Скаутинг по Youtube или как «Ньюкасл Джетс» подписывал контракт с Марио Жарделом
Первые сезоны А-Лиги владельцем «Ньюкасл Джетс» был Кон Константин, переехавший в Австралию из Кипра в середине 50-х годов. В 80-х он сделал состояние на розничной торговле в Западном Сиднее, а затем расширил свой бизнес в Ньюкасле (150 км от Сиднея). Константин был одним из самых страстных владельцев клубов А-Лиги, можно даже сказать, что он был больше болельщиком, чем бизнесменом. При этом Кон делал очень многое для своей команды, хотя многие удивлялись тому, как происходит управление клубом. Но при этом нельзя отрицать, что он вкладывал всю душу в клуб, ведь Константин стал владельцем «Джетс» еще во времена НСЛ, когда ни о какой А-Лиге даже и речи не было.
Пожалуй, самым странным решением Константина было подписание контракта с Марио Жарделом. И дело даже не в том, что Марио был тенью самого себя, тенью тех времен, когда он выигрывал «Золотую бутсу», мало ли с кем не бывает промашек. Самый сок всей истории – как принимались решения.
Рассказывает Ремо Ногаротто, спортивный директор «Ньюкасл Джетс»:
У Кона был один знакомый по бизнесу, который был завзятым футбольным болельщиком. Кто-то позвонил ему – «Хей, посмотри-ка один клип на Youtube»! Тот парень в свою очередь показал ролик Константину, который позвонил мне как-то ночью и между нами произошел следующий диалог:
- Ремо! У меня есть одно имя для тебя!
- Имя кого?
- Футболиста.
- Отлично. Какое?
- Марио Жардел. Спорим, ты даже не слышал о нем?
- Конечно, я слышал о Жарделе. Ну и что Жардел? Я давно не слышал о нем ничего.
- Он направляется в Ньюкасл.
- ЧТО?
- Он направляется в Ньюкасл.
- О чем вы говорите, ради Бога?!
Далее Константин рассказал, что якобы кто-то связывался с Жарделом через сотрудников Parklea Markets (основной бизнес Кона) и сделка уже завершена, чем поверг в ужас своего спортивного директора, ведь он даже не подозревал об этих переговорах.
Кон Константин и Гэри Ван Эгмонд (тренер "Джетс") после финала 2008 года.
Сначала я никак не мог понять, откуда взялся Жардел, но, узнав, что его последним клубом был кипрский «Анортосис», и, вспомнив о происхождении Константина, паззл сложился. Легче от этого не стало, ведь Марио Жардел уже летел на самолете в Австралию.
Кон меж тем продолжал:
- Он играл за сборную Бразилии.
- Хорошо. Но вы знаете, что это было давно?
- Ну и что. Зато они называют его СуперМарио.
- Хорошо коли так.
- Вы должны быть завтра в 7 утра в аэропорту.
Итак, я встречаю его в 7 утра в аэропорту, а он выглядит как Карл Льюис, которому на тот момент было 48 лет. Дальше еще веселее, на полпути между Сиднеем и Ньюкаслом Марио просит меня заехать в обувной магазин. Наличных денег у него, конечно же, не было, так что мы купили две пары обуви, расплатившись моей кредиткой.
В то время главным тренером «Джетс» был Гари Ван Эгмонд, который спросил меня, когда мы приехали из Сиднея:
- Рем, что происходит?
- Без понятия. Надеюсь, что он хотя бы может бегать.
Марио Жардел на тренировке.
Будучи еще спортивным директором клуба НСЛ «Норт Спирит», я подписал контракт с Никола Берти, итальянским полузащитником, который оказался абсолютно растренированным и неготовым к игре. В «Джетс» знали об этом, да и сам себя я постоянно ругал последними словами за ту ошибку. Ван Эгмонд снова спросил меня:
- Как он выглядит?
- Лучше тебе не знать.
- Так все плохо?
- Да.
- Лучше или хуже Никола Берти?
- Хуже.
Дальше мы едем в Ньюкасл, где делаем пресс-конференцию. Константин вне себя от радости, как же – игрок сборной Бразилии, забудьте о Ромарио и все такое. Майкл Кокерилл (журналист телекомпании FoxSports) спрашивает меня:
- Какой Жардел еще. Вы шутите?
- Нет, приятель.
После пресс-конференции Жардел даже не вышел на поле, презентацию мы проводили на тренировочной площадке. Он совсем не мог бегать.
Марио Жардел в матче А-Лиги с "Сентрал Кост Маринерс".
Надо отдать должное Марио, он сразу взялся за работу, но толку было не очень много – первый матч он сыграл только в 4 туре через месяц после своего приезда, выйдя на замену на 70 минуте. Ван Эгмонд не давал ему много игрового времени, чем в конце концов разозлил Константина:
- Он бразильская суперзвезда! Почему вы не даете ему играть?
- Потому что даже вы обгоните его на стометровке, - парировал тренер.
Лучший момент Жардела за 11 игр (смотреть с 4:30).
Если бы у «Ньюкасла» пошла серия неудач, возможно Кон Константин продолжил бы настаивать, чтобы Жардела выпустили на поле. Но «Джетс» выдали свой лучший сезон, абсолютно не нуждаясь в услугах бывшей звезды, а Марио только жаловался, что Гэри Ван Эгмонд предъявляет излишне жесткие требования. Сыграв 11 матчей, Жардел так ни разу не забил, а 24 января 2008 года контракт был расторгнут, официальной причиной назвали желание Марио быть рядом с больной матерью. По слухам, австралийская командировка Марио Жардела стоила Кону Константину 3 тысячи долларов в неделю. Но самое главное, что с тех пор клубы А-Лиги начали гораздо вдумчивее относиться к скаутингу, не ограничиваясь просмотром роликов на Youtube и звонками непонятных знакомых.
Дальнейшие пути героев:
Кон Константин – в 2010 году ФФА отозвала у него лицензию, передав Натану Тинклеру. Всего за время своего руководства Константин вложил в клуб более 15 миллионов долларов. Сейчас продолжает заниматься бизнесом.
Гэри Ван Эгмонд – привел клуб к титулу чемпионов в 2008 году. В 2009 году был уволен, затем вернулся в 2011 году, но в 2014-м снова отправлен в отставку. В данный момент без работы.
Марио Жардел – после «Ньюкасла» поиграл за различные клубы Бразилии, Болгарии и Саудовской Аравии, успокоившись только в 2011 году.
Ремо Ногаротто – ушел из клуба вместе с Константином, сейчас его работа больше связана с политикой. Имеет серьезные связи в Либеральной партии, по слухам может быть выдвинут в качестве кандидата в высший руководящий орган ФФА.