4 мин.

Жоао Карлос vs Роман Широков

Был такой игрок в Спартаке - Жоао Карлос. Пришел, поиграл, ушел. И осталась после него статистика: один гол забил, сделал три передачи, получил пять карточек. А еще осталось воспоминание, как он, выйдя на замену на последних минутах в матче с Зенитом, привез решающий гол из-под Халка. Этот матч стал переломным в истории сезона 2014/2015, до него было две победы подряд и хорошие шансы на еврокубки, после него три подряд поражения и доигрывание с фактически списанным тренером. В послематчевом интервью Жоао всё объяснил просто, - был разочарован решением Якина не выпускать его в стартовом составе, вышел без настроения. Больше такого игрока в Спартаке нет.

Жоао Карсло

И есть в Спартаке до сих пор игрок Роман Широков. Пришел из стана соперничающего клуба. Вернулся в родной город, где приятно поигрывать в свое удовольствие на закате карьеры. Это вполне всё объясняет, подобных примеров много - от Павлюченко до Жиркова, с разной степенью футбольной адекватности. У Широкова она пока еще на удовлетворительном уровне, но нельзя не видеть, что уже кумулятивного вреда от "лучшего плеймейкера России" для Спартака накопилось не меньше, чем пользы. Прошлый сезон он начал с неспособности своего гения вписаться в игру Якина, плавно перетекшую в публичную критику главного тренера, а затем и босса клуба. В этом сезоне сarte blanche  Аленичева пока еще сдерживает искрометное красноречие Романа, что впрочем не мешает ему не особенно париться на счет игры, в том числе своей собственной безалаберной игры в последнем матче с Локомотивом. Сразу после которого уходит в ресторан с Самедовым и Тарасовым, отмечавшими вот сюрприз.. победу над Спартаком. И опять как рефрен, этот матч является одним из переломных матчей сезона. До него среднестатический "федун" не без оснований думает о гонке за медалями, после него - уже навязшая оскомину мысль о борьбе за еврозону. Матч был важный, и тем ярче выглядит на этом фоне подобная реакция футболиста, который к тому же считается неформальным капитаном раздевалки.

Ресторан

Проблема тем более опасна, что она не идет сама по себе в области психологии или лояльности клубу, вместе с ней идет проблема Широкова как футболиста. Перед матчем с Мордовией я пришел к выводу, что Аленичев уже должен был всерьез столкнуться с проблемой совместимости Широкова и центра поля. И с удовлетворением наблюдал за его смещением на место опорника в матче с саранчанами, там, где он может еще приносить пользу в игре со средними соперниками. Положительный результат подтвердил предположение. Но уже в следующем матче Аленичева вновь начала преследовать fixe idee о связке плеймейкеров Широков-Попов. И результат, в этот раз отрицательный, опять подтвердил предположение. Возможно идея Аленичева  и не так безнадежна, но ее нужно будет отшлифовывать на протяжении неудачного сезона, тогда как другие варианты расстановки работают уже сейчас. 

Станислав Черчесов

Вера в Широкова напоминает веру Аленичева в Филимонова. Но мне вспомнилась еще одна история, нечто более далекое по времени, но более близкое по обсуждаемому амплуа. Вспомнилась история Черчесова с Титовом. В те мохнатые времена новоявленный тренер только начинал отрабатывать операцию "ссылка в дубль", Титов незаметно вступал в закат карьеры и в глазах всех без исключения болельщиков был безгрешен как ангел.  По сути же Черчесов был недоволен медлительностью капитана. Спартаку стало не хватать динамичности и скорости в развитии атак в центре поля, это было объяснимо, это было неизбежно, и это было тогда безвыходно. Подобное происходит в современном Спартаке, когда Широков, добросовестно выполняющий огромный объем перемещений по полю, не успевает вовремя в ключевые моменты, не отрабатывает жестко в прессинге, затягивает атаки ради своих филигранных передач. И это также сегодня объяснимо и также неизбежно, но не безвыходно, когда у тебя есть Попов, готовый заменить Широкова, и успешно доказавший это в тех отрывках матчей, когда ему это было позволено.

Леонид Слуцкий

А тем временем главным критерием игры Широкова становится сила соперника. С ЦСКА, с Локомотивом, с Зенитом Роман Широков выпадает, обозначая верхнюю планку Спартака в  нынешней системе координат. Это система не для побед в чемпионате России. Лидер и капитан сборной России прекрасно зарекомендовал себя в игре со: а) слабейшими - Лихтенштейном, б) слабыми - Молдовой; в) средними командами - Швецией и Черногорией.  Но можно легко догадаться, что с аналогами ЦСКА и Зенита среди сборных Роман Широков вновь станет тем, кем мы увидели его в последнем матче. То есть не увидели вовсе. Парадоксальный вывод в том, что давать игровую практику Широкову (как и Комбарову, и Глушакову) только из-за того, что у них нет альтернативы в сборной, значит снизить потенциал Спартака бороться за первенство России. И это еще один вызов Аленичеву.