6 мин.

Tigres

Лоренцо Замбрано, патрон Тигрес не имел своего реактивного самолета. Поэтому в свой последний путь он отправился на арендованом Airbus 330 стоимость которого обошлась в 600 000 долларов.

Цементный король был похоронен на следующий день в Монтерее, и на похоронах присутствовал президент Мексики Энрике Пенья Ньето. Миллионер входивший в список Forbes - Замбрано, вечно финансировавший правительство - умер от инфаркта 12 мая 2014 года в Мадриде, и его отсутствие всем нам резало сердце в этот памятный вечер первого финала Копа Либертадорес против Ривера.

Дальновидец, новатор и филантроп...

В некрологе, напомнили также, что он отдавал (возможножно ли такое?) в Университет Нуэво-Леон (UANL) 50% от прибыли, что позволило компании Cemex приобрести команду Тигрес, в 1996 году, и превратить ее в гранда Северной Мексики.

Мечты сбываются, но ...

Замбрано, успешный предприниматель, который во время правления президента Карлоса Салинаса де Гортари вывел Cemex из кризиса и вошел в триумвират цементных королей мира (43.000 сотрудников в 50 странах), никогда не добился того, чтобы Тигрес стал прибыльной командой, это во первых. 

И, во вторых, Команда из Монтеррея, будучи самоймощной в стране, только теперь после его смерти может подарить Мексике первый Кубок Либертадорес.

Эпизоды первого финала, закончившегося со счетом 0-0

 Лирическое отступление...Про Кошек...

Первой спортивной командой Университета был клуб по американскому футболу с прозвищем «Cachorros» («Котята»). В 1947 году «Качоррос» обыграли принципиального соперника, «Чёрных Котов» (Black Cats), до того непобедимого, и один из журналистов издания «El Norte» написал, что в этом матче «котята» скорее походили на тигров. Прозвище прижилось. С тех пор все профессиональные команды университета, в том числе появившаяся 7 марта 1960 года команда по футболу, носят прозвище «Тигрес» («Тигры»).

 Идем дальше....

Херардо Корнехо, член общественной ассоциации Tigres Plus, утверждает, однако, что Тигрес зарабатывают деньги. Потому как

Ибо... Играють на заполенном стадионе, и продавая дорогие билеты, Liga MX является второй из наиболее могущественных в Америке, после Бразилии.

Тигры, подарившие нам замечательный полуфинал Копы Либертадорес в матче против бразильского Интера, потратил около 38 миллионов евро, прикупив модного французского бомбардира Андре Пьера Жиньяка (André-Pierre Gignac), нигерийца Уче Укечукву и мексиканцев Юргена Дама и Хавьера Акино, которым надобно платить 7 млн. евро заработной платы. 

Корнехо сделал ревизию балансов и опубликовал это все в 2013 году, в газете День, что, мол, Тигры скрывают доходы, потому как ведут двойной учет. "Как и все мексиканские клубы".

Теперь по ходу коснемся специфики Мексиканского чемпа...

В отличие от Аргентины, где клубы - гражданские ассоциации, мексиканские клубы - франшизы. И в отличие от Англии, где многие клубы принадлежат зарубежным магнатам, мексиканские являются собственностью месных мощных корпораций. Уникальный случай - эти компании имеют до трех клубов в одной и той же Лиге. Некоторые, кроме того, принадлежат компании, которая имеет TV права на чемпионат. Другие компании связанны с азартными играми. 

 В Лиге MX произошла революциюя в 2012 году с появлением магната Карлоса Слима, второго по богатству человека в мире, имеющего более 77 миллиардов долларов.

Слим приобрел клубы Пачука и Леон, а также Эстудьянтес де Гвадалахара. В декабре 2013 года, Слим (Группа Grupo Carso-Grupo Pachuca) выиграл "войну магнатов" у Эмилио Аскараги Жана (Гендиректора Televisa), когда "Леон" выиграл финал Апертуры у "Америки".

Также он ганес поражение "дьюаполии" (это типа монополии но там заправляют две компании) Televisa- TV Azteca, потому что Клуб "Леон" Слима продал свои права по ТВ компании Fox Sports и финал транслировался в знак оплаты. Слим праздновал победу год спустя. Леон был коронован на второе Чемпионство учинив избиение Пачуке.

Помимо медиовойн, в мексиканском футболе проиходят другие интересные вещи...

Некоторые клубы, если верить юстиции, используются, чтобы отмыть деньги от торговли наркотиками, как Керетаро, где недавно играл был Роналдиньо.

 "Футбол дает видимость престижа, и каждая победа,- сказал Мексиканский социолог Фернандо Сегура Трехо - это также победа одной экономической группы над другой".

Тигрес - это Cemex. Это Монтеррей, второй самый богатый город и промышленный центр Мексики. "Тот, кто идет на Монтеррей - трус" - изрек Самбрано, в августе 2010 года. То были трудные времена, насилия наркобаронов. 

Год спустя, группировка Los Zetas спровоцировала гибель 52 душ Казино Рояль, умерших от удушья при пожаре в центре торговли и развлечений, которые, якобы, отказывался платить  Еженедельный взнос вымогателям.

Самбрано поддерживал противоречивую стратегию "antinarco" тогдашнего президента Фелипе Кальдерона.

Патрон Cemex всегда поддерживал в президенты кого то от PRI и PAN, а не кандидатов, более левых сил, скажем Мануэля Лопеса Обрадора, который включил его в число 30 предпринимателей, которые составляют "мафию власти". 

"Тигрес" и "Монтеррей", это что-то вроде Каналий (Росарио Сентраль) и Прокаженных (Ньюэлс) в Аргентине, дву "заклятых врагов", поклонники которых парализуют города каждый раз, когда играют "Классико Севера".

Инчаду "Тигров" называют "Los Incomparables" - Несравненные.  И среди них я бы отметил Ла Барру "Lokos y Libres" Бешенные и Свободные, они любят петь песенку "Soy de Tigres, soy de Tigres" - "Я Тигр, я Тигр". 

Кроме компании Cemex, которая в 2014 году оказалась в центре одного из крупнейших налоговых скандалов  в Испании, Самбрано входил в совет директоров Televisa, Femsa ( розлив "Кока-Колы" в Монтеррее), IBM, Citigroup и Daimler и был президент (15 лет) Монтеррейского Технологического Университета, одного из крупнейших частных университетов Латинской Америки. 

Такой же влиятельный, как Эмилио Aскарага Жан, владелец Televisa, шестой миллионер из Мексики, или, как Slim, который имеет более чем 180 предприятий, а его коллекция произведений искусства оценивается 800 миллионов долларов США, или Рикардо Салинас Плиего, TV Azteca, "сегунда фортуна" Мексики.

Вспомним также братьев Карлоса и Хесуса Лопес Чаргой (владельцев "Чьяпас" и "Пуэбла", соответственно) и других предпринимателей, которые обогатились на медио войнах, как Хорхе Хэнк Инсунза (Шолос и Дорадос), Хорхе Вергара (Чивас де Гвадалахара) и Карлос Ahumada (бывший владелец Льва и Святых, известный в Аргентине). 

Некоторые из магнатов, чьи клубы - франшизы покупают и продают игроков, как в отеле Канкун, традиционном "рынке ног", как называют этот своего рода draft, который критики называют формой "современного рабства", например Омар Поркайо.

Раз в год собирается также Ассамблея Владельцев Футбольных клубов. Собственников, чье благосостояние выросло в пять раз за последние 18 лет. Но футбольная ассоциация им сообщает, что, начиная с 2018 года, они (владельцы) не могут иметь более одного клуба. Собрание Собственников собирается на 6-м этаже Мексиканской Федерации Футбола. В зале имени Йозефа Блаттера..

 Foto: Ilustración: Domenech