10 мин.

Олег Романцев: «Не люблю, когда «Спартак» проигрывает или вничью играет, для меня это катастрофа»

Сборная России по-прежнему остаётся без главного тренера. Различных слухов и разговоров вокруг персоны нового наставника нашей национальной команды по традиции ходит великое множество. А между тем ровно 21 год назад у её руля встал Олег Романцев, с первого же раза выведший её на континентальное первенство. С именем этого выдающегося специалиста связаны наибольшие успехи российского футбола 90-х. Поэтому корреспондент EF Дмитрий Вавилов просто не мог не поинтересоваться у самого мэтра отечественного тренерского цеха его взглядом на события, происходящие сегодня в нашей сборной. Не остался без внимания и родной для Олега Ивановича «Спартак», с которым у него связаны определённые надежды в стартовавшем сезоне.

– Олег Иванович, в этот день ровно 21 год назад в вашей жизни произошло одно очень важное событие. Не припомните, какое?

– Если честно, нет.

– 28 июля 1994 года вы впервые возглавили сборную России.

– (Улыбается). Не помню. Да я вообще на даты как-то не очень памятлив. Я даже не очень помню, как это стало возможным. В моей жизни столько разных событий было, что так сразу всё не упомнишь. Тем более я два раза возглавлял сборную.

– Наверное, когда вы в первый раз встали у руля сборной, волнение было сумасшедшее?

– Почему в первый раз? Всегда, когда принимаешь ответственность за такую команду, волнение перед каждой игрой и перед каждой тренировкой на протяжении всего периода работы присутствовало.

– Когда говорят, что работа в клубе и работа в сборной – две разные профессии, это действительно так?

– Скорее всего, это правильно. Но не в моём случае. Почему? Потому что у меня практически вся сборная состояла из спартаковцев, и мы даже жили на базе «Спартака». То есть одни и те же люди были на тренировке сборной и на тренировке «Спартака». Просто меняли форму «Спартака» на форму сборной, и происходило всё то же самое. У меня и обслуживающий персонал был спартаковский. Так что, мне нельзя сравнивать работу тренера, у которого собраны игроки семи-восьми или даже десяти клубов, с наставником, у которого была практически одна и та же команда.

– Однако для вас это была, вероятно, огромная нагрузка. Как вы всё успевали?

– Повторю, что мне повезло, что практически вся сборная состояла из спартаковцев. Если начинала тренироваться сборная, то в «Спартаке» почти никого не оставалось. Когда же тренировался «Спартак», то сборная была у меня на глазах, можно так сказать.

– Помните тот отборочный цикл перед чемпионатом Европы в Англии?

– Конечно. Игры, которые мы провели, практически все помню. А что конкретно вас интересует?

– Сейчас в это невозможно поверить, но тогда сборная России в отборочном турнире не потерпела ни одного поражения. Если рассказать об этом нынешним болельщикам, многие наверняка удивятся.

– Ну почему? Всё нормально. Если сейчас расскажешь болельщикам, что «Спартак» в Лиге чемпионов выиграл на групповом этапе шесть матчей из шести, вот в это, наверное, действительно трудно поверить (улыбается).

– В настоящий момент у сборной России нет главного тренера. Но с большой долей вероятности её возглавит специалист, который прежде никогда не работал с национальной командой. Насколько это тяжело, на ваш взгляд?

– Главное, что придёт футбольный человек. Надеюсь, что это будет русскоязычный, российский тренер. На мой взгляд, ему будет работать легче, чем иностранцу, который будет ходить с десятком переводчиков, с помощниками, которые тоже по-русски не говорят. Поэтому российскому специалисту будет пусть и не намного, но полегче. Во всяком случае я ему пожелаю удачи!

– Если для вас проблема совместительства не стояла остро в силу того, о чём вы сказали, то сейчас всё идёт к тому, что нынешний главный тренер сборной России не будет освобождён от работы в клубе. Вы за или против такого варианта?

– Даже не знаю. Если костяк сборной будет состоять из футболистов того клуба, тренер которого будет совмещать, то, наверное, это будет неплохо. А если тренер будет совмещать, а у него всего один или два человека будут в сборной, то, скорее всего, ему будет тяжело. В таком случае он может завалить и ту, и другую команду.

– Уже практически никто не скрывает, что главным претендентом на вакантную должность главного тренера сборной России является Леонид Слуцкий. С вашей точки зрения, кандидатура Леонида Викторовича в сложившейся ситуации оптимальная?

– Я думаю, да. Всё-таки человек в тренинге находится, если можно так сказать, всё время работает с командой, всё время на поле, на тактических занятиях. И если его кандидатура будет утверждена, я буду рад этому.

– Вы за длительный контракт, или, чтобы не повторилась история с Фабио Капелло, надо идти поэтапно – дать тренеру доработать до конца текущего отборочного турнира ЕВРО-2016, а уже потом, если сборная России поедет во Францию, принимать решение в зависимости от результатов?

– Пяти- или десятилетний контракт заключать, конечно, не надо. На мой взгляд, необязательно выиграть чемпионат Европы. Просто надо смотреть, как сборная играет, насколько она перспективна, насколько правильна будет работа этого тренера, на взгляд руководителей и общественности. Исходя из этого и надо будет принимать решение о продлении контракта. Я думаю, правильно будет дать сыграть чемпионат Европы. А я всё-таки надеюсь, что наши туда выйдут. Но если даже не выйдут, то это будет не вина Слуцкого или кого-то там ещё. Потому что потерять такие очки, как с Молдавией и с Австрией дома, это, конечно, катастрофа сумасшедшая! Поэтому, моё мнение, надо посмотреть, какова перспектива этой сборной, и, если тренер на правильном пути, то надо заключать с ним контракт дальше.

– Сегодня ЦСКА под руководством Леонида Слуцкого предстоит провести важнейший квалификационный матч Лиги чемпионов против «Спарты». Планируете ли посмотреть эту игру?

– Обязательно. Я уже рекламы насмотрелся, по первой программе показывают. Мне очень нравится, что наконец-то матчи начали показывать по Первому каналу, а не только по НТВ. Всё-таки когда на одной программе все футболы, это не очень правильно, по-моему. А команда у Леонида Викторовича хорошая, и она должна достойно сегодня выступить.

– В отличие от ЦСКА, матчи «Спартака» в первых семи турах стартовавшего чемпионата РФПЛ болельщики на общедоступных каналах не увидят. У вас вообще укладывается в голове, как можно не показывать игры самого популярного и титулованного клуба страны, в том числе и встречу с «армейцами»?

– Это просто ужасно! Потому что мы-то с вами всё равно посмотрим, кто на футбол пойдёт, кто увидит по тарелке или по интернету, если там покажут. Но есть же люди, которые не имеют такой возможности. Вот для них это катастрофа, для них это самая настоящая беда. Знаете, мы так можем отбить своих болельщиков, которые по всему миру болеют за нашу команду.

– Вы мне как-то говорили, что у вас нет НТВ-плюс. Правильно ли я понимаю, что первые два матча «Спартака» с «Уфой» и «Краснодаром» вы тоже не видели?

– Да есть у меня это всё! (смеётся). Это так уж я сказал не для красного словца, а для тех людей, которые принимают такие решения и не показывают нашу команду по общедоступным программам.

– Какое впечатление на вас произвела «народная команда» в первых играх сезона?

– Команда перспективная. Во всяком случае надежда на этот сезон у меня очень хорошая. Не стопроцентная, но есть надежда!

– Как в этом сезоне изменится ваша роль в попечительском совете «Спартака»?

– Пока я не знаю. Но если что-то от меня нужно, я готов всё сделать, что угодно. Однако пока никто от меня ничего не просит. Я просто как зицпредседатель мистер Фунт буду членом этого попечительского совета. Но пока никто ни за чем не обращается и никому ничего не нужно. Хотя ничего в этом страшного нет. По-моему, в данный момент неплохо и без меня справляются. И я даже не знаю, чем я могу помочь.

– Дмитрий Аленичев говорил, что он на связи и с вами, и с Георгием Ярцевым…

– На связи, конечно. У меня его телефон есть, а у него мой.

– Но пока практических советов с вашей стороны ещё не было?

– А разве они сейчас нужны? По-моему, они сейчас не нужны. Самое главное достоинство попечительского совета, на мой взгляд, не вмешиваться на данном этапе пока идёт притирка, притруска, приварка, можно сказать (смеётся). Это довольно длительный процесс. Ведь взять такую команду и такую ответственность – конечно, у этих моих ребят ни секунды времени нет. Сейчас важно им не мешать, пусть они своё мнение выработают, свою тактику и стратегию. А потом, возможно, они и обратятся за каким-то советом.

– После тяжелейшей игры с «Уфой», в которой все ждали от «Спартака» только победы на своём поле, наверное, и тренерскому штабу, и команде психологически пришлось очень непросто. Может быть, именно здесь и нужно было как-то помочь, успокоить?

– Я думаю, что через это всё надо пройти. Иначе не будет никакого роста. Вот как раз через такие сложности и надо пройти этому молодому тренерскому трио. Я тоже через это проходил, и это только закаляло меня.

– Вы как-то рассказывали, что в 1989 году, когда вы только приняли «Спартак», Николай Петрович Старостин заметил, что надо во что бы то ни стало обыграть в первом матче «Жальгирис», иначе партбилеты отберут. Насколько важно для нынешнего тренерского штаба красно-белых успешно пройти стартовый отрезок сезона?

– Во-первых, Николай Петрович обладал уникальным чувством юмора. Думаю, что всё это было сказано не серьёзно, а с улыбкой. Во-вторых, времена были другие. Всё-таки тогда времена были более жёсткие, и отвечать за свои действия нужно было моментально. А у этих ребят есть контракты, им дано большее право на ошибку, чем у меня с Николаем Петровичем.

– Какая задача была поставлена перед вами в первом же сезоне во главе «Спартака»?

– Надо было выступить не хуже, чем в предыдущем сезоне. «Спартак» занял в 1988 году только четвёртое место, впервые за долгое время не попав в призёры.

– Сейчас ситуация отчасти схожая, и перед командой не ставится чемпионская задача. Многие болельщики недоумевают: как это так, «Спартак» не борется за победу в чемпионате страны?

– По-моему, это очень жаль. Для того, чтобы занять место даже в тройке, нужно ставить задачу амбициозную – быть чемпионами. Тогда команда как минимум будет в призёрах, а, может быть, и чемпионом станет. А если ставить задачу войти в десятку, то тогда можно и вылететь. Так что, задачу самую-самую амбициозную нужно ставить всегда. Потому что это «Спартак»!

– Помимо Дмитрия Аленичева и его помощников, в «Спартак» на должность пресс-атташе вернулся Леонид Трахтенберг. Помнится, когда он раньше работал в клубе, то часто приглашал вас на игры команды в ложу прессы. Вправе ли мы надеяться, что теперь вы будете чаще бывать на домашних матчах красно-белых?

– Сейчас у меня немножко лучше ситуация, потому что у меня есть постоянный пропуск в VIP-ложу, где сидят уважаемые люди, футболисты, ветераны. Так что, посмотрим. А с Леонидом Фёдоровичем мы созваниваемся. Даже когда он работал в «Ростове», мы минимум раз в месяц с ним созванивались. Мы как были, так и остались с ним большими друзьями. Поэтому в этом сезоне, скорее всего, буду почаще приходить на стадион. Но всё будет зависеть от того, как «Спартак» играть будет. Я – банальный болельщик. Если «Спартак» будет хорошо играть, то, конечно, я буду рваться на трибуны. А если что-то будет не так… Я не люблю, когда «Спартак» проигрывает или даже вничью играет. Просто для меня это катастрофа, и я могу прямо на стадионе заболеть (смеётся).

Источник