опытные здоровяки Геннадий Филимонов и Андрей Афанасьев. За центр полузащиты отвечали потомственный автозаводец и ученик Эдуарда Стрельцова Сергей Шустиков и ещё один воспитанник этого некогда великого московского клуба Игорь Чугайнов. Эти два парня, склонные к разрушению, добавляли ещё больше цемента в защитные порядки команды. Что же касается созидания, то оно по большей части ложилось на плечи Геннадия Гришина. А прорвать манчестерскую оборону, вернее сказать, попытаться прорвать, было поручено 19-летнему Андрею Талалаеву.

Рис. 2. «Торпедо» образца 1992 года. У руля ещё Евгений Васильевич Скоморохов

 

КРАСНАЯ ДЬЯВОЛИАДА

Для «Юнайтед» 1992 год был особенным. С настырностью утреннего солнечного луча молодая поросль, вошедшая в футбольную историю под лейблом «Класс ‘92», мало-помалу вытесняла «стариков» из основного состава команды. Райан Гиггз уже стал значимой фигурой в тактических рисунках Алекса Фергюсона, Гари Невилл как раз таки готовился дебютировать в первом матче с «Торпедо», Дэвид Бекхэм и Никки Батт примут у него эстафету, ещё не выпадет и первый снег, ну а Пол Скоулз и Фил Невилл заявят о себе чуть позже – в 1994-м и 1995-м соответственно.

Кроме того, в начале последнего десятилетия 20 века для Алекса Фергюсона остро назрел вопрос покупки ещё одного нападающего – Марк Хьюз не молодел, и пора было всерьёз призадуматься о достойной смене. Сперва шотландский специалист сделал попытку переманить из «Саутгемптона» Алана Ширера, но белокурый форвард предпочёл «Блэкберн Роверс». После, на запрос о приобретении у «Шеффилд Уэнсдей» Дэвида Хёрста был получен категоричный отказ от тренера «сов» Тревора Фрэнсиса. В результате «красным дьяволам» пришлось довольствоваться третьим вариантом – 23-летним бомбардиром «Кембридж Юнайтед» Дионом Даблином, за которого был заплачен один миллион фунтов стерлингов. Правда, с недавнего времени в прессе поговаривают, что Фергюсон положил глаз на француза Эрика Кантона, который и сам вроде как не прочь уже в ближайшее время примерить футболку «МЮ».

Рис. 3. «Манчестер Юнайтед» в сезоне 1992/93

 

НА БАЛУ У САТАНЫ

Итак, очередной розыгрыш Кубка УЕФА стартовал и сразу же, в 1/32 финала, свёл «Торпедо» с таким серьёзным соперником, как «Манчестер Юнайтед». Перспективы вырисовывались самые безрадужные: впору было выбросить белый флаг и найти успокоение под массивной суровостью чёрного обелиска. Не знаю, с какими мыслями летели тогда москвичи в Англию: может собрать все силы и дать бой мастеровитому сопернику, а может просто сыграть, как получится, так сказать, отстреляться, и, в случае ожидаемого поражения, за которое никто не осудит, сосредоточиться на внутреннем чемпионате. Как знать, как знать…  

Отметим, что «МЮ» на первый матч с автозаводцами вышел не в оптимальном составе. Болельщики, собравшиеся на «Олд Траффорд» не увидели на поле голкипера Петера Шмейхеля, хавбеков Пола Инса и Брайана Робсона, а также вышеупомянутого реактивного Райана Гиггза. Но и без этих ребят нашим спортсменам было кого опасаться. Денис ИрвинСтив БрюсГари ПаллистерАндрей Канчельскис и Марк Хьюз – каждый из этих парней являлся звездой если не мирового, то континентального уровня. Им ли не справиться со скромной российской командой?! И англичане с первых секунд матча взялись за дело.

На протяжении всех полутора часов поединка хозяева штурмовали наши ворота, но всякий раз либо били неточно, либо на пути мяча оказывались торпедовские защитники, либо на высоте был Александр Подшивалов. Да, сказать по чести, по-настоящему спасти свою команду уроженцу Свердловска пришлось лишь единожды, когда он вытянул из «девятки» мяч, после удара головой Дэнни Уоллеса. Как ни странно, несмотря на наличие весьма классных игроков, манкунианцы свалились на бесхитростную игру через фланги с последующими забросами мяча в штрафную. Габаритные московские оборонцы бдительности своей не теряли и практически всякий подобный эпизод завершался избавлением гостевой штрафной от присутствия в ней непрошенного кожаного гостя, пинком выпроваживаемого со двора за околицу.

Так торпедовцы и держали оборону практически всей командой на протяжении 90 минут. И если кто думает, что парковка «автобуса» у своей штрафной – это изобретение Жозе Моуринью, то я бы на месте этого человека сильно призадумался. Ну кому, как не автозаводцам, изобрести «автобус», правда же!? Но хватит о защите, давайте об атаке. А атаковали подопечные Юрия Миронова… Хм… Ну, в общем-то, они практически и не атаковали. Был в первом тайме один эпизод у Андрея Талалаева, который с некоторой натяжкой можно назвать потенциально опасным, да и только. Во второй половине встречи пару попыток сунуться вперёд предпринял Геннадий Гришин, но обжегши пятки о «дьявольские» угли больше глупостями не занимался.

А на 87 минуте на поле вместо Ли Мартина вышел 17-летний Гари Невилл. Дэвид Бекхэм и Никки Батт с некоторой долей зависти смотрели ему вслед со скамейки, ожидая своего часа. За оставшееся время нетронутый голами счёт изменений не претерпел, и вскоре немецкий рефери Арон Шмидхубер дал финальный свисток. Над «Олд Траффорд» пронёсся вздох разочарования. И лишь горстка российских спортсменом выпустила из лёгких воздух с огромным облегчением от безупречно проделанной работы. Но предстояла ответная игра в Москве, в которой нужно было забивать, если ставить перед собой задачу пройти в 1/16 финала. В это верилось с трудом.

Рис. 4. Тактические расстановки команд в ответной встрече

 

МАСТЕР-КЛАСС ‘92

Дождливым осенним вечером, 29 сентября, «Манчестер Юнайтед» вышел на поле стадиона «Торпедо» в составе, уже близком к идеальному: ШмейхельИнс и Гиггз вернулись в основу, а Робсон был готов усилить игру, выйдя на замену (забегая вперёд, отметим, что 35-летний ветеран появился на поле уже в конце первого тайма, заменив часто ошибавшегося Дэнни Уоллеса). В этот день Алексу Фергюсону было уже не до экспериментов и не до экономии сил – стояла задача обязательно проходить упёртого соперника, сдвинуть с дороги этот покатый неприступный валун. Иначе как-то несолидно, ей богу.

У торпедовцев положение было двоякое: с одной стороны, нужно забивать на своём поле, с другой – на нём же крайне противопоказано пропускать, ибо в то, что огорчить чемпиона Европы Петера Шмейхеля удастся несколько раз, могли верить только обитатели «Канатчиковой дачи». Но, если говорить о моральном состоянии наших спортсменов, то они после нулевой ничьей на «Олд Траффорд» чувствовали себя гораздо увереннее и спокойнее, что и было заметно с первых минут ответного матча. Опасные моменты у ворот датчанина не сказать, чтобы прямо-таки сыпались, как семечки из пригоршни, в кулёк торпедовских атак, но нет-нет, а возникали. Андрей ТалалаевГеннадий Гришин и Иван Пазёмов делали всё, чтобы хоть сколько-нибудь напрячь манкунианскую защиту, не давая английской команде всем её «дьявольским» телом навалиться на ворота Александра Подшивалова.

И, в общем-то, подопечным Юрия Миронова удалось предварить в жизнь программу-минимум и справиться с форвардами грозного соперника. Эпизоды, когда в нашей штрафной было по-настоящему горячо и нашему голкиперу приходилось выручать команду, можно было пересчитать по наконечникам дьявольского трезубца с манкунианского герба: вот в первом тайме Брайан Робсон пробил метров с пяти, вот во втором с двадцати приложился Марк Хьюз, а вот и штанга сыграла за нас после выстрела Нила Уэбба с угла вратарской. Иными словами, мы можем смело и горячо поцеловать отчёт о матче расхожим журналистским штампом: встреча протекала в обоюдоострых атаках и в не менее взаимных ошибках.

Рис. 5. Вырезки из российской спортивной прессы

 

Что ж, основное время матча, как и двумя неделями ранее, победителя не выявило. Пришёл черёд овертайма. И ведь появилась тогда у торпедовцев надежда, что в дополнительные полчаса удастся-таки одолеть англичан, ведь за пару минут до финального свистка Ян Дамгард удалил с поля Марка Хьюза за второе предупреждение! Но нет, птица счастья решила ещё немного покружить над головами москвичей и гостей столицы, прежде чем уронить своё невесомое перо прямо в перчатки Александра Подшивалова. Кто-то, конечно, вспомнит, что автозаводцы и впрямь могли снять все вопросы о победителе, играя в большинстве, когда датский арбитр обязан был как минимум один раз назначить пенальти в ворота Шмейхеля после фола на Талалаеве, но чего не сделано, того не сделано.

Прошло ещё тридцать безголевых минут. Печальные нули на табло символизировали то, что некоторые итальянские тренеры называют идеальным футболом: 210 минут без голов, а, стало быть, и без ошибок в обороне – красота! Но у зрителей зачастую мнение иное. Ну да ладно, сейчас не об этом. Началась серия пенальти, и началась очень неприятно для хозяев поля: удар Сергея Борисова отразил Петер Шмейхель, а Андрей Афанасьев сбил дождевые капли с перекладины; Пол Инс и Денис Ирвин в свою очередь были точны. И вот тогда, когда, казалось, что можно забыть про продолжение кампании в Кубке УЕФА, всё перевернулось с ног на голову.

«При счете 0:2, – рассказывал позже в одном из интервью наш голкипер, – я как-то успокоился и отрешился от всего. Видел перед собой только мяч и знал одно: его надо взять обязательно, во что бы то ни стало». И Подшивалов не подвёл. Словно к родному деду возвернулся к нему в руки «кожаный колобок» после удара Стива Брюса. А выстрел Брайана Макклера ушёл выше ворот. Игорь Чугайнов и Дмитрий Ульянов свои попытки реализовали. Перед пятым ударом счёт стал равным: 2:2.

К мячу подошёл Алексей Арефьев и хладнокровно отправил его в правую от себя «девятку». Не подвёл своих товарищей и Брайан Робсон – сильно, оставляя в воздухе лишь шлейф из брызг, послал он мяч низом прямо по центру ворот. 3:3, и теперь взаимный обмен ударами завершился бы лишь с первой ошибкой. Бодро подбежал к «точке» Геннадий Гришин, бросил мимолётный взгляд на Петера Шмейхеля, разбежался и безупречно пробил а-ля Робсон – 4:3! Гари Паллистер был выбран для шестой попытки англичан. Уж не знаю, какую ношу он нёс в душе, приближаясь с каждым шагом к 11-метровой отметке и ощущая на себе взгляды болельщиков, заполнивших стадион «Торпедо»? Стали ли доселе стальные мышцы его ног от волнения ватными, а мысли сбивчивыми? Неизвестно это, что уж тут и гадать? Зато известно, что пробив крайне бесхитростно и на удобной для вратаря высоте, британский защитник возвёл Александра Подшивалова в главные герои матча, а свою команду обрёк на сенсационный вылет из почётного турнира на самой первой его стадии.

«Манчестер Юнайтед» и две сотни английских фанатов отправились домой ни с чем. Впереди «красных дьяволов» ждал приезд Эрика Кантоны, победа в чемпионате страны и сбор урожая на плодородных почвах Класса ’92. Ну а сегодня был не их день. Сегодня торпедовцы показали своим соперникам, да и всей Европе, что уж там, самый настоящий мастер-класс по самоотверженности и сплочённости!

Рис. 6. Из Москвы манкунианцы увезли лишь сувениры и фотографии

 

ЭПИЛОГ

Итак, «Торпедо» вышло во второй раунд Кубка УЕФА, что, разумеется, стало огромным сюрпризом для всех наших болельщиков. Но, видимо, судьбе всё же не угодно было видеть автозаводцев в весенней части состязания, и в 1/16 финала жребий свёл команду Юрия Матвеевича Миронова ещё с одним грандом – с мадридским «Реалом». Вторую сенсацию нашим ребятам соорудить не удалось, хотя и выглядели они более, чем достойно в противостоянии с «Королевским клубом», проиграв по сумме двух встреч 5:7. Ну а в чемпионате страны «чёрно-белые» сумели собраться и улучшить свои позиции, завершив турнир на итоговом 11 месте. Но это ещё не всё. В июне 1993-го им покорился впервые разыгрываемый Кубок России, и снова лишь в серии послематчевых пенальти. Этот трофей стал последним «золотым» достижением «Торпедо» на высоком уровне.  

Продолжение следует…

 

Торпедо - Манчестер Юнайтед (Кубок УЕФА 1992-93, 1/32 финала, ответный матч)

29 сентября 1992 года, 19:00. Стадион «Торпедо» (Москва, Россия). 11 357 зрителей

Торпедо: Подшивалов, Филимонов, Чельцов, Афанасьев, Востросаблин (Борисов, 100), Шустиков, Гришин, Талалаев, Арефьев, Чугайнов, Паземов (Ульянов, 84).

Запас: Пчельников, Борисов, Савичев, Мартынов, Ульянов.

Главный тренер: Юрий Матвеевич Миронов.

Манчестер Юнайтед: Шмейхель, Ирвин, Филан (Паркер, 56), Брюс, Уэбб, Паллистер, Уоллес (Робсон, 38), Инс, Макклейр, Хьюз, Гиггз.

Запас: Уолш, Паркер, Бирдсмор, Батт, Робсон.

Главный тренер: Алекс Фергюссон.

Судья: Ян Дамгард (Дания).

 

Оригинал статьи на Sovsport.ru 

Добро пожаловать в мой блог «Футбол эпохи "пирамид"»

Также приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи»

Все откомментированные матчи 2015 года находятся здесь