Стирка джерси. Как «Рейнджерс» возвращают к жизни
В прошлом сезоне «Рейнджерс», отправленный в 2012 году в четвертый шотландский дивизион, не смог окончательно вернуться в элиту, сменил трех тренеров, приобрел новые финансовые проблемы и потерял 10 тысяч зрителей на трибунах. Этот сезон клуб из Глазго начал с 11 побед подряд и, похоже, весной все-таки окажется в Премьер-лиге.
С чего начались проблемы
Бизнесмен Дэвид Мюррей владел «Рейнджерс» с 1988 года, но не мог обеспечить клубу успех в Европе. Когда суперклубы начали выходить на нынешние космические рубежи по прибыли, а шотландская лига оказалась на обочине, Мюррей задумался о том, как бы вкладывать мало, но получать большую отдачу. План разработал юрист, а некоторое время и владелец порностудии - Пол Баксендейл-Уокер. Он предложил платить зарплату не напрямую, а через трастовые фонды. Суть в том, что с денег, прошедших через эти фонды, не взимаются налоги. Обычно подобное вполне легально используется в сфере пенсионного страхования, когда работодатель закачивает деньги в фонд, а спустя время сотрудник может получить оттуда свои накопления.
В британском футболе такая схема не была бы противозаконна, если бы не привязка этих выплат к контракту. Игроки могли получать через фонды вторую, хоть десятую зарплату, только не первую. У «джерс» был как раз последний случай. Ими заинтересовались налоговики, которые в 2010-м наконец доказали, что за десять лет клуб не заплатил 48 млн фунтов налогов. К тому времени Мюррей задолжал еще и банку, у которого брал кредиты, чтобы оплачивать трансферы, и пострадал от финансового кризиса. 100 млн, имевшихся на счету Дэвида (до кризиса было 720 млн), как раз хватило бы для покрытия долгов, но он решил избавиться от команды, лишь бы остаться с деньгами.
Вячеслав Глеб: «Рубились до крови, как в Колизее, типа убейте друг друга. Магат смотрит: «Класс!»
Почему клуб не удалось спасти
Когда ты отдаешь клуб, погрязший в долгах, за 1 фунт, есть вероятность нарваться на мошенников. Они возьмут актив себе для дальнейшей перепродажи, но в большинстве случаев у них ничего не получается. Так было с «Пармой» год назад, так случилось и с «джерс». Крэйг Уайт прикинулся обеспеченным инвестором, а на самом деле взял в банке кредит под доходы от продажи абонементов на ближайшие четыре года, чтобы покрыть другой кредит. Еще накопил новую налоговую задолженность, из-за чего с команды сняли 10 очков. Когда правда вскрылась, на клубе висели уже 134 млн, а Крэйг сбежал (год назад его нашли в Мексике, выдвинули обвинения, но выпустили из тюрьмы под залог).
Пришлось вводить внешнее управление и искать новых меценатов. За 5,5 млн права на бренд и историю приобрел бывший директор «Шеффилда» Чарльз Грин. Долгов у него уже не было. Дело в том, что клуб прошел через процедуру банкротства и де-юре перестал существовать. Когда начались разговоры, что новый «Рейнджерс» все-таки можно оставить в Премьер-лиге или первом дивизионе, это ужасно взбесило руководство всех команд. Они проголосовали за то, чтобы отправить Глазго на самое дно.
Катание на слонах. Как «Катанию» вышвырнули в третью лигу
Как «Рейнджерс» возвращался
Летом 2012-го клуб покинула куча игроков, но были и герои, покруче, чем Буффон в Серии В. Например, капитан Ли Маккаллох, который к тому времени провел в команде 5 лет. Или Ли Уоллес — 3 года, единственный, кто до сих пор играет за «светло-синих». Тренером оставили легенду Али Маккойста. С таким составом у команды не было конкурентов — три поражения за 36 туров и 24-очковый отрыв. Годом позже стало еще лучше — ноль поражений, всего три ничьи и отрыв в 39 очков. Средняя посещаемость не опускалась ниже 42 тысяч, клуб пополняли не самые последние игроки высшей лиги.
Конец идиллии пришел в прошлом сезоне. Оказалось, что жирные контракты в третьей лиге — роскошь даже для «джерс». Клуб снова стал должен всем вокруг, повалились результаты (пять поражений до Нового года), до 32 тысяч упала посещаемость. Помочь пытался владелец «Ньюкасла» Майк Эшли, но он бесил болельщиков.
Со стороны за падением клуба смотрел обладатель 600 млн Дэйв Кинг. Он входил в совет директоров еще при Мюррее, в 2012-м пытался спасти команду от ликвидации, но к активным действиям перешел только в этом году. Теперь «Рейнджерс» принадлежит ему. Правда, сезон спасти не удалось. Маккойст ушел в декабре, «светло-синие» отстали на 24 балла от лидера, но попали в плей-офф, где в финале влетели 1:6 «Мозервеллу».
У нас в клубе. Как Мальдини и Бекхэм строят команды в Америке
Новый сезон клуб начал с тренером Марком Уорнбартоном (за год вывел «Брентфорд» в Чемпионшип, в следующем - занял там пятое место) и кучей арендованной молодежи — двое из «Тоттенхэма» и «Уигана», по одному из «МЮ», «Арсенала» (Гедион Зелалем). Со «стариками» не стали продлевать контракты. Как итог — «Рейнджерс» не проигрывает в лиге (семь побед) и кубках, имеет разницу 40-6 в 11 встречах, продал на 60% больше абонементов, чем в прошлом году, и снова вернулся к 46-тысячным показателям посещаемости. Дэйв Кинг, конечно, впечатлен, но его цель — забраться выше. Кстати, он уже пообещал хорошее усиление зимой и следующим летом, чтобы войти в Премьер-лигу конкурентом «Селтика».
Текст: Александр Головин
Фото: Global Look Press