6 мин.

FourFourTwo.com: «Все, что ему надо, это любовь? Краткая история отношений Жозе Моуринью с прессой»

Пол Уилкс считает, что в этом сезоне тренер «Челси» оказывает себе не слишком много услуг, если брать прессу, но у португальца и раньше не ладились отношения со СМИ.

Когда Жозе Моуринью вернулся в АПЛ в 2013 году, болельщики и СМИ в равной степени испытывали радостное предвкушение по поводу второго пришествия одной из самых ярких фигур в футболе. Особенного, как он сам себя окрестил, отчаянно не хватало, а после ухода сэра Алекса Фергюсона было ощущение, что эта чрезвычайно сильная личность снова озарит высший дивизион Англии.

Моуринью постоянно во время своего последнего сезона в «Реале» намекал на то, что с прежними работодателями было заключено перемирие, и он может вернуться на запад Лондона,  и болельщики  с «Бернабеу» в массе своей были рады тому, что этот шанс ему представился.  

«Я знаю, что в Англии меня любят, меня любят и болельщики, и пресса», - хвастался Моуринью после того, как «лос бланкос» («белые») проиграли дортмундской «Боруссии» в полуфинале Лиги Чемпионов.  «Они относятся ко мне справедливо. Они отдают мне должное, когда надо, и критикуют, когда я этого заслуживаю. Меня любят в некоторых клубах, особенно в одном. В Испании все по-другому, кто-то ненавидит меня, многие из вас, здесь присутствующих». 

Любовь и ненависть

Шестилетний перерыв между первым сроком на посту тренера и вторым, видимо, заставил Моуринью забыть те неловкие моменты, которые нередко происходили во время его последнего года на «Бридже», когда португальский тренер не раз слышал критику в свой адрес после того, как результаты стали ухудшаться. Ухудшение отношений «за кулисами» и одновременно спад в игре команды на поле привели к тому, что он покинул клуб в начале сезона 2007/08.

Вдали от Лондона для него мало что изменилось, несмотря на его собственное мнение по поводу опыта общения с прессой.  У него возникали напряженные отношения с представителями прессы в любой стране, где он тренировал, а порой и разбирательства с крупными новостными агентствами. 

В Италии он сразу произвел благоприятное впечатление, потому что на первой же пресс-конференции заговорил по-итальянски, хотя тут же оказался втянутым в целую серию скандалов с тренерами, журналистами и медийными персонами. Более того, он делал неоднозначные замечания по поводу состояния итальянского футбола. 

Его нападки на итальянских коллег были беспрецедентными, он обвинял итальянских тренеров в «интеллектуальной проституции» и «манипуляции общественным мнением», а затем взялся утверждать, что такие клубы, как «Рома», «Ювентус» и «Милан» окажутся вообще без наград. 

Крестоносец от футбола

В Мадриде была та же история. Он часто провоцировал стычки с репортерами, не предоставляя им доступ на тренировки и к команде. Это касалось не только «про-барселонских» изданий. Издававшаяся в Мадриде «Марка» изменила свое мнение о Моуринью, когда стало ясно, что президент «белых» Флорентино Перес хотел его «сплавить». 

Его помощник Аитор Каранка часто выходил к прессе, чтобы отвечать на вопросы, потому что у Моуринью с этой самой прессой отношения были напряженными. Это решение накануне «Эль Классико» вызвало «выражение общественного презрения», потому что больше половины журналистов, пришедших на пресс-конференцию, покинули помещение.

«Он [Моуринью] не хочет, чтобы слова выбивали из равновесия, и не хочет быть тем, кто накаляет обстановку перед матчем», - говорил нынешний тренер «Мидлсбро». Но когда напряжение возросло, и команда раскололась на сторонников и противников, мало кто хотел оказаться в том же углу ринга, что и Жозе. 

Вернувшись в Англию, Моуринью сказал в декабре: «Против «Челси» началась кампания. Я не знаю, почему она началась, и мне все равно». Его команда в 18 матчах одержала 14 побед, а в числе других четырех встреч были достойные ничьи с «Ман Сити» и «МЮ» и только одно поражение. Это было до той самой ничьей 1:1 с «Саутгемптоном»,  которая взорвала общественность. 

В тот момент его команда уверенно шла к чемпионству в Англии, и последовавшая реакция была невероятно далека от той, которую он бы получил, если бы это произошло сейчас. В данный момент возникает ощущение, что весь его мир рушится. «Я знаю, что многие очень довольны тем, что сейчас я, наконец, после стольких лет, оказался в такой ситуации, так что все по-честному, наслаждайтесь», - сказал португалец после поражения от «Эвертона». 

Взвешенный Моу

Принято считать, что тренер «Челси» тщательно взвешивает каждое предложение, которое слетает с его уст, что у него всегда есть какие-то скрытые мотивы на то, чтобы либо привлекать, либо отвлекать внимание. Это может быть так, когда его игроки в отдельности и команда в целом откликаются на его методы так, как надо. Тогда он может запланировать целую серию емких и провокационных высказываний, пока его команда выигрывает без особого напряжения и собирает медали. Когда план Моуринью срабатывает идеально, он весел, умен и блещет эрудицией, он становится тем человеком, остроумные умозаключения которого цитируют, и который попадает в заголовки национальных газет. Однако от «гениального» Моуринью до «раздраженного» один шаг.

Серия плохих результатов приводит к тому, что манеры, поведение и отношение 52-летнего португальца кардинально меняются.  Это стало очевидно, когда его команда набрала всего четыре очка в пяти матчах чемпионата, и перспективы Моуринью на «Бридже» стали совсем иными. 

В начале сезона португалец часто говорил, что его разногласия с Романом Абрамовичем — это уже дело прошлое, а затем публично критиковал свой медицинский персонал и Роберто Мартинеса. 

На «Гудисон Парк» его пресс-конференция была короткой, а сам тренер был колючим и раздражительным. Он отвечал на вопросы так, словно собирался драться с каждым, кто посмеет поспорить с ним. Появилась информация, что через несколько минут после пресс-конференции между ним и тренером «ирисок» Мартинесом произошла перебранка. 

Пример Ферги

Конечно, Моуринью не первый тренер, у кого так «обоюдоостро» сложились отношения с журналистами (на этой неделе вопрос о «синдроме третьего сезона» он назвал «тупым»). Будучи тренером «МЮ», Алекс Фергюсон тоже не был подарком для прессы, он регулярно запрещал тем или иным журналистам появляться на пресс-конференции. Однако длительное пребывание шотландца у руля и его контроль за всем в клубе приводили к тому, что, если журналисты хотели раздобыть «разведданные» у нечистых на руку инсайдеров, им не доставалось ничего, кроме пропаганды. 

Когда «Реал» Моуринью обыграл «красных дьяволов» на «Олд Траффорд» в сезоне 2012/13 в Лиге Чемпионов (в том матче был удален Нани), один из игроков «МЮ» обронил в микс-зоне: «Нам велели не разговаривать».  Под руководством Фергюсона они сплотили ряды и выработали психологию «весь-мир-против-нас». Это то, что так хорошо удается Моуринью в моменты триумфа и совсем не удается в тяжелые времена. 

В конечном итоге судьбу тренера решают владельцы, председатели и спортивные директора, хотя разногласия с болельщиками и негатив в прессе могут оказать влияние на окончательное решение.  Возможно, Моуринью — один из лучших тренеров всех времен, но даже ему иногда нужна защита, когда над головой сгущаются тучи.

 

FourFourTwo.com