9 мин.

Промежуток эпохи. Как Манчини зарабатывал седину

Трудна дорога, да надобно идти. Иначе потом о тебе никто не вспомнит.

Не успел уйти Ковачич, как люди футбола слились в безудержном танце над костями «Интера». Соглашусь, найти такого реджисту удастся вряд ли; конечно же, в кратчайшие сроки. На то он и талант, что не столь просто его заменить. Однако меня раздирает удивление, потому, что это делают те же особы, которые так любят заявлять на публику – мол, игрок не может значить больше, чем клуб. Похоже, суждения не вечны.

Сочувствую. И все же искренне не понимаю масштаба плача. Хорватского киндера проводили не сейчас, а еще в прошлом году. Именно в тот момент проблемный коллектив принял Манчини. Человек он сложный, хотя скорее, не совсем простой, но его здесь любят и, конечно, назначения ждали. Даже сверялись с календарем. А вот сам Роберто-босс людей подобных себе самому не выносит. Может, боится, что перекроют трагичное эго. Ну, ревнует.

Так вот, практикой показано, а циркулем начерчено: с Ковачичем Манчини возиться бы не стал. Чуть что, где промелькнет несогласие, итальянец идет на крайности. Да, способен выжигать таланты, правда, лишь до поры. Пока выжигатель не накалился, пока есть шанс подсунуть палец. Дальше – пустая трата нервных клеток. Припоминаю Мику Ричардса, дерзнувшего критиковать. И который давно уже не в «Сити» бегает по бровке. Тем, пожалуй, и закончились холодные войны через прессу.

И далеко он такой не один. Роберто столько гладил звуковыми колебаниями бедный микрофон, что тот давно сложил полномочия. А очередь недовольных постоянно росла. Темпы, я думаю, уточнять не требуется; но, коли уж хотите, то сопоставьте ссоры и умножьте на скорость Роббена, когда тот убегал от испанцев. Получите среднее арифметическое. Устами Адебайора глаголет вой подчиненных. К несчастью складного тоголезца, губитель карьер вновь трудоустроился. И не дай Бог, Эму вытащат в Милан. Сбежал бы на следующий день, сверкая беленькими пятками. Интересно да, на судьбу в подобной ситуации посмотреть? Это вроде игры – кто кого переглядит. Но у тренера-то преимущество, глаз стеклянный.

Так что, Матео Ковачич – парень не промах. Пусть реджистит себе в столице Испании, тем более, как раз Бенитес с ротацией дружит. Постоянно перезванивается да в гости зовет. Выкинули Лукаса и Ильяру, так, видимо, на случай травмы соперник один – Каземиро «мусорный», хотя Ковачич, на деле, тоже форсит от Наваса до оппонента Наваса. В общем, как того потребует ситуация.

Ну а «Интер» в это время не даст задохнуться Ньюкури. Приобретение Кондогбиа закрывает извечный вопрос – у иных обитателей центра развяжутся руки. Не скажу, что Меделю зверски сложно грызть соперников в одиночестве, но помогать саблезубому чилийцу должны. Тем паче, изобретать рокировочки рядом согласился новый Вийера, который может созидать, порой проседать, впрочем, как живой человек. Роботы лишь в планах, сейчас в футбол играют двадцать два сердца.

И в этом-то единая цепь заслуг Роба Манчини. Он, словно твердый знак в среднерусском слове, размыкает эпизоды. А, копируя стопроцентную точность Википедии, не эпизоды, а эпохи. Слова похожие, но с чисто морального аспекта – второе весомее. Манчини – мальчик, выпрашивающий конфетку у богатого родителя, и в итоге собирает ассорти. Притом, здесь он не жмотит, нет, тут куда добрее и рациональнее. Потому его капризы спокойно переходят к преемнику. И человек-бинт, который скреплял коллектив, который его и мастерил, свойственно уходит. Конец, но лишь главы.

Вероятно, этим Роб обязан своему духовному наставнику – Свену-Ерану Эрикссону. Я вообще считаю шведа «пицейолой Маргариты с шарфиком». Они, безусловно, разные. Абсолютно. Эрикссон – специалист куда более расчетливый. Манчини – импульсивный, подчиняющийся мании интуиции. Но за те годы, что он ассистировал шведскому профессору, Роберто заметно вырос. Его котировки на тренерском рынке мгновенно возросли. Свен в буквальном смысле оставил Манчини свой «Лацио». Ведь отъезд во Флоренцию для «модника» вышел недолгим.

Объяснимо: Робу требовался плацдарм. И не могло быть лучше места, чем то, где он пропитывался реалиями «коучевского» ремесла. Практически каждый шнурок на бутсе прилично знаком, ведь первый опыт, как известно, впитывается четче. Нигде это не прописано, но мы-то знаем. Не зря же на Земле живем – познаем, прогрессируем.

«Интер», вроде целостного проекта number one. Там совершенствовался отработанный цикл – решения трансферов, ротационный метаболизм, разрешения конфликтов, их создание. Манчини собрал чемпионский «Интер» по ногам. Раздобыл измученного Камбьяссо, которого мой отец крайне любил называть куском мяса, и внимание – положил начало взрослой карьере Марио Балотелли. Но вскоре карт-бланш истек, а Кубок чемпионов ребятки не подержали. Разумеется, все занервничали, дальше пришел Моуринью.

И вот для «спешала» костяк был подогнан. Ему не пришлось забивать гвозди, он сразу начал возделывать крышу над головой. Но фундамент, пожалуй, самого успешного «Интера» в истории – это Манчини. А не Моуринью, как кажется годы спустя.

Вообще, красивый момент в том, что Манчини из главных команд вытесняли великие. Например, со сборной пришлось закончить, когда, наконец, отрос хвостик у Баджо. Он же затмил суперзвезду Манчини в Серии А. Немалую, ох немалую роль в затмении «модника» из Ези сыграл Ариго Сакки – еще один титан. Похоже, это законспирированный виток общества; твердое нельзя менять на хлипкое, иначе рухнет целая конструкция.

Однако история сатирически умалчивает о том, что хорошее умеют переплавлять в отличное. И что имела право на жизнь такая связка как Манчини-Виалли, правившая балом в ультрауспешной «Сампдории». Многие модерновые любители Кальчо уж и подавно забыли, что Кассано – не пуп клуба, а всего-навсего маска. Хотя и герой, но загвоздка, скорее, такая: не единственный.

Может, то плата за ранний резонанс, который привнес Роберто. Помнится, дебютный гол он забил в 16 лет и сколько-то дней. Может, потому его везде меняют гениальные, а он как-то буднично скрывается в потаенных местах? Прямо-таки бельведер безупречности. И жизнь прекрасна, но лишь для фэнов. Некоторым важно лишь шоу, остальное – серая масса актеров. Правда, всех ровнять гребенкой не будем, люди ж не волосы. Они врозь растут, да и волосы сплоченнее что ли.

А вдруг глобальнее? Вдруг в постоянном смещении приоритетов Манчини углядел злость судьбы?

Знаете, тогда легко объяснима кое-какая деталь. Та, которая предопределяет стиль и девиз итальянского, но уже наставника. Известно, не способен Роб работать над моралью. И Ковачич был бы недоволен, коли остался бы. Ведь превратить Балотелли в футболиста – ноу проблем, а вот генерировать его в общество мирового класса, да такого дерзкого, неуступчивого, хамоватого, - угу, подвинься. Видно, Манчини судьба сделала эгоцентриком.

Он же эпатаж.

Манчини просто-напросто не стоит за своих подопечных. Наоборот, Роб разжигает скандалы, трезвонит в собственную стихию. Был такой момент: помните знаменитый чемпионский сезон «Сити», ну, с той последней игрой против «КПР»? 3:3, золотой камбэк. И вот, когда отставание от соседей из красной части города блестело, словно чужая кокарда, Мистер Шарф показал себя. Начал опускать своих, расхваливать чужих. Прелесть в том, что тогда подействовало. Но вот боевой дух заметно подорвался, и в дальнейшем, сразу стартовал бунт. И слова обесценивались все больше и больше, пока не померкли во тьме ночной окончательно. Бесповоротно.

Даже ближайшие соратники отказывались понимать и принимать. Раймонд Верхейен – тренер по физподготовке – в пору конфликта Манчини с Крэйгом Беллами придерживался позиции последнего. СМИ только разгоняло ход событий, потому эту полосу и эту сюжетную линию я помню отчетливо. Уж нравится мне следить за Роберто – все-таки серьезная это личность.

А не соглашались с ним, во многом, из-за оборонительной тактики. Сугубо. По-моему, в МС Роберто даже наигрывал 3-5-2. Тогда был эпицентр конфликтов, теперь же идею поддержал сам Гари Невилл. Красиво Гари все расписал про свободу, про обязательства каждого, но поздно. Сейчас «Сити» под влиянием инженера.

Пристроить тактический рисунок получалось не сразу, зато со временем плоды появлялись. Конечно, в тех направлениях, в которых копался тренер. Схематика с акцентом на минимум пропущенных мячей, в принципе, прошла, однако в ключевых стадиях, да в той же самой ЛЧ, недоставало концентрации. Задумки ломались, футболисты с коучем не были едины. Поэтому на дверь показывали смело. А Манчини и не думал себя страховать и обзаводиться союзниками.

В итоге, Роб не стал Шаафом. То есть, атаку ставил на место второе. В итоге, Роб не стал и Моуринью. То есть, наполовину. Потому что и у того, и у того ссор накопилось немало. Но морали португалец уделяет внимание в преобладающем количестве.

А Жозе в зародыше приударивал за Бобби Робсоном. И, по-видимому, учился прилежнее. Все-таки он и не играл в футбол на профессиональном уровне. Этот ваш Моуринью.

Но, чем хорош Манчини, всюду он оставляет светлые пятна. Ведь это «модник» привел в «Сити» Агуэро и поспособствовал его адаптации на Туманном Альбионе.

Не ушел. Выгнали. Довольно неожиданно, как и бывает с героями резонанса, - в турецкий чемпионат, куда кучей повалили деньги. Однако то, вероятно, вошло в транзитный путь. Родной уже «Интер» температурил, в атаке подкашливал, в защите дохал, а приглашенные лекари потеряли лицензию. Вот и решились вновь довериться. Ну, не выиграет ничего, так хоть состав нормальный соберет. Основу будущих побед, деньги ведь у Тохира есть. Манчини знает, куда надавить.

Расстановку, понятное дело, подогнал под себя. За год успел насытить центр поля, растормошить некоторых товарищей, сделки тоже провернул, причем, достаточно интересные. Ушли тепличные растения и бесполезные сорняки – на их место раздобыли колючие кактусы. Наконец, свершилось падение клиентов в центре защиты, что для Манчини, как мы разобрались, главный участок зеленого газона. У своих ворот все должно быть спокойно, а к чужим как-нибудь подойдут.

И вот прошлый сезон – он ничего нам не показал. Даже по упрямой статистике они Манчини плохо даются – эти старты. Вон, Хьюза в те годы поменял неудачно. Потом выправился, поднабрался сил, завязал шарф потуже.

Защита – дело хорошее, этому еще в Италии учили. Что тут скажешь, насмотрелся на партнеров. На единственном ЧМ, где он – Манчини – побывал, макаронники пропустили всего 2 мяча, в группе так вообще ни одного. Правда, смотрел Роберто на достижение со скамьи запасных. Там ведь тоже властвовал Сакки, который поддерживал «модника» лишь на словах.

Произвело грубый эффект? Не отрицаю.  

Но на «Интер» Манчини во всей красе мы посмотрим либо в этом, либо в следующем сезоне. Ведь в пору глобальных перемен и недоверия он сам вобрал в себя те же качества.

Осталось правильно реализовать.