9 мин.

Владислав Радимов: «Наш «Зенит» образца 2007 года был сильнее нынешнего»

Кирилл Сухоруков пообщался с самым звездным футболистом «Спортинг-лиги» – о любимой работе, воспитании молодежи и втором сильном клубе в Петербурге.

– Вы уже второй раз участвуете в «Спортинг-лиге». Какие впечатления от турнира?

– Я раз в неделю, по четвергам, играю с друзьями как раз в таком формате. Для меня это не в диковинку. Какая разница: какие ворота, какой мяч? Во дворе-то все в футбол играли. Что касается организации турнира, то она на очень высоком уровне. Здорово, что люди могут не просто играть во дворе, а соревноваться.

– Как оцениваете инициативу создания ветеранского турнира? Все-таки в «Единой лиге» «Смене-76» было тяжеловато играть против молодых ребят.

– Конечно, летом выходили, пять-семь минут выдерживали, а дальше было тяжело. Там «пыхтели», но здесь, конечно, легче играть. Возраст соперников дает о себе знать.

– Помнится, вы как-то сказали, что даже с 15 лишними килограммами потянули бы премьер-лигу.

– Ну, это я утрирую. Понятно, что за счет опыта и мастерства я мог бы там играть. Но физические кондиции уже никогда не вернешь.

– Но есть же примеры. Тот же Константин Зырянов в вашем «Зените-2».

– Есть футболисты, которым это дано, а есть те, которым нет. У меня случилась травма ахилла, и играть дальше я уже не видел смысла.

 

– Вы молодой тренер молодой команды. Вам нравится ваша нынешняя работа?

– Конечно. Я на каждую тренировку иду с удовольствием и когда вижу, что чему-то научил пацанов и они применяют это на поле, – это же здорово! Но есть и свои сложности. Если раньше ты был игроком и был одним из двадцати, то сейчас ты тренер, который один отвечает за всех.

– Если предложат возглавить клуб премьер-лиги, согласитесь?

– Нет. Во-первых, мне нравится моя нынешняя работа. Во-вторых, тренирую я только два года. Если сравнить меня сейчас и два года назад – это день и ночь. Я многих вещей не знал, и мне еще многому предстоит научиться.

– Ваш друг Дмитрий Хохлов недавно покинул «Кубань». Может, рановато ему было выходить на этот уровень?

– Да нет, я думаю, каждый сам для себя решает: готов он или нет. В его отставке сыграл роль ряд других причин – нефутбольных.

– Заметил, что вы не боитесь признавать своих тренерских ошибок.

– Я не знаю, хорошее это качество или плохое. У нас в команде так принято. И я могу ошибиться, и ребята. Свои ошибки надо уметь признавать и больше их не допускать. В любом случае все учатся на своих ошибках.

– Ваши подопечные называют вас «футбольным папой». В том смысле, что вы следите и за их нефутбольными увлечениями.

– Я могу лишь предложить им что-то. Например, я не могу заставить человека читать. Но могу сказать, что у нас в команде есть люди, которые не только играют в телефонах, но и читают книги.

– Вспомните себя в молодости. Нынешнее поколение серьезно отличается от вашего?

– В каждом поколении есть разные люди. Кто-то безумно любит футбол: играет, тренируется везде. А кому-то достаточно одной тренировки в день – и больше не надо. Поколение… Мне все-таки кажется, раньше талантов было больше. Сейчас все поглощены компьютерными играми, а раньше приходили домой, бросали портфель и бежали играть в «коробку». Сейчас такое нечасто встретишь.

– Сейчас вы тренируете молодежь. Если в будущем примете более опытный коллектив, ваша позиция в части отношений с игроками изменится?

– Нет, я считаю, что тренер должен знать, чем живет команда, каждый игрок. Футбол футболом, а человеческие отношения всегда должны быть нормальными. Хотя я не скажу, что это самое главное.

– Уровень топ-клубов в России вырос. Вашим подопечным теперь труднее попасть в основу «Зенита», чем раньше?

– Само собой. Когда я начинал, легионеров вообще не было. Но это не значит, что сейчас не надо стремиться. У меня есть ребята, которые уже могут играть в командах премьер-лиги. Может быть, не клубах первой восьмерки, но второй – точно.

– Сейчас в «Зените» у Артема Дзюбы, по сути, нет конкурентов. Казалось бы, вот он шанс, к примеру, для молодого нападающего Долгова?

– Хороший, талантливый парень, с хорошими данными. Но то, что у него работы непочатый край, он и сам знает. Посмотрите на Криштиану Роналду. Человек все всем уже доказал, но все знают, как он тренируется.

– Недавно у нас ужесточили лимит. Видите ли вы сейчас плюсы в этом решении?

– Вот вам яркий пример: Дзюба и Рондон. Был бы прежний лимит – и, возможно, играл бы Рондон. А по Дзюбе сейчас видно, что он прогрессирует. Для российских игроков лимит – это несомненный плюс, но мое мнение: в любом случае играть должны сильнейшие. Чем больше будет в чемпионате сильных легионеров, тем лучше.

– Уход талантливого Шейдаева в «Рубин» – это ошибка?

– Если бы не ушел, то кусал бы локти, что остался. Теперь он в «Рубине» – пусть доказывает, борется за место в составе, игр еще много. Если не получится, то в декабре мы ждем его обратно.

– Некоторые ваши подопечные летом уехали играть в Европу. Совета у вас спрашивали?

– Конечно, подходили, спрашивали. Первое, что я им посоветовал – это учить язык. Вообще в Европе другое отношение к футболу, другое отношение прессы. Ты попадаешь в другой мир. Это будет для ребят интересным опытом.

– Вы всегда горой за своих игроков. А видели ли они вас в гневе?

– Конечно, такое бывает постоянно. В раздевалке может произойти все, что угодно. Футболисты могут поспорить со мной, высказать свою точку зрения. А правильная она или нет – это повод подискутировать. Боятся ли они меня? Это не мне судить. Сложно сказать, как это выглядит со стороны.

– Виллаш-Боаш часто общается с вами по поводу игроков «Зенита-2»?

– Нет, Виллаш-Боаш взрослый человек и сам понимает, кто ему нужен, поэтому я не вправе ему что-то советовать. Я думаю, что за нами следят и сами делают выводы. У нас плотный график, обычно звонит начальник и просто называет фамилии игроков, которые вызываются для тренировки с основой.

– Виллаш-Боаш по окончанию сезона уходит. Кто должен быть следующим тренером «Зенита» – россиянин или иностранец? И видите ли вы себя в этой роли в будущем?

– Самое главное, чтобы это был хороший специалист, а какой он будет национальности – неважно. Тренером главной команды пока себя не вижу, заглядывать вперед не люблю. Сейчас я хочу, чтобы мои футболисты вышли на высокий уровень. Я живу тем, что есть сейчас. Я еду на каждую тренировку, получаю удовольствие, думаю, как сделать так, чтобы мои пацаны прогрессировали.

– Велика ли разница между вторым дивизионом и ФНЛ?

– Пропасть, огромная разница. Все намного быстрее, четче, жестче. Разница между премьер-лигой и ФНЛ меньше, поэтому здорово, что молодые питерские ребята могут тут прогрессировать.

– Почувствовали, что зрителей на «Зенит-2» стало ходить больше?

– Да, почувствовал. Я думаю, что лига стала более интересной, но и мои ребята, мне кажется, показывают симпатичный футбол. Мы стараемся играть только в атаку, возможно, пока в ущерб обороне. Но мы учимся и в то же время стараемся демонстрировать зрелищный футбол.

– Кстати, как вы относитесь к порицанию питерскими фанатами некоторых бывших игроков «Зенита»?

– Я не занимаю чью-то сторону. К нашему «виражу» тоже надо относиться с большим уважением, они за нами много ездят. Они собираются, выражают свое мнение по каждому игроку, и их мнение, так же, как и мнение Виллаш-Боаша, надо уважать. От игроков «Зенита» «вираж» заслужил уважения за ту поддержку, которые они оказывают команде на протяжении многих лет. За «Зенитом-2» тоже ездят фанаты. Как они туда добираются, если мы сами с трудом попадаем на эти выезды? Иногда слезы наворачиваются, когда такое видишь. Это вызывает не только уважение, но и восхищение.

– Какие команды ФНЛ произвели на вас впечатление?

– Да много кто с разным стилем игры, обижать кого-то не хочется. Но могу выделить «Газовик» – у них отлаженная игра, симпатичная команда.

– Кстати, в «Газовике» есть питерские воспитанники, в других командах ФНЛ и Премьер-лиги – тоже. Может, пора отойти от лозунга «один город – одна команда» и создать в Петербурге еще один сильный клуб?

– Создать-то можно, да и попытки уже были, но вы поймите, что 99% населения города болеет за «Зенит». Я только за то, чтобы была вторая команда, но у нас так исторически сложилось, что все болеют за «Зенит». Ведь в Москве у всех клубов своя история, свои болельщики. Возьмите тот же «Краснодар» – команда создана с нуля. Но за «Кубань» все равно болеют больше. Может, когда-нибудь что-то изменится. Готовы ли меценаты создать клуб и ждать, когда он встанет на ноги и будет так же любим, как «Зенит»? Я сомневаюсь. Честь и хвала Галицкому, но в Петербурге такого человека, как он, пока нет.

– Если сравнить «Зенит» образца 2007-2008 годов и нынешний, какая команда, по-вашему, сильнее?

– Мне кажется, что команда 2007 года была сильнее в индивидуальном плане. Понятно, что Халк сильный футболист, но Аршавин на пике формы был не слабее.

- Кто, на ваш взгляд, сейчас лучший игрок в России?

– Наверное, Халк. И кто-то из оборонцев ЦСКА во главе с Акинфеевым. Наверное, все-таки именно Халк и Акинфеев. Они делают разницу между своими командами и другими клубами более существенной.

– А кто для вас самый сильный футболист в российской истории?

– Покойный Илья Цымбаларь, с которым я играл на чемпионате Европы 1996 года. В работе с мячом ему, на мой взгляд, не было равных.

– Что вы думаете о предстоящих матчах сборной России с Молдавией и Черногорией?

– Я думаю, что мы объективно сильнее двух этих команд и уж четыре очка мы точно возьмем. Более того, я уверен, что оба матча мы выиграем.

– Россия – огромная страна. Почему у нас нет больших успехов в футболе?

– Мне кажется, надо с детства приучать людей любить футбол. Это самая простая игра с мячом. Возможно, стоит даже ввести в школах урок футбола.

– Почему вы решили завести страницу в инстаграме? Причем, в отличие от многих, активно переписываетесь с болельщиками.

– Я посоветовался с ребятами, которые играют у меня в команде, они мне рассказали, и я завел страницу. Это интересно, не так сложно. К тому же я могу выставлять рекламу матчей «Зенита-2». В общении с болельщиками ничего сложного нет, если это не хамство. Мне нетрудно ответить людям на их вопросы.

– Напоследок вернемся к ветеранской «Спортинг-лиге». Ждете встречи на поле с Дмитрием Бородиным, который блистает в нападении «Виктории-Питера»?

– Он там вроде лучший бомбардир, да? Пусть готовится, что попадет в плотную, жесткую опеку. Щитки пусть одевает и спереди, и сзади. (смеется)

Кирилл Сухоруков, sporting-spb.ru

 

Фото: fc-zenit.ru