10 мин.

После его эры. Что общего у нового сезона Лиги 1 и истории Франции

Древнегреческий писатель и политик Ксенофонт был уверен, что история развивается по спирали. За две с половиной тысячи лет после его смерти человечество не раз подтверждало эту мысль, повторяя одни и те же события в разных эпохах и под разными видами. Еженедельник «Футбол» проверил это на примере стартующего чемпионата Франции-2015/16 и нашел в нем современную версию Столетней войны, борьбу с диктатурой и намек на нового Наполеона.

 

Ибрагимович

Учебник истории

1107 г. − в Европе полным ходом идет соперничество папы римского и светской власти за доминирующую роль на континенте. Один из самых острых споров относится к вопросу инвеституры − праву назначать на церковные должности и вводить в духовный сан. Для многих средневековых правителей борьба за инвеституру заканчивалась фатальным поражением. Но французский король Филипп I смог найти выгодный для себя компромисс с папой, избежав опасных последствий.

2015: «ПСЖ» побеждает финансовый фейр-плей УЕФА

Весь прошлый сезон парижане находились под имитацией домашнего ареста – свобода вроде бы и есть, но надо постоянно отчитываться за свои действия и не переходить установленных рамок. УЕФА ограничил для «ПСЖ» трансферный бюджет, фактически ввел необходимость продавать игроков, а также урезал лигочемпионскую заявку до 21 фамилии. Клуб пообещал исправиться и действительно поработал над своей бухгалтерией. А Мишель Платини в свою очередь понял, что драконовские меры душат большую часть крупных трансферов, на которых летом держится все внимание к европейскому футболу. «ПСЖ» получил полную амнистию и возможность без ограничений делать то, что у шейхов получается лучше всего, − тратить.

За Анхелем Ди Марией парижане охотились еще в прошлом сезоне, когда он оказался не нужен «Реалу». Тогда аргентинец вроде как даже дал согласие на переезд в столицу Франции. Но в дело вмешались правила финансового фейр-плей, и Лапша уехал в «МЮ» − там контракты от ТВ и спонсоров позволят еще долго не оборачиваться на свист из УЕФА. В Париже почти смирились и уже стали присматриваться к новым звездам, пока внезапно не помог Луи ван Гал, быстро забраковавший аргентинца. Так интересы и возможности всех сторон удивительным образом совпали. Совсем скоро 65 млн евро должны осесть на счету в Манчестере, а сам Ди Мария − в основе «ПСЖ», где для реальных притязаний на Лигу чемпионов нужно сначала повысить класс исполнителей.

Другой важный трансфер, который очень вероятно случится после Суперкубка, будет не просто уходом лидера. Как раз таки в игровом плане потеря Златана Ибрагимовича не кажется такой ужасной, как еще год назад. Потому что в прошлом сезоне парижане (во многом вынужденно) научились справляться без него. Однако даже травмированный и растренированный Ибрагимович продолжал работать на бренд «ПСЖ» в качестве единственного неопровержимого доказательства серьезности растущего проекта. Теперь «ПСЖ» придется показать умение продавать себя самостоятельно. Команда вступает в ту стадию, когда клуб должен быть однозначно важнее фигуры любой отдельной личности. Начинается взрослая жизнь.

Дополнительной головной боли внезапно подкинул Тиаго Мотта. Молчаливый боец вдруг подал голос и заявил о желании покинуть Францию. Лорана Блана эта новость заставила сгрызть не одну коробку любимых зубочисток. Для него итальянец был тем брутальным чернорабочим с практическим взглядом на мир, что необходим для баланса любому коллективу с переизбытком утонченных творцов. Сейчас клуб пытается убедить Мотту одуматься, но на всякий случай уже прикупил Бенжамена Стамбули, чей класс правильнее мерить не по одному неудачному сезону в «Тоттенхэме», а по четырем удачным в «Монпелье».

Блан B. Почему «ПСЖ» нужны перемены

 

Лион

Учебник истории

1793 г. − в ходе Великой французской революции к власти приходят участники Якобинского политического клуба, которые использовали в качестве методов диктатуру и террор. Завоевав влияние в Париже, они двинулись и на остальные регионы. Попытка навязать свои порядки в Лионе оборачивается восстанием горожан, свергнувших свой якобинский муниципалитет. Таким образом, город становится противником господствующего строя и несколько месяцев ведет вооруженную борьбу с войсками якобинцев. Сопротивление Лиона все-таки пало и обернулось разрушительными последствиями, но память о героизме лионцев сохранилась до наших дней.

2015: вторая попытка «Лиона»

Негласный закон кино: если положительный герой вдруг проиграл, он обязательно вернется. Неожиданный бунт «Олимпика» в прошлом сезоне был в итоге подавлен и показал, что они с «ПСЖ» находятся в разных весовых категориях. Но сейчас в «Лионе» как раз готовятся к съемкам сиквела, где главной особенностью будет смена декораций − клуб вернулся в Лигу чемпионов как раз перед открытием нового стадиона, как и планировал Жан-Мишель Оляс.

В это межсезонье президент «ткачей» уже добился победы − сохранил всех лидеров. Правда, вопрос по Александру Лаказетту остается неясным. Некоторое время назад в прессу попала информация о том, что форвард покинул расположение сборной, сославшись на болезнь, и отправился на закрытые переговоры с «ПСЖ», где, кстати, присутствовал и Оляс. Стороны договорились о том, что после Евро-2016 Лаказетт переедет в Париж и следующий сезон станет его последним в форме родного клуба. Так ли это или нет, мы узнать пока не можем. Но если считать уход главной звезды неизбежным шагом, то «Лион» сделал его для себя максимально выгодным, получив время на поиски замены. Первая попытка − заслуженно ушедший из «Генгама» на повышение лучший форвард вне топ-5 Клаудио Бовю, в котором может смущать только возраст. 27 лет − солидная цифра на фоне лионских тинейджеров.

Король и лев. Почему прошлый сезон Лиги 1 был похож на драму

 

Марсель

Учебник истории

1720-1722 гг. − в конце мая 1720-го один из кораблей, пришвартовавшихся в порту Марселя, завез в город бактерии бубонной чумы. Врачи не смогли правильно определить причину смерти первых больных, и болезнь за короткий срок приобрела масштабы эпидемии. На зараженных территориях, которые огородили от остального мира каменной стеной, царили хаос, голод и беззаконие, количество погибших было так велико, что улицы заполнились трупами. По разным данным, от чумы погибло 40-64 тыс. человек при населении в 90 тыс. жителей.

2015: «Марсель» теряет половину команды

«Мадам Луи-Дрейфус не в чем упрекнуть, она вложила огромные деньги. Надо ее поблагодарить. Но если клуб хочет расти, то надо его продать, иначе все так и останется. И не надо плакать», − фанаты «Марселя» согласны с каждым словом своего бывшего защитника Эрика Ди Меко, кроме, пожалуй, последнего предложения. Тяжело сдержать слезы, когда твоя команда сначала показала самый драйвовый сезон за последние годы, а потом развалилась, как будто ее выкосила та самая чума. Провансальцы потеряли Айю, Жиньяка, Фанни и Мореля абсолютно бесплатно. За уход Имбула и Пайета хотя бы удалось получить суммарные 35 млн, но это слабое утешение перед теми проблемами, что ожидают «Марсель». Из основного состава вынули весь центральный хребет, оставив (пока) только Нкулу.

Парадокс. Прошлым летом Марсело Бьелса топал ногами, когда президент Лябрюн не мог купить всех игроков из его виш-листа, а сейчас готов принять правила бюджетной игры и заново отстроить команду из того, что есть. А есть пока совсем немного. Вингеры Буна Сарр и Жорж-Кевин Нкуду, 20-летний защитник Карим Рекик, не игравший год Лассана Диарра, вечно больной Абу Диаби и выкупленный у «Монако» Лукас Окампос. Все они вместе с имеющимися ресурсами должны либо в короткий срок сложиться в цельный коллектив, либо «помочь» «Марселю» увязнуть в турнирной таблице. 

Доктор хаос. Почему Марсела Бьелса самый уникальный тренер современности

Так что на данный момент единственной командой, которая выглядит способной составить конкуренцию «Лиону» и больно ущипнуть «ПСЖ», остается «Монако». В прошлом сезоне ему пришлось действовать в спешке, а успех в большой степени воспринимался как удача и/или эффект неожиданности. В этом клуб проводит уже целенаправленную политику.

Продажи Кондогбиа и Феррейра-Карраско стали первыми пробами новой стратегии, где игроки будут воспитываться всего за пару лет, продаваться за много миллионов и без проблем забываться. В принципе, уже сейчас эксперимент можно признавать удачным. «Монако» провел наиболее интересную закупочную кампанию в Лиге 1, усилившись персонажами самых разных характеристик. «Франс Футбол», анонсируя старт сезона, нашел для Леонардо Жардима сразу три варианта расстановок. И все они, включая необычный 4+4+2 с ромбом в центре и без номинальных вингеров, выглядят суперперспективно. Самый расчетливый клуб Франции готов снова всех переиграть.

 

Газелек Аяччо

Учебник истории

1793 г. − город Тулон в ходе революции стал местом сосредоточения недовольных роялистов, которых новая власть была обязана устранить. Республика направила туда большие военные части под руководством лучших людей, правда, один из них − майор Доммартен − был тяжело ранен в первом же сражении. Ему на смену прислали молодого капитана Наполеона Бонапарта. Мало кому известный военный в решающий момент осады города применил блестящую и неожиданную тактику, принесшую успех всей кампании. За это Наполеон в свои 24 года получил звание бригадного генерала, а сам Тулон стал считаться началом управленческой карьеры Наполеона и синонимом любого стартового триумфа.

2015: В Лиге 1 дебютирует еще один корсиканский клуб

Корсика давно не рождала новых Наполеонов, но мятежный дух тут держится и сегодня. Именно здесь обитают самые горячие фанаты французского футбола, которые делают выезды на остров самым опасным делом в сезоне. Хотя в Лиге 1 они действуют под разными эмблемами. Сначала это был «Аяччо», теперь «Бастия», испытывающая проблемы с финансами и чуть не получившая бан на участие в чемпионате. Скорее всего, «трехцветных» ждет мучительное и бесполезное толкание в зоне вылета.

Но на Корсике к этому относятся спокойно, потому что у острова появился еще один представитель в высшем дивизионе. В 2012 году «Газелек Аяччо» взорвал новостные ленты, выйдя в полуфинал Кубка прямо из третьей лиги. В 2014-м он попал в Лигу 2 и всего через год без денег и опыта впервые в своей истории вышел в Л1. Сюда «Газ» долго не хотели пускать из-за смешного бюджета в 4,5 млн евро. Но руководство нашло гарантии его трехкратного увеличения, и неизвестный клуб все-таки будет играть против «ПСЖ» и компании, чтобы удивить их всех. У «ГА» нет ни средств на трансферы, ни инфраструктуры, ни кадров, но есть кураж, хозяйственное начальство и дерзость, которую точно бы одобрил земляк-император.

Труа стори. Что нужно знать о новом участнике Лиги 1

 

Джордан Айю

Учебник истории

1420 г. − долгая и кровопролитная серия конфликтов между Англией и Францией, позднее получившая название Столетней войны, вступила в фазу полного триумфа островитян. Несколько внушительных успехов англичан привели к тому, что в Труа состоялась встреча двух королей и был подписан договор, по которому Франция, по сути, теряла независимость и подчинялась власти Англии.

2015: лучшие игроки французского чемпионата толпами перебираются в АПЛ

Англия и Франция всегда найдут способ поспорить. Как два соседа, которые никак не решат, у кого из них дороже дом, выше забор и вкуснее сливы. И если, например, в литературе или кино они могут соперничать на равных, а в кулинарии и моде французы даже впереди, то в двух вещах у «лягушатников» пока нет шансов. Это рок-музыка и клубный футбол.

Английская Премьер-лига выросла в такую мощную корпорацию, что спокойно использует Лигу 1 в качестве футбольной плантации, отбирая здесь для себя самые сочные плоды местных школ. АПЛ же стала для игроков из Франции заветной мечтой, и ради нее они даже готовы переходить в середняки и аутсайдеры. Андре Айю и Франк Табану ушли в «Суонси», Идрисса Гуйе, Жордан Амави, Жордан Верету и Джордан Айю  − в «Астон Виллу», Димитри Пайет − в «Вест Хэм». Каждый год Лига 1 теряет самых ярких людей, многие из которых на английских полях становятся просто «одними из». Но пока остановить этот поток через Ла-Манш нельзя − Англия элементарно сильнее по всем показателям.

Борьбу за независимость от условий тулонского договора Франция начала через восемь лет после его подписания. Будет хорошо, если французский чемпионат созреет примерно к такому же сроку. Только для этого ему тоже нужна своя Жанна д’Арк.

Текст: Роман Абрамов

Фото: Global Look Press

  

Аппстор
googleplay 90 минут