«Шпоры» Почеттино: Матч со «Суонси»
Представляем вашему вниманию перевод гигантского материала с тактическим разбором матчей прошлого сезона от нашего британского коллеги - автора фансайта «Thetottenhamway» Люка Болл-Берджеса. На этот раз будет разобран матч против «Суонси», завершившийся победой «Шпор» со счётом 2-1.
Матч 5: Суонси 1 - 2 Тоттенхэм. Воскресенье, 14 декабря.
Почеттино продолжил использовать Кейна для поддержки Сольдадо, а Шадли, казалось, за последние недели попал в опалу. Мэйсон и Бенталеб становились прочными игроками основного состава, развивая свое партнерство в качестве центральных опорников.
С самых первых минут встречи Шпоры бросились в высокий прессинг Суонси на их половине поля. В большинстве случаев Кейн и Сольдадо запускали механизм игры, поочередно атакуя соперника на мяче, пока остальная команда агрессивно продвигалась вперед по полю, в особенности намереваясь осложнить получение мяча Леону Бриттону и Ки Сан-Йонгу.
Важная причина в основе данного высокого прессинга - предотвратить доступ к мячу "опасным" игрокам противника. В этом матче Гилфи Сигурдссон мучительно боролся за мяч в центре поля главным образом из-за того, что Суонси в лице Ки и Бриттона упорно старались пасовать через этот центр. Пока, благодаря высокому прессингу со стороны Шпор, у обоих опорных полузащитников “лебедей” было крайне мало возможностей для касания мяча, в те моменты, когда они все-таки его получали, их единственные варианты продолжения возникали в широких зонах, и поэтому большинство их передач были пассивными и горизонтальными, что, собственно, и отрезало Сигурдссона от получения мяча в опасных центральных зонах.
Тем не менее, пока Шпоры были в состоянии ограничить шансы Сигурдссона, они изо всех сил старались снизить опасное количество передач на Вильфреда Бони. В первом тайме тот снова и снова оказывался за спиной у Фасио, когда Суонси весьма успешно разыгрывали на него быстрые мячи, чтобы не только использовать высокое расположение нашей обороны, но и недостаток скоростных качеств у Фасио.
Примеры выше ярко демонстрируют способность Суонси в первом тайме эффективно эксплуатировать пространство за спинами наших защитников, итогом чего были отличные моменты у Бони; к счастью для Шпор, Уго Льорис находился на пике своей формы и держал ивуарийца в узде первую половину матча. Но что еще мы также увидим, так это проблему, которая преследовала Тоттенхэм на протяжении всего сезона, а именно - недостаток мощи полузащиты при борьбе за мяч. В обоих примерах игрок Суонси, владеющий мячом, окружен примерно тремя оппонентами, но тем не менее, он может свободно отдать мяч туда, куда пожелает. На протяжении всего сезона было понятно, что Шпоры не располагают "разрушителем" в своем составе, и что ни Бенталеб, ни Мэйсон как игроки не производят такого впечатления чисто физически. Полузащита Тоттенхэма сконструирована так, что больше преуспевает при владении мячом, нежели без оного, а при недостатке физического прессинга на мяче и особой тенденции время от времени проседать слишком глубоко, все это некоторым образом объясняет, почему Шпоры так много пропустили в этом сезоне.
С начала второго тайма Тоттенхэм продолжил упорствовать, в то время как Суонси начал приноравливаться к нашему высокому прессингу, блестяще адаптировав к этому свою опорную полузащиту. Когда мяч был у центральных защитников “лебедей”, их опорные полузащитники, как правило, образовывали между собой больше дистанции, что изначально давало их игрокам больше пространства при владении мячом (при том, что немного игроков Шпор находилось впереди). Это также на время открывало пути для вертикальных передач на Сигурдссона и Бони (особенно если мяч игрался широко), которые при этом оттягивались, чтобы создать временную перегрузку и предложить вертикальные исходы мяча, что вынудило бы Шпоры внезапно ретироваться.
На примере вверху Ки, самый далекий от мяча, отходит от него еще дальше, что создает пространство для Сигурдссона сыграть стеночкой либо с Ранхелем, либо с Бриттоном. Теперь Ки в отличной позиции для получения мяча от Сигурдссона или Бриттона, чтобы задать темп и направление следующей атаки “лебедей”. Ки также располагается выше Бриттона, а это значит, что его позиция образует ромб, где передача либо на него, либо на Сигурдссона пронзят одну из горизонтальных оборонительных линий Шпор (на этом же примере, подобный пас сходу минует Мэйсона, Эриксена и Ламелу, при этом и Кейн и Сольдадо также отыграны). Такой способ расположения игроков на различных позициях между вертикальной и горизонтальной линиями защиты противника иногда называют “зигзагообразным” (staggering), это принцип Позиционной Игры - как раз то, чем славилась игра Суонси под управлением Михаэля Лаудрупа.
Выход Джонджо Шелви вместо Леона Бриттона привел к тому, что передачи Суонси стали более вертикально ориентированы вследствие агрессивных действий первого, что обычно ослабляло компактность Шпоры в середине поля, пока Сольдадо и Кейн легко устранялись из игры перепасовками “лебедей”. Однако Почеттино быстро отреагировал, заменив на 56-й минуте матча Сольдадо на Дембеле, что упрочило вертикальную компактность Шпор и сократило пространство в середине поля для Суонси, и в то же время обеспечило наличие свежего и надежного в оборонительном плане игрока.
Выход Дембеле перевел схему на более оборонительную и компактную 1-4-4-1-1, показанную на картинке вверху, где несколько наших игроков в состоянии отрезать ряд направлений передач, а их поддержка может легко изменять свои позиции, чтобы прессинговать противостоящих игроков Суонси. Как результат такой новой компактности, “лебеди” были вынуждены играть прямо в направлении Бони, либо все больше смещать свой креативный акцент на Монтеро и Раутледжа, что означало, что во второй половине встречи главное направление атак Суонси приходилось на навесы. Однако теперь разница состояла в том, что большинство навесов противника, в отличие от первого тайма, происходило возле боковой линии, поэтому у нашей защиты была возможность самоорганизоваться, а Бони пришлось бороться в воздухе с Фасио.
И далее, Шпоры продолжали комбинировать на коротких пасах, когда подходили к штрафной противника.
Передняя четверка располагается близко для поддержки владеющего мячом Уокера, пока тот приближается к штрафной соперника, и все выглядит так, что только Дэвис мог бы атаковать дальнюю штангу. Почеттино ясно указал своей передней четверке играть тем короче, чем ближе они подходили к чужой штрафной: в то время как это обеспечивает больше игровых опций для владеющего мячом и тем самым нагнетает угрозу, это одновременно имеет и ряд оборонительных преимуществ. Скажем, Уокер в данной ситуации теряет мяч; но у него рядом в поддержке достаточно напарников, готовых к прессингу мяча, как только тот потерян. Такая тактика известна как контр-прессинг, которая за последние годы стала популярна благодаря Барселоне Гвардиолы и дортмундской Боруссии Клоппа. Приведем высказывание Йохана Кройффа, которое идеально суммирует все качества данного подхода:
“Вы знаете, как Барселона так быстро обратно овладевает мячом? Это потому, что им нет необходимости бежать назад более чем на 10 метров, потому что они никогда не пасуют более чем на 10 метров.”
Эта тактика, хотя иногда и было заметно, что Шпоры атаковали слишком узко (имея ввиду нехватку качества или эффективных игроков “на острие”), внесла большой вклад во впечатляющую статистику по отбору мяча на половине противника.
Наш первый гол пришел в результате блестящей манипуляции с защитниками Суонси в процессе подачи нашего первого углового в той игре. Тот угловой возник после эпизода у Эриксона, который развился в направлении ближнего угла ворот для атаки со стороны Кейна и Сольдадо. Конечный эпизод имел свой целью дальний угол ворот, опять же при участии Сольдадо и Кейна. Суонси использовали систему персональной опеки, поэтому продвижения Бенталеба, Вертонгена и Фасио образовали пространство Кейну для атаки дальней штанги.
В итоге после всех телодвижений, Кейн остался с метрами свободного пространства для атаки дальнего угла ворот, где он легко переиграл в воздухе Анхеля Ранхеля. Больше всех в создании свободной зоны постарался Бенталеб, утащив за собой Сигурдссона и Ки в середину вратарской, в то время как Сольдадо отбежал от дальней штанги, чтобы использовать любой отскок или если навес со штрафного пойдет слишком далеко.
Гол Суонси в самом начале второго тайма стал результатом вполне умной и быстрой игры по нашей левой бровке. “Лебеди” на всем протяжении матча пытались забрасывать мяч за нашу высокую линию защиты, а когда это был не вариант, они обычно пробовали как можно быстрее переключить игру на противоположную сторону поля, чтобы разрушить наш оборонительный порядок. После того как Уокер сфолил на Монтеро, Суонси результативным свободным ударом перевели игру на Раутледжа, тот быстро отыграл стеночкой с Ранхелем, чтобы обойти Дэвиса. Его навес был рано встречен Бони, который прекратил свой забег, пока наша защита продолжала пятиться назад, что и обеспечило ему достаточно дистанции, чтобы точным ударом сравнять счет.
По мере развития игры, Почеттино вывел на поле Стамбули и Шадли, и растущее влияние Дэвиса на левом фланге сыграло значительную роль в том, чтобы заставить Суонси пребывать в своей защитной оболочке. Как только Дэвис все чаще и чаще устремлялся вперед, это естественным образом оттягивало Раутледжа назад, а мощь Стамбули помогала Шпорам укрепляться в центре поля, что способствовало поддержке владения мячом игроками Тоттенхэма вблизи ворот противника. Высокое расположение Шадли все больше оттягивало назад защиту Суонси, равно как и их полузащиту. В конструкции нашего победного гола, Стамбули здорово перехватил мяч перед центральной линией поля и снабдил им Эриксена, который использовал образовавшее пространство и пробил по воротам. Этот удар привел к поспешному выносу Бартли, после чего Дэвис подобрал мяч на чужой половине поля и сделал передачу снова на располагающегося на границе штрафной Суонси Эриксена, который уже реализовал свой момент.
Один аспект, который Шпорам было необходимо прояснить перед своими будущими выступлениями, заключался в том, как они строят свои атаки из глубины. Почеттино с недавних пор прекратил использовать единственного центрального опорного полузащита в схеме 1-3-4-3, как он делал в начале сезона, и вместо этого адаптировал построение от обороны по схеме 1-4-2-3-1/1-2-4-3-1, которое привнесло в игру Шпор ряд моментов.
Особенно против команд с высоким прессингом, построение от обороны с двумя оттянутыми опорниками может эффективно закрыть остальную часть команды от центральной защиты, поскольку их передвижения обычно отслеживаются полузащитниками соперника. На примере выше, как только Мэйсон и Бенталеб опустились ниже для приема мяча, Шелви и Раутледж продвинулись на них, создавая помехи перед Вертонгеном, отрезая направления передач на форвардов. Если никто не опустится между двумя центральными защитниками, то временами построение игры только от этих двух ЦЗ не поставит трудных задач перед схемой противника, поскольку одного их форварда хватит для эффективного прессинга двух игроков защиты; отсюда, команда противника не претерпевает изменений в своем формате, не вскрываются варианты для передач мяча, ничто не заставляет нападающего противника расходовать свои силы в погоне за мячом (большинство команд применили бы ситуацию 3 против 1, использую своего голкипера, но от Льориса требуются усилия в борьбе за нижний мяч и он редко устремляется к нему в подобных обстоятельствах).
Также, при игре с инвертированными вингерами в тройке в середине поля может иногда приходить к тому, что эти три игрока при построении атаки располагаются на одной вертикальной линии, что позволяет Бони эффективно заблокировать у Вертонгена два варианта передачи. Представим в вышеописанном случае, что Шадли и Эриксен прямо позади Мэйсона на той же вертикальной линии, что и Вертонген, и вот у вас теперь три игрока на одном векторе передач, который Бони может эффективно перерезать, что означает, что Вертонген может только делать длинный заброс (с риском потери мяча) или, как в данном варианте, пасовать на Дэвиса.
Кройфф замечательно делает акцент против построения из глубины в широких зонах с крайними защитниками, ибо, как правило, когда мяч в ногах крайнего защитника, половина команды отрезана от него, поскольку он не может пасовать на другого крайнего защитника или расположенного впереди вингера, и поскольку он сам находится у боковой линии, у него мало места для маневров, и таким образом, существует риск потери мяча, если на него окажут прессинг. В этом была огромная проблема Шпор на протяжении всей первой половины сезона, когда противники были в состоянии эффективно отрезать часть вариантов передач у Шпор, а Почеттино, казалось, редко требовал от Мэйсона или Бенталеба опуститься назад между центральными защитниками, когда те владели мячом, что высвобождало бы пространство для последних для передвижения или паса.
Проигрыш Суонси, возможно, был несправедливым итогом в той ситуации, поскольку “лебеди” были способны доминировать как во владении мячом, так и по созданным моментам, однако Льорис пребывал в шикарной форме, да и остальные Шпоры сохраняли таковую достаточно долгое время, поэтому и смогли использовать свою ново-обретенную под руководством тренера физическую подготовленность и смастерить поздний гол в ворота Суонси. Это был уже второй раз за последние недели, когда на исходе времени Эриксен соорудил победный для Шпор удар (после недавних 2-1 на выезде против “тигров”), а результаты удвоенных тренировочных занятий Почеттино и августовская работа в плане фитнеса игроков начали доказывать свою продуктивность для команды.
Предыдущий материал: Тактический обзор и анализ сезона. Игра против «Суонси Сити»
Автор: Люк Болл-Бёрджес
Перевод: Spurs_fan, Cannongun
Читайте и другие статьи на нашем сайте SpursArmy.com