Арсенал – Манчестер Юнайтед: Богиня и Герцогиня
Странное ощущение: ещё каких-то три года назад для любого болельщика Арсенала матч с МЮ стоял совершенным особняком, по сравнению почти с любой другой встречей чемпионата Англии. В этом «особняке» дружно уживались и лихорадочное волнение перед игрой с принципиальным соперником, и с годами впитанный в подкорку страх перед Фергюсоном, и жажда мщения за 28 августа 2011 года и множество других эмоциональных оттенков и паттернов. Теперь же всё это не то, чтобы совсем испарилось, но перестало восприниматься столь трепетно.
Юнайтед в недалеком прошлом сами приложили немало усилий, чтобы в принципе стать менее грозной силой в английском футболе. Первым делом после отставки Фергюсона они перестали пугать большие английские клубы, затем наглеть в играх с МЮ начали и клубы поскромнее. И лишь только Арсенал чуть ли не дольше всех на Альбионе не решался перешагнуть через свои комплексы. Но в итоге, полгода назад - в четвертьфинале Кубка Англии, всё-таки крепко зажмурил глаза, и что есть силы наподдал своему многолетнему обидчику и притеснителю. Наподдал, и не без удивления обнаружил, что сдачи в ответ не прилетело.
Возможно, именно поэтому перед отчётным матчем уже в чемпионате надвигающаяся игра с манкунианцами воспринималась значительно спокойнее, чем обычно. И болельщиками, и, видимо, игроками. И зловещая фраза «Арсенал пять лет не побеждал МЮ в чемпионате Англии» звучала уже не как мистическое необоримое проклятье, а просто как не самый радостный, но всё же обычный факт. Ситуация, стечение обстоятельств. Без какого-либо налёта мистики и фатализма.
Именно поэтому Арсенал вчера играл так легко и ярко. Играл в той самой солидной, деловитой манере, которую ещё в прошлом году начал демонстрировать в матчах с большими командами. И играл он, по всем признакам, не с грозным, страшным, неудобным, неудачным для себя МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД! А просто с самым обыкновенным текущим лидером чемпионата.
В этом свете хочется снова вернуться к избитой теме «философий» в футболе. Про них всегда очень любили рассуждать, а в последние годы и вовсе зафилософствовали весь футбол с головы до ног. Я же, в свою очередь, как и любой болельщик Арсенала, человек простой: услышал про философию – два дня пью горькую. Так вот, некоторое время назад я для себя открыл практически идеальное объяснение, которое, в общем-то, кратко и ёмко описывает всю современную футбольную суемудрость.
В одном из романов Виктора Гюго знатная аристократка приходит на представление странствующих комедиантов, и оставляет им в награду золотую монету. «Эта женщина Богиня!», восклицает лидер труппы, пробуя монету на зуб. После этого он видит карету, в которой она уезжает и, замечая какой герб изображён на этой карете, поправляет сам себя: «Она больше чем Богиня, она Герцогиня!».
Как тонко, господа-канониры! Женщина-богиня – прекрасный, светлый, недостижимый идеал, символ вечной чистоты и любви. При виде неё каждый смертный испытывает невольный благоговейный трепет. Если уж и стремиться за какой-то химерой в райские кущи – то уж за такой. Однако же, по мнению бродячего фигляра-философа, «прохававшего» жизнь с самого её дна, прекрасно знающего по себе, что такое нужда, холод, голод и человеческое презрение, Герцогиня стоит выше Богини. Потому что Богиня это вот где-то там, это далеко, вечно и вообще как-то сложно. А вот Герцогиня – это первостатейный шик. Да, вечной жизни у неё за пазухой нет, и быть не может с такой-то родословной, зато эту свою, кратенькую земную жизнь отжигать и оттягиваться она может по полной, как ей только заблагорассудится. Благо у неё для этого есть полный карт-бланш.
В последние годы в Европе футбольные команды-Богини повсеместно уступают место футбольным Герцогиням. Кому-то титул достаётся по линии крови, кто-то, следуя модным трендам времени, грамоту на благородство покупает за деньги. Так или иначе, на 69 году со дня рождения Джорджа Беста команды-Герцогини живут и процветают.
Что немудрено, Герцогиней быть безумно весело. Получают что хотят, законы их не касаются, вся светская жизнь крутится вокруг них, про них и для них. Они не сходят со страниц светской прессы, имеют возможность получать в своё распоряжение лучших кавалеров эпохи, да и звон британской чашки постоянно звучит где-то рядом с ними. Во всём это великолепии и празднике жизни есть только один негативный момент: рано или поздно они неизменно приводят к определённому насыщению и развращению.
Так, например, одна из героинь того самого романа Гюго так пресытилась своим высоким положением и вседозволенностью, что воспылала страстью к цирковому уроду. Свою похоть в адрес презренного калеки она мотивировала, в том числе, фразой: «Женщина, это глина, которая мечтает стать грязью». Очень напоминает ситуацию с одной лондонской Герцогиней. Одной из первых в этом новом молодом племени нуворишей, хочется отметить. Она давно уже слепила из себя прекрасный образец блестящей придворной дамы. И теперь, скучая, она пошла вразнос и решительно ударилась в совсем уже заоблочный апломб и самолюбование, приглашает в свой альков таких цирковых уродцев, которые напрямую ассоциируются у почтенной публики с грязью, пытается мимоходом мешать с этой самой грязью других женщин и вообще уже сама не знает, куда ещё деть свалившееся на неё с неба могущество. Она тоскует и её знобит от апатии. Именно глядя на подобное, начинаешь, как и Виктор Гюго, остро задумываться о необходимости революции.
Впрочем, вернёмся к нашим баранам. Манчестер Юнайтед долгие годы был главной командой-Богиней на Альбионе. Командой с неповторимым стилем, в котором религиозный экстаз органично сплетался с всамделишными чудесами. Иными словами, эта была исключительно тренерская команда, которая не только была узнаваема и любима, но и, главное, необыкновенно эффективна. И вот все проблемы Юнайтед в последние годы связаны с тем, как резко они попытались перейти из одной касты в другую. От величественного монастыря имени Сэра Алекса Фергюсона остался только возвышающийся в центре поля донжон по имени Уэйн Руни (символ, бронзовое нэцке стоимостью в 300 тысяч фунтов стерлингов в неделю, куда от него денешься), да сидящий на бровке мрачной клювастой горгульей Райан Гиггз. А вокруг бесконечное праздничное конфетти из игроков «купленных для следующего тренера». И на лавке пересмеиваются разом два опорника, о которых когда-то мечтали канониры.
Нет, вы не подумайте. Я не пышу тут злобой к Манчестеру и не роняю на клавиатуру ж-ж-жгучую слюну. Как и всякая другая Герцогиня, манкунианцы смогут рассчитывать на многое. И, вероятно, даже смогут многого добиться. Но вот в чём беда-то, и вот о чём я, собственно, и веду этот затянувшийся пассаж – Арсенал эту команду больше не боится. Люди, действительно понимающие, что такое Манчестер Юнайтед, и что такое боление за этот клуб, без лишней расшифровки поймут, почему это печально. Мне, как ни странно, от этого тоже немного печально.
Зачем бояться футбольную команду, которую можно обыграть как любую другую? Которую можно раскатывать быстрыми резкими комбинациями, как какой-нибудь Вест Бромвич? Которую можно придушить и стреножить организованной и компактной игрой на своей половине и в центре поля, как любого другого повседневного гранда. Незачем - с ней просто нужно играть в футбол. Причём в свой. И если играть хорошо – всё закончится благополучно.
Ладно, хватит о нашей новоявленной молоденькой Герцогине. Давайте вернёмся к титульным героям. Арсенал остаётся одной из немногих команд-Богинь европейского футбола. Это, правда, звучит в устах нынешних «философов» не так уж и круто. Более того, если верить японцам – сила бога напрямую зависит от того, сколько людей в него верят. И не только в количестве дело, но ещё и в качестве. Это принципиальный момент. В Арсенал сейчас верят немногие, что уж там. Да и среди тех давно уже существует серьёзный раскол. Революция, которая, согласно Гюго, должна накрыть бурным шквалом паразитирующую аристократию, пока что плещет ближе к храмовым комплексам Тетана. Народные массы уже давно разделились. Если бы Уэйн Руни играл за Арсенал, он мог бы из нэцкэ превратиться в красное знамя. А его "Бентли" мог бы стать броневиком. Но каждому племени, как известно, свои герои.
Да и что такое волнение бурь для настоящего просветленного человека! Даже если алтарь покачнётся и к священным стенам начнёт подбираться толпа с факелами, Арсен будет до конца верен своей доктрине. А если уж он что-то в ней и меняет, то не в угоду этой самой толпе, а для полноты религиозного чувства.
Если уж развивать мысль – а отступать теперь поздно, дорогой читатель – то какой же именно Богиней является Арсенал? И что из себя представляет Арсен Венгер как духовный лидер? На первый вопрос ответить не берусь, а вот Арсен видится этаким пелевинским Чапаевым. Только вместо Внутренней Монголии он стремится в маленький Внутренний Страсбург, на аккуратные, чистые улочки которого можно попасть не переплывая Урал, а лишь пройдя сквозь Отокующий Уроган. И вместо контуженного Петьки у него есть не менее контуженный Рамсей, который вот-вот наконец-то поймёт что-то очень важное.
В голове Арсена-Чапаева, ведущего свой рассыпанный тонкой линией красный эскадрон в атаку на всех Графинь планеты, мир совсем не такой, каким видим его мы. От этого у одной из последних больших команд-Богинь постоянно случаются "олимпиакосы". Это плохо укладывается в реальности Мракобеса, но в голове Венгера это не так важно. И вчерашняя победа над Манчестер Юнайтед тоже больше не так важна сама по себе. Весной, тогда да, в той битве Арсен ломал злой рок. А вчера уже был совсем иной коленкор. Вчера, самое главное, что победа была, и была красивой. И несколько уже потухших, казалось, алтарей, которые вновь зажглись после этого матча, подтвердят в его глазах свою правоту.
Кстати, о матче. Арсенал выиграл. Три – ноль. Это было очень здорово.
P.S. Всех болельщиков Арсенала с победой! Победа - это всегда хорошо, но когда победа красивая - это уже не просто хорошо, это другое!
А то читать банальности про то как кто-то кого-то запрессинговал и т.п. уже остопиздело
Узнав заранее, кто будет писать обзор на эту игру, вооружился светлыми ожиданиями, и теперь они вознаграждены сторицей. Большое спасибо, получено огромное удовольствие от прочтения.
Топтал его ногой
Средь них особенная страсть
Божественный огонь
Черпая в качестве вдохновения пелевинский солипсизм
Мракобес наделил текст многозначностью
До упоминания Гюго я ждал аллюзии отношений народов Боснии и Герцеговины
на отношения двух клубов
Так ли хороши были одни, что вторые на их фоне были *овном, или просто вторые реально были *овном, а первые этим грамотно воспользовались?