«Наш футбол не спасти. Его надо сносить и строить заново». Как российская команда переехала в чемпионат Армении
Два года любительский футбольный клуб «Квазар» воевал за право стать профессиональным. Все упиралось в серьезные деньги, без которых не попасть даже в ПФЛ. Убедившись, что ничего не выйдет, ведущие игроки, тренеры и руководители «Квазара» перебрались в «Мику» – команду армянской Премьер-лиги. Еженедельник «Футбол» – о том, почему в России без серьезных дотаций нельзя построить частный клуб.
– Расскажите где-нибудь в Чехии или Словакии, что вы заняли в лиге первое место и не можете пойти на уровень выше. Вас засмеют просто, – говорит создатель «Квазара» и нынешний спортивный директор «Мики» Артем Хачатурян (далее в тексте его прямая речь. – Ред.). – Чтобы в России перейти из третьей лиги в ПФЛ, необходимо многократное увеличение бюджета. Например, заявочный взнос увеличивается до миллиона рублей. Такого больше нет ни в одной стране.
Артем Хачатурян – бывший селекционер «Спартака» – в 2009 году создал любительский клуб «Квазар». В основном для того, чтобы реализовать собственные идеи, с которыми на основной работе было не развернуться. «Квазар» долго играл в ЛФЛ (Любительская футбольная лига) и сначала даже не задумывался о профессиональном статусе. Но со временем к Артему присоединились единомышленники, а вместе с ними – желание выйти на новый уровень. В 2013 году команда вступила в третью лигу чемпионата России и нацелилась на профессиональный футбол. Здесь появились препятствия.
– Шансов нет, потому что система выстроена неверно. Возьмем пример «Строгино» из ПФЛ. Президент клуба Сергей Анохин – глава Московской федерации футбола. Все знают, что он каждый год в Москомспорте выбивает на команду порядка 50–60 миллионов рублей. При этом «Строгино» обладает всей необходимой инфраструктурой, имея которую клуб вообще-то должен зарабатывать сам. О’кей, почему бы не дать «Строгино» 20 миллионов рублей на год (этой суммы более чем достаточно), а остальные 40 пустить в призовой фонд третьего дивизиона? Чтобы команда, которая занимает первое место, могла получить 15 миллионов и стать профессиональной? Почему все деньги идут одному клубу, а остальные мышиную возню устраивают в третьей лиге?
В «Строгино», кстати, не считают, что клуб шикует. Зарплаты в команде средние, а на сезон игрокам выдают по два комплекта формы – домашнюю и гостевую. Из-за чего фанаты экс-форварда «Строгино» Вадима Манзона особенно ждали отъезда кумира в «Карлсруэ» – только так они могли заполучить его игровую футболку.
Ветер западный. Как в России учатся болеть за команды с района
***
Для второй лиги «Квазар» долго искал спонсора. Были люди, желающие вкладывать в команду деньги, но никто не хотел делать это в России. Прошлым летом на матч «Квазара» приехал агент Юры Мовсисяна и Араса Озбилиза Валерий Оганесян. Атакующий и комбинационный футбол команды его впечатлил, но найти инвестора он тоже не смог. В итоге Оганесян взял под опеку загибавшийся в Премьер-лиге Армении «Улисс», забрал туда несколько парней из «Квазара» и занял второе место в чемпионате.
– Для нас это стало хорошим стимулом: ребята, которые мучились в третьей лиге, наконец-то получили полноценное удовольствие от футбола на приличном уровне. С тех пор мы искали возможность уехать. Российский футбол мы уже совсем не воспринимаем – потому что среда должна располагать к развитию. А когда вокруг все пьют, курят и матерятся, а ты один такой благородный, то ничего не выйдет, через год ты тоже сдашься. Российский футбол не спасет ничто: ни реорганизация, ни какие-то точечные улучшения. Непонятно, за что вообще браться: надо все сносить и строить заново.
При «Квазаре» был человек, который помогал команде: мячами, формой и всем необходимым. Но вкладывать деньги в российский футбол (как и Оганесян) принципиально не хотел. Когда в июле появилась информация, что «Мика» на грани снятия с чемпионата, помогавший человек приободрился и вышел на связь с инвестором армянской команды. Так родилась идея за небольшие деньги выстроить успешный европейский клуб. В Москве организовали селекционный сбор, за который целиком отвечало руководство «Квазара». Отсюда в «Мику» поехали семеро игроков: шестеро россиян плюс один украинец, который покинул зону военных действий в Донецке и тренировался с командой (по регламенту легионеры не могут выступать в третьей лиге чемпионата России). Трое из четверых тренеров «Мики» также из «Квазара».
– Это было нашим ключевым условием. Потому что все наши плюсы – игроков умеем находить, футбол демонстрируем комбинационный – они ничего не стоят, если нет тренерского штаба, если некому команду развивать. Без тренерского штаба можно вспыхнуть на краткосрочный период, а потом развития не будет. В «Мике» нам не стали говорить: «Вот у вас тренер из третьей лиги, давайте кого-нибудь лучше найдем». Тем не менее главным тренером назначен Армен Адамян – человек с большим опытом в российском и армянском футболе, он работает вместе с молодыми тренерами, которые пришли из «Квазара».
***
Премьер-лига чемпионата Армении состоит из восьми команд. Но при этом по итогам сезона четыре клуба попадают в еврокубки. Один – в Лигу чемпионов, еще три (с учетом обладателя национального кубка) – в Лигу Европы. Сам факт участия в престижных турнирах гарантирует денежный прилив в размере 200 тысяч евро. Это примерно половина необходимого бюджета: небогатой армянской команде хватает на сезон 400–450 тысяч. «Мика» держится в пределах этих цифр и платит скромные зарплаты футболистам: от 100 до 800 долларов в месяц. Зато премиальные в клубе хорошие: 250 долларов за победу.
– Мы брали людей с невысокими запросами, которым прежде всего был важен шанс. Мы знали, что это хорошие люди, неплохие игроки. Они проблем никаких не доставят, под забором пьяные валяться не будут, в скандалы не попадут – парни просто хотят стать профессиональными футболистами. Но через год все немного поменяется, потому что будет стоять сложная задача – прошерстить всю Армению в поисках талантливых ребят от 16 лет. Наверняка есть хорошие мальчишки, их обязательно надо смотреть. И если будет хороший 18-летний русский парень и такой же 18-летний армянский, мы возьмем армянского.
(три бывших футболиста «Квазара» празднуют гол в составе «Мики»)
Люди, которые вкладываются в «Мику» сейчас, позиционируют себя не как спонсоры, а как инвесторы. Они хотят зарабатывать. На этот год больших задач нет: селекционная работа проходила в авральном режиме, поэтому требовать что-то пока наивно. Но дальнейшая обязательная задача «Мики» – еврокубки. При этом интерес к игрокам ереванского клуба проявляют уже сейчас: например, 20-летним форвардом Таймуразом Тобоевым очень интересуются в Норвегии.
Чемпионат Армении очень удобный: шесть из восьми команд чемпионата играют в Ереване, транспортные расходы минимальны. Также в лиге нет лимита на легионеров – только голкипер должен быть армянином. Необычное вратарское ограничение принято достаточно давно: кто-то явно догадывался, что Роман Березовский не сможет защищать цвета сборной вечно. Но самое удивительное – что заявиться в высшую лигу в Армении стоит дешевле (при относительно стабильном курсе валют), чем в третью лигу чемпионата России. 10 тысяч долларов – взнос для участия в армянской Премьер-лиге, включающий оплату судейства.
– Чтобы в России попасть в третью лигу, надо внести взнос в 225 тысяч рублей плюс оплачивать судейство. Почему ЛФЛ – коммерческая организация с объемом работы, превышающим объем работы всей Федерации футбола Москвы, – берет заявочный взнос в 15 тысяч, а взнос в третью лигу – 225 тысяч? Это ведь общественная организация, которая должна популяризировать футбол. Было очень забавно, когда к Диме Егорову (журналист «Советского спорта». – Ред.) приходил на интервью Анохин. Я говорю: «Дим, спроси, сколько стоит заявочный взнос в третью лигу. Уверен, он не знает». Конечно, Анохин сказал: «125 тысяч». Руководитель! Дима его поправил: «225». На что Анохин ответил: «Наверное, вы имеете в виду сумму вместе с судейскими сборами». Хотя за судейство мы платим отдельно: 15 тысяч за каждую игру.
***
– У нас в стране сейчас две головы, которые никак не могут договориться. Одни воспринимают Россию как одинокий остров, окруженный врагами, спасти который может только Верховный главнокомандующий. Другие считают, что мы все-таки в XXI веке и что пора Россию как-то приобщать к общемировой цивилизации. И как две эти головы друг друга никогда не услышат по тем изменениям, какие происходят в обществе, так и мы (команды типа «Квазара») с Анохиным вряд ли когда-нибудь договоримся.
Доска подсчета. Кто есть кто в Российском футбольном союзе
Несмотря на отъезд ведущих футболистов, тренеров и функционеров в Ереван, «Квазар» будет существовать дальше. Клуб организовывает платные тренировки для всех желающих и на это существует: деньги игрокам не платят, но на аренду полей, заявочные взносы и другие необходимые траты хватает. В «Квазаре» признают, что давно научились зарабатывать на любительском уровне. И при всех сложностях будут пробовать зарабатывать на профессиональном.
– Думаю, мы однажды вернемся. Да, окружение плохое и многое здесь не так. Но если ничего не делать, ты даже не имеешь морального права говорить, что все плохо. Да, мы говорим, что все плохо, но мы готовы однажды это поменять. Потому что так правильно. Потому что должны быть в жизни какие-то благородные стремления. Например, облагородить российский футбол. На матчах второй лиги не бывает ни скаутов, ни агентов. То есть можно даже не бояться, что «Спартак» уведет у тебя какого-нибудь 18-летнего самородка. Потому что «Спартак» даже не станет его смотреть. Ты можешь спокойно работать, косить под дурачка, а когда выйдешь в Премьер-лигу – всех удивишь. Сейчас, конечно, все мысли связаны с «Микой», и «Квазар» отошел на второй план. Но мне бы очень хотелось, чтобы команда, которая когда-то собиралась во дворе, через десять-пятнадцать лет смогла бы добиться каких-то успехов на профессиональном уровне.
Фото: ФК «Квазар», Сергей Дроняев, официальный сайт «Спартака», Геворг Казарян, Global Look Press.
-------------------
Да никуда Хачатурян ещё не вышел.
И не выйдет.
Только языком - бла-бла и в д’Артаньяна играть.
миллион баксов на команду любительской лиги
ясно что большую часть Анохин себе в карман гладет
почему он еще на свободе
можно представить сколько Мутка ворует
Кое как нашел причину почему. "Российский футбол мы уже совсем не воспринимаем – потому что среда должна располагать к развитию. А когда вокруг все пьют, курят и матерятся, а ты один такой благородный, то ничего не выйдет, через год ты тоже сдашься. Российский футбол не спасет ничто: ни реорганизация, ни какие-то точечные улучшения. Непонятно, за что вообще браться: надо все сносить и строить заново". Короче вот в чем причина!
А опыта в нём (болельщицкого естественно) у меня минимум вдвое поболее, чем у тебя, сынок.
Хоть я и Смоленцеву двери в офис не открывал.