Александр Мартынович: «Все говорят, что в сентябре уже будет снег. Я заказал зимнюю резину для машины»
Защитник «Урала» Александр Мартынович недавно дал большое интервью пресс-службе клуба, которое было опубликовано в официальной программке к матчу с «Тереком». Сегодня предлагаем вашему вниманию рассуждения Александра о своей карьере, семье и жизни в Екатеринбурге.
Минск
- В передаче «Выездная модель» в выпуске про «Урал» ты сказал, что в детстве играл в футбол во дворе. Помнишь самый красивый гол, который забил в те времена?
- Это было так давно, что ничего и не вспомнить. Во дворе не до красивых голов, когда тебе 7 лет. Я, в принципе, не забивной, поэтому про голы меня лучше не спрашивать (улыбается – прим. авт.).
- В детские годы уже стал играть в защите?
- Практически с самого начала действовал в центральной зоне. Было время, когда находился в опорной зоне, но в основном всегда играл центрального защитника.
- А на воротах приходилось стоять?
- Да, был период, когда мне было 7 или 8 лет. Я уже тогда был довольно высоким, поэтому мне выдали вратарскую форму. Но мне это занятие не понравилось, как и моим тренерам (смеется – прим. авт.).
- В той же передаче ты рассказал, что в секцию попал после того, как твою школу посетил футбольный тренер.
- Да, так я оказался в обыкновенной ДЮСШ. Затем попал в училище олимпийского резерва. Туда собирали ребят со всей республики. Там были команды разных возрастов. Когда мне было лет 15, мы играли во второй лиге. Тогда у училища олимпийского резерва были большие возможности, туда отдавали ребят с охотой. Сейчас уже под каждым клубом есть своя школа. Все хотят, чтобы были свои воспитанники.
- Как затем ты стал игроком минского «Динамо»?
- На тот момент УОР работало под систему «Динамо». Уже в УОРе мы играли за дубль минчан. Потом пришло время, когда нас потихонечку стали подпускать к основной команде. Когда тебе предлагают долгосрочный контракт в таком возрасте, ты с удовольствием его подписываешь. Большая честь попасть в основную команду.
- Что купил на первую зарплату?
- Не высокая зарплата была, поэтому цели что-то купить не было. В УОРе лет в 15 мы уже стояли на небольшой ставке, какие-то премиальные давали.
- Какой матч запомнился больше всего в «Динамо»?
- Большего всего запомнился последний матч за «Динамо». Это моя родная команда, которая меня воспитала. Когда уходил, прощался с болельщиками, грустно было расставаться с командой. Из-за этого запомнилась та встреча.
«Краснодар»
- На переход в «Краснодар» тяжело было решиться?
- Я долгое время играл в «Динамо», нужно было стараться расти. Ко мне приехал генеральный директор «Краснодара», мы побеседовали. Я решил попробовать.
- Были другие варианты продолжения карьеры?
- Были, но решил остановиться на «Краснодаре».
- Со Спартаком Гогниевым вспоминаете времена, когда вместе играли в Краснодаре?
- Мы с ним пришли в «Краснодар» в одно время. Но теперь не часто вспоминаем те времена (смеется – прим. авт.). Так получилось, что Спартак получил травму на сборах, мы редко видимся.
- Носишь часы, которые тебе подарил Сергей Галицкий за 100 проведенных игр в футболке «Краснодара»?
- Да, конечно. Иногда меняю их на другие, поскольку эти часы у меня не единственные.
- Как думаешь, что получишь за 200 игр?
- Пока речи об этом не идет, даже не приближаюсь к этой отметке. Когда это случится, Сергей Николаевич что-нибудь придумает (улыбается – прим. авт.).
- Ты получил бронзовую медаль Чемпионата России за прошлый сезон?
- Так вышло, что пока мне не вручили ее. Я и Роман Широков уехали из клуба, поэтому мы не были на чествовании команды. Я с клубом разговаривал, они хотят мне отдать медаль в торжественной обстановке, как Роману Широкову – перед матчем «Краснодар» - «Спартак». Генеральный директор уверил меня: «Твоя медаль лежит, ждет тебя».
- Из группы в Лиге Европы «Краснодару» в прошлом сезоне не получилось выйти из-за отсутствия у команды еврокубкового опыта?
- Когда играешь хорошие матчи, как против «Эвертона», надо доводить дело до победного конца. Где-то не хватило опыта, где-то присутствовало невезение.
- На твой взгляд, почему в прошлом сезоне ты стал меньше получать игровой практики?
- В команду пришли качественные легионеры. В центре защиты начала действовать скандинавская связка. У них нет языкового барьера. Тут выбор тренера, я его не могу обсуждать.
Сборная
- Когда первый раз примерил капитанскую повязку в сборной?
- По-моему, это было в каком-то товарищеском матче. Все получилось спонтанно. Это была подготовительная игра, ребята опытнее и старше не приехали. Из тех, кто был, я провел больше всех матчей за сборную, поэтому тренер меня выбрал капитаном. Все это случилось года два назад.
- В матче с Испанией ты тоже был капитаном, жал руку Касильясу. Это был самый запоминающийся матч за сборную?
- Нет. Самый запоминающийся матч – это победа на «Стад-де-Франс». (3 сентября 2010 года, Франция-Беларусь 0-1 – прим. авт.). Не думаю, что пожать руку Касильясу – это что-то сверхъестественное. Это рабочий момент. Тренер доверил мне капитанскую повязку, для меня это большая честь.
- В матче с французами в сентябре 2010 года вы были не фавориты...
- Да, не фавориты, но играли с полной самоотдачей, друг за друга. В мастерстве мы уступали, но недаром говорят, что порядок бьет класс. Мы надежно сыграли на своих позициях, друг друга страховали. В матчах с любым соперником есть один или два момента. Тогда мы подошли к ним ответственно, отсюда и такой результат.
- Недавно вы уступили испанцам всего 0-1. По ходу встречи в голове сидела мысль, что есть шанс сыграть вничью?
- Долгое время был счет 0-0, у нас были очень хорошие подходы. При определенных раскладах мы могли вообще повести в счете. В любом случае, когда ты в игре, остается мало времени, то ты находишься под постоянным давлением. В такие моменты нет времени подумать - «вот бы ничья». Уже после финального свистка осознаешь, что было бы хорошо сыграть вничью.
- 5 сентября вам играть с Украиной. Это последняя возможность зацепиться за выход в финальную часть ЕВРО?
- У нас уже шансов маловато. Мы их упустили на старте отборочного цикла. В любом случае нужно подходить к каждому матчу с большим желанием победить. У нас такая ситуация - нужно возвращать болельщиков на трибуны. Поэтому будем стараться играть в интересный футбол.
Семья
- Когда последний раз был дома в Белоруссии?
- Когда был последний матч сборной. График у меня такой, что не успеваешь побыть дома. По большому счету, удается съездить туда только в отпуск зимой, когда есть свободные две-три недели.
- Родные там живут?
- Да. Я сам с Минска, поэтому все друзья и знакомые у меня живут в этом городе. Когда туда приезжаю, дефицита внимания ко мне нет.
- Жена и две дочки с тобой перебрались в Екатеринбург?
- Да. Стараюсь, чтобы они всегда были поблизости.
- С женой ты познакомился до того, как она завоевала медаль на олимпийских играх в 2008 году?
- Да, перед этим событием. Помню, как смотрел телетрансляцию, переживал за нее. Сразу поздравил, ведь не каждый день олимпийские медали выигрываешь. Вся ее команда была счастлива, я был рад за них.
- Медаль из Пекина дома висит на самом видном месте?
- Нас дома не бывает, поэтому она лежит в самом укромном месте, чтобы ее никто не нашел (смеется – прим. авт.). Мы в год бываем дома две-три недели.
- Наверное, когда в семье два спортсмена, им трудно найти время, чтобы побыть вместе.
- Мы оба жили в Минске. Когда шел сезон, видеться большого труда не составляло. Есть вечера свободные. Да, у нее и у меня были сборы, но это рабочие моменты. Мы успевали соскучиться.
- Старшая дочка, как и мама, занимается художественной гимнастикой?
- Еще не занимается, она пока маленькая – ей 3,5 года. Ей только предстоит сделать выбор. В принципе, у нее уже все есть: тапочки, маечка. Если здесь найдем хорошего тренера, то постараемся отдать ее в художественную гимнастику.
Екатеринбург
- Где остановился в Екатеринбурге?
- Я постарался побыстрее снять квартиру, чтобы семья могла ко мне приехать. Насколько можно было освоиться за 1,5 месяцев, я освоился в городе. Комфортно себя чувствую, только хотелось бы, чтобы было теплее.
- Запасся теплыми вещами?
- Да, я все вещи сразу привез в Екатеринбург, чтобы туда-сюда не ездить.
- Кто-то из партнеров рассказывал о суровой уральской зиме?
- Все пугают (смеется – прим. авт.). Все говорят, что в сентябре уже будет снег. Я уже заказал зимнюю резину для машины.
- Где уже успел побывать в Екатеринбурге?
- С супругой мы в основном гуляем по центру города. К примеру, по улице Вайнера. Ходили в кинотеатр. Пока погода не совсем испортилась, стараемся семьей больше времени проводить на улице.
- На какой фильм ходили последний раз?
- На картину «Вне себя» - это боевик. Очень понравилось. Пока мы недостаточно освоились, особо интересных мест не знаем. Поэтому пока наш семейный досуг состоит из походов в кинотеатр, посещений ресторанов.
- У партнеров, наверное, спрашиваешь о том, где что находится.
- Конечно. Особенно в первое время, когда вообще ничего не знаешь. Постепенно осваиваюсь.
- А кто больше всех тебе давал советов?
- Я сам спрашивал у ребят. Со Спартаком Гониевым, с Сашей Сапетой советовался. У нас хороший коллектив, дружная атмосфера.
- Можно сказать, что вы с Пабло уже сыгрались, полностью друг друга понимаете?
- Я себя с ним комфортно чувствую. Единственное, нам не хватает взаимостраховки, устного подсказа не только друг другу, но и остальным партнерам. Еще сыграемся, все впереди.
- Переходя в «Урал», была уверенность, что с первого тура заиграешь в стартовом составе?
- Конкуренцию никто не отменял, но мне хотелось играть в стартовом составе. Для этого я работал на сборах. У нас еще так сложилось, что конкуренты по позиции травмировались. Ждем, когда они вернутся в строй, чтобы была здоровая конкуренция, чтобы было интереснее.