Путешествие на край ночи. Куда катится российский футбол
Завтра и для меня было где-то далеко, в таком завтра было немного смысла. Для всех нас важно прожить лишний час теперь: в мире, где все свелось к убийству, лишний час — это уже феномен.
Это цитата великого французского писателя Луи-Фердинанда Селина из романа "Путешествие на край ночи". Край ночи в этой книге был метафорой достижения человеком пика его деградации и разложения.
Все, что происходит в российском футболе последнее время - это грустное и ужасающее путешествие на край ночи.
***
Я начал активно увлекаться футболом с 2003 года. Тогда мне было 8 лет. Я не застал Чемпионат Мира-2002 и перевернутые обезумевшей толпой горящие машины на Манежке. Не застал победу Спартака над Арсеналом в Лужниках и первое чемпионство Локомотива. Российский футбол для меня начинался с 10 места Спартака, серебра питерского Зенита, что было сенсацией, и крика Вадима Евсеева в Уэльсе. Сборная попала на Евро. Локомотив обыгрывал Интер со счетом 3-0 в Лиге Чемпионов. В Зените, Спартаке и ЦСКА росли перспективные ребята вроде Аршавина, Павлюченко и Жиркова.
Это мои первые воспоминания о том, что называлось российским футболом. Я не удивлялся разодранным газонам, поле на стадионе Локомотив и вовсе казалось эталоном для картинки телевизионной трансляции - что уже хорошо. Сборная России попала на Евро-2004 в группу смерти - с Португалией, Испанией и Грецией, из которой не вышла. Несколько месяцев спустя проиграла в отборочной группе этой самой Португалии 1-7. Потом не вышла на Чемпионат Мира-2006, все расстроились. Важные люди в РФС решили, что сборной нужен иностранный тренер. В тот год, в мае 2005, ЦСКА выиграл Кубок УЕФА.
Пришел Хиддинк, сборная стала играть симпатично. В октябре 2007 мы обыграли Англию. На следующий день в газетах написали, что 20 минут в Лужниках были лучшими в истории российского футбола. Российский футбол начинал расти, но над ним все еще продолжали шутить. Через год российский футбол достигнет пика, и шутить над ним перестанут. Случится победа Зенита в Кубке УЕФА, бронза сборной на Евро-2008 с феерической победой над Голландией, победа Зенита в Суперкубке УЕФА - будет обыгран Манчестер Юнайтед.
Я отчетливо помню тот момент, когда на моих глазах нечто комичное и донное стало чем-то другим. Это нечто словно поместили в другую обложку. Это было после 2008. Нечто называлось российским футболом. Когда прошло время после многочисленных триумфов, мы оглянулись назад и осознали, что живем в другой стране. Это время, когда на матч Россия-Азербайджан в Лужники приходило более 40 тысяч зрителей. А сборная России в Германии играла на равных с Германией. Я больше не смотрел на нее, как на что-то карликовое. Эта была другая сборная - главный ее успех в масштабе пяти лет больше не был голом Вадима Евсеева в Уэльсе. Эта была сборная, которая ютилась в десятке рейтинга сборных ФИФА. А Аршавин, Павлюченко и Жирков, те самые - из далекого 2003 года, сегодня для нас были звездами. И играли они не в Зените, который сенсационно занял второе место в Чемпионате России, не в Спартаке, который попал в десятку, и даже не в ЦСКА, который стал чемпионом. Они играли в лучшей лиге мира, в не самых последних командах - Арсенале, Тоттенхэме и Челси.
То было время, когда Россия получила то, о чем так долго мечтала. Любимый вид спорта российских болельщиков наконец-то ответил им взаимностью. Нам не было стыдно за нашу сборную, за наши клубы, за наших футболистов. Нам не было стыдно за российский футбол. Мы гордо смотрели в будущее, и наши радостные глаза были полны веры в то, что все это - лишь начало великого путешествия. Это путешествие сулило нам большие успехи. Мы сладко засыпали, вспоминая то, что уже было, и мечтая о том, что еще будет.
***
Не знаю, когда это началось. Может, с Марибора. Может, позже. Над российским футболом снова стали шутить. Сначала - с опаской, потом смелее. Шутки снова были актуальны. Мы не попали на Чемпионат Мира-2010, Хиддинка уволили. Тогда мы думали, что рядовой тренер, однажды прогремевший на огромную страну с успехом, всего лишь исчерпал себя в конкретной команде. У конкретной команды еще было будущее. Сейчас мы с горечью вспоминаем Гуса. Нет, дело не в том, что он великий тренер. Его было, за что уволить, и все такое. Но нам все равно грустно. Грустно от того, что он стал для нас символом ушедшего счастья. Этот человек своим уходом словно забрал у нас ту новую Россию, которой все мы гордились.
И эта новая Россия, в футбольном, конечно, плане, иллюзорно возвращалась на несколько мгновений. Возвращалась она на первый матч Евро-2012, когда мы громили чехов - самых сильных соперников по группе, со счетом 4-1. Там были стареющие, но все еще играющие Аршавин, Павлюченко и Жирков. На наших глазах в российском футболе рождалась новая звезда - Алан Дзагоев. Он должен был стать новым Аршавиным, Павлюченко и Жирковым. А на месте Гуса Хиддинка теперь был Дик Адвокат. Еще один кусочек той счастливой России. Ведь это он выиграл с Зенитом Кубок УЕФА в 2008.
На следующее утро после победы над чехами английская, немецкая и испанская пресса вспоминали Россию 2008 года, сравнивая ее с нынешней. По мнению прессы, нынешняя была сильнее. Мы снова радовались тому, что нам дарит эта команда. Бывшая девушка, с которой мы когда-то расстались, а теперь снова сошлись, и попытались построить свое старое-новое счастье.
На Евро-2012 мы не вышли из группы. И стало как-то грустно. Наверное, дело в тренере, подумали мы, и пригласили Фабио Капелло. И Фабио Капелло пришел и обыграл нам Португалию с Криштиану Роналду, которой мы когда-то проигрывали 1-7. Обыграл он Израиль в двух матчах с общим счетом 7-0, тот Израиль, с которым когда-то не мог справиться Гус Хиддинк. Мы снова поверили в новую Россию. Чуть с опаской, но поверили.
И нашу веру вдребезги разбил Чемпионат Мира в Бразилии. Разбила Бельгия, забившая нам победный гол на 88 минуте. Тогда мы вдруг вспомнили, что весь состав этой самой Бельгии играет в топ-клубах. Тогда мы вспомнили о том, что наши игроки не котируются за рубежом. Вспомнили, что российские клубы изредка выходят в плей-офф Лиги Чемпионов, и это считается диким успехом. Мы вспомнили, что, даже обыгрывая Португалию, дон Фабио играл в ужасно незрелищный футбол. Мы все это вспомнили, и нам снова стало очень грустно.
Из этой грусти мы не вышли и по сей день. Мы уныло играли вничью с Молдавией в отборе к Евро-2016, дважды проигрывали Австрии. И на фоне всего этого в РПЛ случился самый говенный сезон за последние лет 10. Не хочу сейчас все перечислять. Просто посмотрите вот это, и вы все поймете. Мы уволили Фабио Капелло, пытаясь скинуть с себя его унылую серость. А меж тем, он проиграл со сборной лишь 5 игр из 33. Из 10 игр в 8,5 случаях команда не проигрывала, а в 5,5 - побеждала. Он - второй тренер этой сборной в истории. Но мы всего этого не видели.
Мы куда-то бежали, изменяя лимит и ругая изменения лимита. Мы снова втемяшили себе идею о том, что сборной нужен отечественный тренер. Эта идея жила 9 лет. Мы словно истерически пытались что-то менять, все дальше и дальше сбегая от самих себя. Впереди был Чемпионат Мира в России. Шансов попасть на ближейшее Евро было очень мало. Все мы готовились к Чемпионату Мира, пытаясь здесь и сейчас создать призрачную надежду на успех. Но люди, призванием которых было создавать эту самую надежду, с завидным упрямством эту надежду убивали.
А в это время юниорская сборная в который раз рвала всех на юношеском Евро. Мы смотрели на этих ребят, и говорили что-то о нашем будущем. Нам очень хотелось в них верить. Но где-то на краю подсознания была навязчивая мысль о том, что юношеское Евро - это и есть их пик. Пик, которого когда-то достиг российский футбол. За этим пиком стояла пропасть. Так было уже много раз. За ним стояло путешествие на край ночи.
***
Завтра и для меня было где-то далеко, в таком завтра было немного смысла. Для всех нас важно прожить лишний час теперь: в мире, где все свелось к убийству, лишний час — это уже феномен.
Представь, что ты - Кокорин. Почему сборная России - такая, какая есть
Герой умер, да здравствует герой! Почему отставка Фабио Капелло ничего не изменит
Любимый образ русского человека. Что стало с портретом Андрея Аршавина
Раз прокнуло, но и болельшики, и, что самое страшное, большинство футболистов решили, что теперь так будет всегда, причем, само по себе... А с чего? И в этом смысле Шава в Варшаве был как никогда прав. Наша проблема - в изначально завышенных ожиданиях. Мы не радуемся маленьким победам, но при этом и поражения стали катастрофой... А зря. Надо как в 2008 - ничего толком не ждать, а радоваться, если получится.
Их не интересует сам футбол, их интересуют должности, которые они занимают. Чтобы удержаться на этих должностях они вынуждены совершать определенные действия, угодные тем, кто стоит еще выше.
Так "близкий" к футболу человек Миллер очень просто решил все дискуссии о лимите.
Он сам-то, вроде, ничего и не принимал. Просто заявление сделал, какая тут ответственность. Это все исполком РФС.
В любом случае, всегда можно свалить все на тренера или на отсутствие мотивации у игроков.
Если мы провалимся на ЧМ-2018, так и будет.
Если ЧМ-2018 пройдет для нас удачно - ну допустим, мы вылетим в 1/8 от будущих чемпионов, люди "сверху" спокойно вздохнут - это же, вроде как, "достойно", люди снизу тоже - их не уволят, и все продолжится в том же духе.
Будет и хорошее.
Будет!
И даже раньше, чем мы предполагаем....К СЧАСТЬЮ: законы природы устроены так, что они всё равно возобладают, даже если --- как сейчас --- мы всеми фибрами души будем будем утверждать, что наш футбол давно ... "бутсы откинул"
Есть подозрение, что еще с начала 30-х, когда наш футбол стал вещью в себе.
Тогда это оформилось окончательно.