12 мин.

Луис Суарес. Неудержимый. (Часть 3, заключительная)

Вольное, с лирическими отступлениями и философскими размышлениями о природе вещей, изложение биографии Луиса Альберто Суареса Диаса.

***

Первая часть

Вторая часть

 

Часть третья. Англия и Испания. 

И он добился своего, Беня Крик, потому что он был страстен, а страсть владычествует над мирами.

Исаак Бабель, Как это делалось в Одессе.

Казалось, что лучшее еще впереди, но в следующем сезоне меня ждал самый худший эпизод во всей моей голландской карьере.

В добавленное время ничейного матча с ПСВ у меня произошла стычка с Отманом Баккалом. Арбитр только что удалил моего партнера по команде Расмуса Линдгрена за фол на Ибраиме Афеллае. Кто-то из игроков спорил. Баккал вел себя нагло, и я его укусил. После игры я обнял его за плечо и принес извинения. Мы вместе покидали поле, но дело было сделано.Клуб оштрафовал меня, и я, конечно же, с этим не спорил, потому что у него было полное на это право. Ну а затем голландская Федерация футбола дисквалифицировала меня на семь матчей. Это была моя первая дисквалификация, самая, наверное, неизвестная широкой публике.

Команда начала новый сезон плохо,Йол ушел из команды в декабре и его сменил Франк де Бур, который сказал мне, что видит капитаном команды голландца. Я принял это решение с пониманием. Через месяц, в январе 2001, я перешел в "Ливерпуль" - после того как забил 100 голов в команде и стал одной из легенд клуба. Я даже удостоился похвалы от самого Круифа, когда встретился с ним в самолете. Через месяц после моего ухода "Аякс" пригласил меня на прощальную церемонию. Вместе с Софи и Дельфиной я совершил круг почета, приветствуя болельщиков и забрасывая мячики на трибуны. Зажглись файеры, на большом экране крутили мои голы. Фанаты даже распевали «You’ll Never Walk Alone». Нечасто я переживал такой эмоциональный момент на футбольном поле. Это было прощание, которое я не получил в «Гронингене».Это было невероятное завершение очередного этапа моей карьеры а впереди меня ждала игра за еще один легендарный клуб Европы.

 

Когда я переходил в "Ливерпуль", я думал , что меня ждет торжественная церемония представления с полным стадионом, но все было очень скромно. Фотография на пустом стадионе с тренером - это все, что произошло там. Вообще "Ливерпуль", для своего статуса, ведет себя очень скромно, нет ни гламура, ничего показушного. "Энфилд" - очень маленький и простой стадион. В раздевалке там нет даже шкафчиков - просто висят футболки на стенах, очень близко, и когда переодеваешься, все время толкаешься руками с соседями. Это создает какую-ту особенную близость, чувствуешь, что одно целое, а когда слышишь рев трибун, выходя из раздевалки, тебя сразу переполняют эмоции. Я взял 7 номер, не особо задумываясь кто носил этот номер до меня, и только потом понял, насколько важна эта футболка для болельщиков. Тогда я начал понимать, какие ожидания люди связывают с моим приходом - ведь легенда клуба, человек носивший эту футболку, Кени Далглиш, будет моим тренером!

 

 

К счастью, вместе со мной в команду пришел Энди Кэррол, который должен быть заменить Фернандо Торреса. Я почувствовал облегчение, когда узнал это - ведь теперь все давление будет на Энди который перешел за 35 миллионов фунтов. Он стал для меня живым щитом. Когда я переходил, были люди, считавшие, что переход в "Ливерпуль" не будет для меня шагом вперед, ведь клуб не играл тогда в Лиге Чемпионов, но я знал, что сделал правильный выбор. Я забил в своем первом матче со "Стоком", ноя карьера в АПЛ началась успешно. Вы можете мне не поверить, но мне даже понравились английские судьи, мне нравится их манера судейства. Они всегда разговаривают на поле с игроками, всегда объясняют, за что наказывают тебя. Диалог - это важная часть отношений.Хотя иногда они слишком много говорят, например перед штрафным могут спросить, кто будет бить а потом сказать: "Этому не давайте, прошлый раз он промазал". Один раз лайнсмен даже попросил у меня футболку - я хотел с ним обменяться, но он мне не дал свою, не знаю почему.

 

Свой первый сезон в "Ливерпуле" я провел неплохо и даже несколько раз становился лучшим игроком месяца. Кроме этого, я играл вместе с Джерардом, за которого я раньше играл в "Play Station" - я даже не поверил, что он настоящий, когда увидел его первый раз на тренировке. После такого я поехал на Кубок Америки летом 2011 в отличном расположении духа, а ведь еще Франк де Бур позвонил мне и сказал что в чемпионстве "Аякса" есть и моя заслуга, и клуб дает мне чемпионскую медаль! Все это дало мне дополнительные силы, мы провели отличный турнир и стали чемпионами, выиграв в финале у Аргентине в Буэнос Айресе - если вы никогда не жили в Уругвае, вы не поймете, насколько была важна эта победа для нас. Люди добирались на лодках до Буэнос-Айреса, чтобы увидеть как мы будем играть против Аргентины. Я забил четыре гола, один из которых был в финале, стал лучшим игроком турнира.

 

В октябре 2011 у нас была игра с "МЮ", очень нервная и напряженная, как и все игры между клубами. Эвра часто фолил на мне, бил по ногам, у нас постоянно были стычки. В одной из них он начал разговаривать со мной на испанском, я ему ответил и использовал слово "Negro". Тогда я еще не знал, какие последствия будут у нашей перепалки. Я хoчу сказать что в испанском и в английском это слово имеет разное значение. Боже мой, Софи часто называет меня "Negro" или "Negrito", в этом нет ничего оскорбительного. Мы постоянно пользуемся прозвищами - «Guapo» (красавчик), «Gordo» (толстяк), Flaco (худышка), «Rubio» (блондин). Просто характеристика внешних данных. «Negro» можно отнести к любому человеку с темными волосами или с темным цветом кожи, и это слово на испанском я использовал всю свою жизнь. Но это была Англия, и с подачи руководства "МЮ" из этого раздули целую историю. Меня называли расистом, был суд, я получил дисквалификацию на 8 матчей. Самое обидное, что за мной закрепилось клеймо "расист" - но я его не заслуживаю. Можете считать меня болтуном, кусакой, ныряльщиком. Тому есть доказательства. Но обвинения в расизме – это очень больно.

Я никогда не просил прощения у Эвра, потому что не сделал ему ничего плохого. Я хотел пожать ему руку в следующей встрече, но он устроил представление, чтобы показать, что я не собирался этого делать. Видео может посмотреть каждый. Мне не о чем говорить с ним после этого.

 

Еще один неприятный эпизод в моей карьере в АПЛ случился с защитником Челси Брониславом Ивановичем в апреле 2013. Я укусил его, когда боролся за мяч. Да, я опять сделал это, и опять получил дисквалификацию, уже на 10 матчей, 6 из которых пришлись на следующий сезон.Но это не помешало мне забить 23 гола в сезоне 2012/2013 и 31 в следующем. Я забил 31 гол в 33 встречах, побив рекорд АПЛ."Ливерпуль" продлил мне контракт и я стал самым высокооплачиваемым игроком клуба в истории. Этот рекорд подарил мне "Золотую бутсу" как лучшему бомбардиру Европы, наравне с Кристиано Рональдо.

 

Но несмотря на все это, мы так и не стали чемпионами в том сезоне, хотя были близки к этому, как никогда. Все помнят ту нашу игру с "Челси" - они играли как какой-нибудь клуб из низшей лиги, который хочет спасти лицо и не пропустить полную охапку голов. Я даже спросил одного из игроков "Челси" : "Почему вы так играете, это же все видят?" на что он мне ответил: "Он говорит нам играть так, что ты хочешь, чтобы я сделал?". А после поражения от "Кристалл Паллас" я расплакался на поле, мне было очень обидно за упущенное чемпионство.

 

Летом 2014, на чемпионате мира в Бразилии, я укусил Кьелинни. Я не знаю, почему так происходит. Может потому, что во мне накапливается адреналин, которому надо найти выход. Я не контролирую себя, я не делаю это специально, чтобы нанести вред сопернику. Я никому не нанес травму, никому не сломал карьеру, мои укусы - это просто выход накопившихся эмоций. В обоих случаях, и с Ивановичем, и с Кьеллини, я неудачно играл, не мог забить , злость и раздражение накапливались во мне и я срывался. Но давайте посмотрим на это так - я никому не ломал ноги, никого не уносили на носилках после этих укусов, никто не пропустил ни одного матча. Это не провокации исподтишка и не подлые нарушения, которые дают преимущество моей команде.Да, этого нельзя делать - но четыре месяца не появляться на футбольном поле? Мне нельзя даже понабивать мячик у кромки поля? ФИФА нужно немного остудить себя, они зашли слишком далеко.Может потому, что я оказался легкой мишенью. Но мне пришлось кое с чем смириться – я сам сделал себя легкой мишенью. Это моя вина. Подобное произошло уже в третий раз. Самое трудное было скрывать все происшедшее от моей дочери, я не хотел, чтобы она читала обо мне все то, что писали газеты в те дни.

 

 

Тем удивительнее, что "Барселона" решила подписать меня. Я был вне себя от радости, когда услышал это я даже не верил моему агенту, когда услышал это. Ведь я не мог играть до октября! Ситуация осложнялась тем, что все нужно было делать в обстановке полной секретности. Клуб получил возможность приобрести меня, но должен был сделать это в приватном порядке. Нужно было, чтобы никто нас не увидел и, тем более, не сфотографировал. Когда стало известно, что СМИ все прознали, пришлось прибегнуть к плану с тремя разными автомобилями, покидающими с «Камп Ноу» с трех разных выходов. Мне не привыкать к подобным секретным операциям. Год назад меня хотел подписать "Арсенал", и я рад, что послушался Стиви, который сказал мне: "Подожди. Отыграй еще сезон, и за тобой придут "Барселона", "Реал", или "Бавария"". Я послушался его совета, и год спустя стал самым дорогим трансфером в истории "Барселоны".

 

Меня презентовали на игре Кубка Гампера, и у меня было ощущение, что я не игрок команды, а гость. Я вспомнил, как мы с Софи, еще когда были совсем подростками, однажды пробрались на пустой стадион "Барслеоны" без билета и быстро убрались оттуда, пока нас не поймали. А теперь я выхожу на этот стадион как игрок этого великого клуба. У меня есть видео, когда я еще ребенком говорю уругвайскому журналисту, что я мечтаю когда-нибудь выйти на "Камп Ноу" в футболке "Барселоны". Моя детская мечта стал явью. Я знаю, кого благодарить за эту сбывшуюся мечту - Софи Бальби. Она всегда была со мной, она вытащила меня из подворотен Монтевидео, она помогала мне в мои первые годы в Европе, из-за желания быть с ней я не бросил футбол и всегда стремился быть лучшим.

Команда встретила меня очень тепло. Луис Энрике сказал: "Это Луис, его наконец-то выпустили из Гуантамо и он может быть с нами". Дани Алвес сказал, что он очень рад видеть меня, потому что он теперь не единственный плохой парень в клубе. Когда я приходил, были такие, сомневались, что я впишусь в команду. Я могу сказать, что я всегда стремился быть лучшим, всегда отдавал всего себя на поле, всегда был лидером команд, в которых я играл, но я никогда не ставил себя выше других. Вы можете спросить кого угодно, никто не скажет, что Луис Суарес считает себя лучше других. Я всегда ставлю успех команды выше своего, и это не просто красивые слова. Доказательством этому служит игра нашего трио - Месси, Неймара и меня. Я отдал ассистов немногим меньше, чем забил голов. Мне никогда не приходило в голову сравнивать себя с Месси или Неймаром и доказывать, что я лучше их - я просто знаю, что Лео лучший игрок в мире а Неймар может им стать совсем скоро. Для меня честь и привилегия играть с ними, а так же с Иньестой и другими игроками "Барселоны", и я отдам всего себя, что завоевать трофеи вместе с ними.И я видел, что как и я, никто в команде не строит из себя звезду. Месси отдал мне позицию центрального форварда, на которой играл сам в прошлом сезоне, и я благодарен ему за это, ведь на этой позиции я могу принести наибольшую пользу команде. Мы выиграли требл в прошлом сезоне и мы не собираемся останавливаться. Мы - "Барселона", лучший клуб в мире, и я собираюсь оставить свой след в истории этой великой команды.Visca el Barça, Visca l'espectacle! 

 

***

Так жил и так играл Луис Суарес, может быть самый страстный и самый преданный футболу игрок, которого знал мир. Скандалист, ныряльщик, кусака. Примерный семьянин, любивший только одну женщину в своей жизни. Плачущий на поле после обидных поражений и рыдающий над терадкой стихов своей любимой в преддверии долгой разлуки.Игрок, которому его неудержимая страсть сослужила плохую службу. Игрок, чья неудержимая страсть привела его на вершину мира. Луис Суарес. Неудержимый. 

В тексте были использованы материалы автобиографии Луиса Суареса "Luis Suarez.Crossing The Line" в переводе А.Митрофанова.

Автор: 4eshirskiy (Илья Крицмер)