7 мин.

Роберто Фернандес - новый спортивный директор «Барсы»: кто он?

Роберто Фернандес Бонильо, более известный как Роберто или Роберт, на прошлой неделе был представлен в качестве нового спортивного директора «Барселоны». Роберто – один из символов Ла Лиги 80-х и 90-х годов – отнюдь не инородное тело в ДНК «Барсы» и в ее игровом стиле.

Он играл на позиции центрального атакующего полузащитника. В арсенале Роберто были такие качества как мощный удар и отличная игра в воздухе, а также сильный характер и тактическая грамотность. Все это позволило ему на протяжении 22-х лет выступать в первом и втором испанских дивизионах. Он дебютировал в Ла лиге в 17 лет и стал известен благодаря физической выносливости и природной конкурентоспособности. До сих пор, в свои 53 года, Роберто любит за неделю проехать 400 километров на велосипеде вокруг домашней резиденции в Рокафорте, что в Валенсии.

Фернандес присоединился к «Барселоне» в 1986 году после того, как клуб проиграл в финале Кубка европейских чемпионов бухарестской «Стяуа» в Севилье. Этот болезненный момент нужно было пережить с помощью вливания в команду новой крови. Полузащитник выступал за каталонцев на протяжении четырех сезонов, в которых выиграл три своих единственных в карьере трофея: в 1988 году Кубок Испании, одолев в финале «Реал Сосьедад», в 1989 году Кубок обладателей кубков, переиграв «Сампдорию», и снова Кубок Испании, где на этот раз сине-гранатовые были сильнее мадридского «Реала».

«Я выиграл три трофея за четыре года, но самое главное, что я получил здесь, так это отношение клуба ко мне. «Барса» очень дорога мне и занимает огромное место в моем сердце. И не важно, сколько я завоевал наград, вся суть клуба остается со мной. Все те счастливые годы, что я провел в «Барселоне», защищая цвета этого клуба, останутся со мной на протяжении всей оставшейся жизни», - сказал Роберто в интервью журналу «Барса».

 

Фернандес

В сине-гранатовой футболке он выступал до 1990-го года, проведя за «Барселону» в общей сложности 247 матчей и забив в них 66 голов. Но он так и успел стать частью «Дрим Тим» Йохана Кройффа, которая блистала в последующие годы.

Что касается его отношения к «летучему голландцу», тренировавшему Фернандеса на протяжении двух лет, то Роберто сказал о нем следующее: « С Йоханом футбол изменился, тактический подход был другим, и понадобилось время. Осознание этого было трудным и долгим процессом. Мы должны были поменять способы понимания игры… и в то же время выигрывать матчи и титулы. Нужно было быть очень сосредоточенным на своей работе, и для меня этот опыт оказался очень полезным».

Несмотря на восхищение Кройффа, Роберто было трудно привыкнуть к постоянной смене позиции на поле, которую требовал от него голландец; он не успел побывать разве что вратарем: «Я все больше отдаляюсь от клуба. Я не чувствую себя комфортно играя в защите», - заявил он однажды. В конечном итоге, по совету тренера, он перешел в «Валенсию».

Защищая цвета сборной, Фернандес провел 21 матч за молодежную команду Испании, забив семь мячей, а так же в ее составе выигрывал серебро чемпионата Европы в 1984 и золото в 1986 годах. За взрослую сборную Испании он выступал в течение девяти лет, в которых он провел 29 матчей и забил в них два мяча. Он принимал участие в чемпионате Европы 1984 года и чемпионате мира 1990 года.

После завершения профессиональной карьеры, Роберто начинал свою тренерскую деятельность в академии «Валенсии», а так же в клубах «Кордоба», «Ориуэла», «Альсира» и «Фигерас». В своем интервью 2014-го года он сказал, что как тренеру, ему больше нечего предложить, а на вопрос о потенциальном назначении на должность спортивного директора он ответил следующее: « Для этой должности нужно оказываться в нужном месте в нужное время. А также тот, кто назначает вас на эту должность, должен вам доверять, потому что тебе приходится принимать решения».

Давайте познакомимся с новым спортивным директором «Барселоны» при помощи его же слов. Ниже приведено интервью с Роберто из газеты «El Pais», вышедшее в 2013 году.

- Расскажите о своих первых футбольных шагах.

- В 70-х нашим футбольным полем была пара камней в качестве ворот посередине улицы. Если шел дождь и было грязно, то мы не играли. До двенадцати лет мы не знали, что такое конкуренция в команде. Сегодня в пять-шесть лет дети уже занимаются в академиях, в каждом городе есть поле с искусственным покрытием, сами поля везде одинаковые. В совокупности с качественной тренерской работой все это быстрее развивает игроков. В семнадцать лет они уже очень подготовлены.

- Что скажете о своих выступлениях за сборную?

- Я был очень молод, когда мы завоевали серебро на чемпионате Европы среди молодежных команд, а так же приняли участие во взрослом чемпионате Европы 1984 года во Франции. Тем летом обе сборные, за которые я выступал, прошли в финал, и в обоих случаях мы проиграли. Главная команда была очень крепкой, с такими личностями как Арконада, Гойкоэчэа, Гордильо, Камачо, Сантильяна, Сеньор…

- Как развивалась «Барселона» с того момента, как вы оказались в клубе?

- Я перешел в «Барсу» в 1986 году, а в 1988-ом тренером стал Кройфф. Он привил команде стиль, который совершенствовался затем годами. Каждый тренер, кроме Робсона, гнул одну линию.

- Помните день, когда Кройфф стал тренером «Барселоны»?

- Да. Я выходил из лифта, а он с Решаком наоборот входил. Это был шок. Я его узнал, потому что играл против него, он тогда выступал за «Леванте», а я был простым новичком «Кастельона». Это был 1980 год. Как игрок он был восхитителен, гениален в своих действиях на поле. Как тренер, он изменил «Барселону» и весь испанский футбол, потому что имел иное представление о современном атакующем футболе. Раньше этому же способствовал Ринус Михелс, а спустя четыре года я встретился с этим и у Гуса Хиддинка в «Валенсии». А еще нечто похожее было с «пятеркой стервятников» Лео Беенхаккера: не бегать все время, а больше времени тренироваться с мячом. Тренировки стали приносить удовольствие; до Кройффа же это была пытка - бегать, бегать и бегать.

- Методы Кройффа были трудны для восприятия?

- Поначалу мы много мучились, играя в три защитника, с высоким прессингом, но нам удалось завоевать Кубок европейских чемпионов в 1989-ом, а год спустя мы обыграли «Реал» на «Месталье», что помогло Кройффу сохранить свой пост. Я играл на нескольких позициях, и ведь неплохо получалось. Потом подписали несколько хороших игроков. Особенно хорош был Куман, который начинал атаки с линии обороны. До этого центральные защитники должны были быть крупными и при любой возможности выбивать мяч подальше. Техническое оснащение центральных защитников стало визитной карточкой Кройффа. С тех пор наличие хорошего паса стало необходимым условием для защитников и вратарей «Барсы».

- Что произошло во время так называемого «мятежа Гисперии» (игроки требовали отставки Хосепа Луиса Нуньеса из-за конфликта вокруг личных контрактов футболистов)?

- Клуб начал вступать в опасную динамику. Когда есть такие люди как вице-президент ( Жоан Гаспар), которые не отвечают за свои слова, то такое случается. Луис Арагонес поддержал команду. А потом в финале Кубка Испании мы переиграли «Реал Сосьедад» на «Сантьяго Бернабеу». Тем людям почти удалось расшатать клуб, но мы встали стеной на защиту «Барсы».

- Каким был Луис Арагонес?

- Особенный человек с сильным характером, он был очень близок к игрокам, но попал в клуб в непростой период. В разговорах с Гаспаром одна ложь следовала за другой. Отсюда начались все проблемы клуба.

- А что скажете про Терри Венейблса?

- Англичанин, хороший. Он был больше менеджером и сам не проводил тренировки. Нам это не нравилось. Он хотел, чтобы я перешел в «Тоттенхэм», но тогда никто не уезжал из Испании. Сожалею об этом своем решении.

- А о том, что покинули «Барсу», когда она была готова подняться на вершину, не жалеете?

- Об этом нет. Потому что тогда «Валенсия» была на топ уровне. «Валенсия» всегда будет большим клубом, есть ли у нее финансовые проблемы или нет. «Барса» и «Реал» - другой уровень. Я достиг неплохих высот в «Барселоне», но мне тогда исполнилось 29 лет, а «Валенсия» была конкурентоспособной командой. Тот контракт был важен для меня. Тем более я возвращался домой.

- Сегодня ваше футбольное сердце разделено пополам?

- Я валенсиец и «che» (прозвище болельщиков «Валенсии»), но у меня есть глубокая привязанность к «Барсе». Я этого никогда не скрывал.

- Какой клуб относится к бывшим своим игрокам лучше?

- «Барса» относится к ним игрокам очень хорошо. Отношения с ними добрые, уважительные. Когда вы приезжаете в «Сьютат Эспортива» (спортивный комплекс «Барселоны») вы становитесь носителем ДНК «Барсы». В этом плане «Валенсии» есть чему поучиться. Немного неудобно, но это факт.

1

Перевод: vincentvega (Арсен Гаязов)