7 мин.

5 великих футбольных сборных, которым не покорился Чемпионат мира. Часть 3

Мировой истории известен ряд случаев так называемой всесторонней сверходаренности. Люди из редчайшей когорты универсальных гениев неизменно являлись украшением эпохи, ее олицетворением. Они могли как реализовывать свой талант в кардинально различающихся областях, так и быть, уж простите за невольный оксюморон, узкоспециализированными универсалами, подобно Александру Пушкину, литературное величие которого одинаково неопровержимо подтверждается как поэзией, так и прозой.

В футболе же разносторонность, как правило, сводится к умению сыграть на нескольких позициях без потери качества. Данное свойство куда более присуще трудягам от футбола, нежели эпохальным спортсменам, однако случались и счастливые исключения из правил. Двое таких игроков-исключений стали главными действующими лицами футбола семидесятых. Йохан Кройф и Франц Беккенбауэр - имена, которые знает весь мир. Оба были выдающимися и чрезвычайно разнообразными игроками, чье значение не сводилось к конкретной позиции. Оба сумели стать поистине великими тренерами, расширив тем самым само понятие универсальности в футболе. Наконец, оба играли за грандиозной силы сборные, которым суждено было встретиться в финале Мундиаля. Одной из команд покорился Чемпионат мира, другая же попросту изменила футбол до неузнаваемости своей игровой философией.

 

Голландский «Заводной апельсин» семидесятых

Главный тренер: Ринус Михелс

Главные звезды: все вместе и каждый по отдельности

Цитата: «Больше всего я люблю смотреть, как играют дети во дворе. Это самый искренний футбол. Именно тот, в который и играли мои команды». Йохан Кройф

 

Семидесятые годы двадцатого столетия – едва ли не самый богатый на выдающихся и попросту великих футболистов период. Это десятилетие вместило в себя мудрого короля Пеле и юного бунтаря Марадону, не слишком эффектного Герда Мюллера, который не слишком эффектно наколотил за карьеру более семисот мячей в официальных матчах, и сверхгениального Джорджа Беста, чей нереализованный талант – заноза в сердце как для фанатов Манчестер Юнайтед, так и для всех любителей красивого, искреннего футбола. Тем не менее, даже на столь мощном фоне сборная Голландии образца семьдесят четвертого года выделяется и своими исполнителями, и своей игрой.

На Мундиаль-74, который состоялся в ФРГ, подопечные Ринуса Михелса прибыли в статусе абсолютных фаворитов. Начало десятилетия в клубном футболе ознаменовалось всеобъемлющим доминированием команд из страны тюльпанов. Эстафету Фейеноорда, взявшего Кубок европейских чемпионов в семидесятом, подхватил ведомый Кройфом Аякс, который трижды подряд стал лучшим клубом континента. Отборочный же турнир ЧМ-74 сборная Голландии прошла мало того, что без поражений, так еще и с более чем показательной разницей мячей: 24-2. Очевидно, что футбольный мир имел возможность сформировать мнение о силе оранжевой сборной, и ожидания от ее игры были достаточно высоки. Но того, что случилось дальше, мало кто ожидал. Голландцы решили не ограничиваться высоким результатом и зрелищной игрой. Они затеяли футбольную революцию…

 

Роттердамский «Фейеноорд» и амстердамский «Аякс» с Кубком европейских чемпионов

 

Каждый из числа тех, чьи знания о футболе не ограничиваются новой прической Роналду и бутсами Неймара, конечно же слышал о таком явлении, как тотальный футбол. Данное понятие полностью ассоциируется именно с Ринусом Михелсом, создателем победоносного Аякса и голландской сборной, однако его зачатки появились куда раньше. Взаимозаменяемость и остроатакующая комбинационность просматривалась и в игре «Вундертим» Шебеша, и, даже, у австрийцев в тридцатых годах! Тем не менее, то были лишь первые шаги нового стиля. Михелсу, создавшему невероятный сплав из науки и искусства, удалось сделать из стиля целую систему. Его игроки в прямом смысле заучивали конспекты с информацией о расположении на поле в той или иной ситуации, но при этом, естественно, не исключались и импровизационные действия, что и привело к созданию знаменитой формулы «организованного хаоса». Подбор исполнителей же был настолько сильным, что соперники едва бы успевали за голландцами, играй они в самый заурядный и бесхитростный футбол. А уж когда крайний защитник Крол становился плеймейкером, Йохан Кройф начинал у своей штрафной стелиться в подкаты, а на острие атаки оказывался центральный полузащитник Неескенс, у соперников ломалась не только модная тогда персональная опека, но и весь игровой настрой в целом. К тому же, в отличие от мадьяр Шебеша, за Нидерландами не водилось проблем в обороне (за все мировое первенство они пропустили лишь трижды), другими словами, у сборной Михелса попросту не было слабых мест. К слову, можно найти массу примечательных совпадений, рассматривая путь оранжевой сборной сквозь призму выступлений Венгрии-54.

Лучший тренер двадцатого века - Ринус Михелс

 

Итак. В начале десятилетия набрал силу клуб, который впоследствии станет для сборной базовым (Гонвед и Аякс соответственно). За этот коллектив играет главная звезда национального футбола (Пушкаш и Кройф). И венгерские и голландские футболисты за редчайшим исключением выступали в своих национальных чемпионатах, а основной костяк составляли одноклубники, что обуславливало взаимопонимание и высочайшую скорость, в первую очередь – скорость мысли. Непосредственно же на мировых первенствах, которые, напомню, разделяло двадцать лет, и мадьяры и сборная Нидерландов сразу же принялись подтверждать свой статус лучшей команды турнира, одержав в группе две легкие победы (еще одну игру подопечные Михелса закончили с ничейным результатом). Без видимых усилий команды прошли дальше: Пушкаш и компания в четвертьфинал, а оранжевые, благодаря причудливой системе проведения, во второй групповой раунд, победитель которого попадал в главный матч чемпионата. Дорогу к финалу «тотальным сборным» преграждали южноамериканцы. И те и другие блестяще обыграли Бразилию, которая избежала разгромного счета в обоих матчах исключительно благодаря беспрецедентной грубости. Далее венгры сломили Уругвай, а Голландия сборную ГДР и Аргентинцев  и в итоге пробились в финал, где соперник в обоих случаях остался неизменным – сборная ФРГ.

Слева: через мгновение Кройф вколотит мяч в аргентинские ворота

Справа: команды перед матчем, в котором бразильцы запомнятся только грубостью и бессилием

 

Сценарии финалов 1954 года и 1974 года также были пусть не как две капли воды, но все же достаточно похожи. Голландия начала в своем стиле, контролируя мяч более минуты. Немцы первое касание сделали уже после свистка, которым арбитр назначил в их ворота пенальти. Йохан Неескенс, вторая по важности фигура сборной Михелса, уверенно пробил по центру и Нидерланды повели уже на второй минуте. Однако, как и двадцать лет назад, сборная ФРГ вопреки всему резко дала отпор. Решающий мяч в финале-54 немцы забили под занавес встречи, в 1974 году все решилось до перерыва. Усилиями Брайтнера и Мюллера команда ФРГ вышла вперед и своего преимущества уже не упустила. Весь второй тайм оранжевые осаждали ворота Зеппа Майера, но усилия оказались тщетными – Германия спустя двадцать лет снова стала лучшей командой планеты, а у «Вундертим» и «Заводного апельсина», которые были, возможно, самыми зрелищными и инновационными сборными в истории игры, на двоих в графе «золото Чемпионатов мира» до сих пор сверкает ноль.

Слева: Неескенс забивает первый пенальти в истории финалов Чемпионата мира

Справа: Герд Мюллер ставит финальную точку

 

Спустя четыре года Голландия вновь доберется до финала, где при весьма странных обстоятельствах опять проиграет, на этот раз Аргентине. Великий Кройф по ряду причин на тот чемпионат уже не поедет. Что было бы, если бы один из лучших футболистов столетия присутствовал в составе той сборной, не узнает уже никто и никогда. Ринус Михелс, который официально признан величайшим тренером двадцатого века, возьмет свое четырнадцать лет спустя, когда сборная под его руководством обыграет в финале европейского первенства Советский союз. Впереди у Нидерланд было чудесное поколение амстердамского «Аякса» девяностых, четвертое место на Чемпионате мира-98, второе в 2010 и неожиданная бронза в 2014 году. Но так, как в начале семидесятых, голландскому футболу не везло больше никогда…