8 мин.

Каким Англия должна запомнить Робина ван Перси

Вадим Лукомский подводит итоги английской карьеры форварда, который олицетворяет современную АПЛ.

Однажды гадалка предсказала Бобу ван Перси, что у него будет три ребенка – сперва родится две дочери, а потом сын. Совсем неповеривший предсказанию Боб оборвал ее фразой: «Вот когда все это исполнится, вернусь узнать остальное». В августе 1983-го, через две недели после того, как у Лили и Кики появился брат Робин, Боб снова пришел к гадалке, которая на этот раз напророчила его сыну проблемы с успеваемостью в школе и недюжинный спортивный талант. «Он станет звездой футбола, будет очень богатым и знаменитым», – уверяла она. На этот раз Боб не сомневался в ее словах, и в начале 90-х, когда ван Перси-младший только начинал бить по мячу, он не стеснялся пересказывать эту байку друзьям и соседям (среди которых оказался будущий журналист Лео Верхол, который и донес забавную историю до широкой публики).

Пожалуй, прогноз оказался даже точнее, чем кажется на первый взгляд: Робин стал не просто богатой и знаменитой футбольной звездой, он стал архетипичным футболистом АПЛ. Во многом он олицетворяет современные футбольные ценности, в которых личные амбиции выше командных, а переход в стан заклятого врага – стандартное средство достижения цели.

Более того, трансфер ван Перси из «Арсенала» в «МЮ» хорошо вписывается в устоявшуюся нынче в лиге моду на готовность переплачивать за мгновенный результат (к слову, наверное, самый яркий и удачный пример использования этой концепции). А взлет и падение ван Перси отлично подчеркивают такую особенность современного футбола, как сиюминутность любых оценок. Однажды ему хватило всего полтора года для перехода из статуса «талантливого, но стеклянного» в ранг «звезды мирового уровня». Сейчас же его также стремительно списали со счетов как слишком старого и негодного для «Юнайтед», несмотря на то, что всего год назад он в качестве капитана и лидера Голландии завоевал бронзу ЧМ, а его клубная статистика даже после ухода Фергюсона остается на хорошем уровне.

На символизме, его оценках, осуждениях и восхвалениях, строится большинство текстов, провожающих ван Перси. Это абсолютно нормально, вот только картина в большинстве случаев слишком неполная. Наследие ван Перси намного шире ярлыка «предателя» или «выгодной инвестиции в юбилейное чемпионство». Карьера ван Перси не только олицетворяет практически все особенности нашей футбольной эпохи, но и является превосходным пособием по выживанию в ней. Он редчайший пример игрока, который учился на каждой ошибке, следовательно, постоянно эволюционировал как на поле, так и за его пределами.

Ван Перси начинал свой путь как типичная восходящая звезда: отказом от предоставляемого спонсорами «Фейеноорда» автомобиля в пользу покупки спортивного Мерседеса и открытым конфликтом с ветеранами команды Пьером ван Хойдонком и Паулом Босвелтом и тренером Бертом ван Марвейком. Но в «Арсенал» пришел совершенно другой игрок. «О ван Перси много говорили, что он трудная личность, что он совсем не слушает опытных игроков и тому подобное, но на деле он оказался отличным примером игрока, который в правильное время решился на правильный переход. Он освоился в команде с кучей больших игроков, с первого же дня проявляя уважение к ним и слушая их советы. Думаю, это сильно ему помогло», – рассказал Деннис Бергкамп.

По словам самого Робина, именно Деннис вдохновил его на самосовершенствование: «Однажды я со стороны наблюдал за его тренировкой. Он участвовал в упражнении на точность паса. За 45-минутную тренировку он не отдал ни одного плохого паса. Он не сделал ни одной ошибки, достиг 100-процентного максимального результата. Это было прекрасно. Это было подобно искусству. В некотором смысле это предоставило мне ответы, которые я давно искал. Драйв и концентрация Бергкампа открыли мне глаза. В тот момент я осознал, какой долгий путь мне предстоит пройти, если я хочу достичь этого уровня. С тех пор я выкладывался на все 100% в каждом тренировочном упражнении. Потому что хотел быть как Бергкамп».

«Если я чем-то занимаюсь, то я всегда хочу погрузиться в это и сконцентрироваться на все 100%», – рассказал Робин в интервью голландскому журналу Voetbal International в 2010-м. Эта черта характера присуща ему с самого детства: например, в 12 лет он увлекся тренировкой более молодых ребят из академии «Эксельсиора». Он занимался этим лишь забавы ради, но, говорят, был фанатично погружен в процесс. Точно так же фанатично он погрузился в процесс самосовершенствования в «Арсенале».

Похожая поворотная точка была у ван Перси и в личной жизни. В июне 2005-го он был арестован и провел несколько недель в тюрьме по подозрению в изнасиловании. На деле против него сыграла неудачная шутка: проведя ночь со стриптизершей, ван Перси решил спрятать от нее одежду, чем сильно ее разозлил. Суд постановил его невиновность, жена его простила, но точка невозврата была пройдена. До этого момента он вел разгульный образ жизни, после – полностью преобразился. Настолько, что, рассказывая о Робине The Guardian, один хорошо знакомый с ним репортер использовал фразу «по-хорошему скучный – для него теперь существует лишь 3 вещи в следующем порядке важности: семья, футбол, настольный теннис».

Теперь обрести стабильность и полноценный звездный статус ван Перси мешали лишь постоянные травмы, но и с ними он справился. «Было непросто, но каждое повреждение давало мне много ответов. Я очень многое узнал о своем теле и том, насколько важно правильно питаться», – признавался он в 2009-м. Более того, так называемая «восстановительная комната» стала неотъемлемой частью его домов в Лондоне и Манчестере. Как следствие, голландцу удалось два сезона подряд проводить по 38 матчей (2011/12 и 2012/13) – весомое достижение, учитывая, что полевых игроков с таким показателем каждый сезон оказывается менее 10.

Но больше всего меня впечатляет тактическая эволюция ван Перси, ибо в конечном итоге он мастерски освоил две (если не более) диаметрально противоположные роли. «В начале карьеры я полагал, что определенно недостаточно хорош для того, чтобы играть десятку и что даже левый вингер из меня весьма средний», – признавался Робин.

Вдохновляясь Бергкампом, он эволюционировал в качественного оттянутого нападающего, но совсем не остановился на этом. В 2009-м Арсен Венгер сказал: «Он не спринтер как Тьерри Анри, но в то же время не полная копия Денниса Бергкапма, так как играет выше. Ван Перси может быть одновременно лучшим распасовщиком и лучшим бомбардиром лиги». Продолжив развиваться в этом направлении, Робин достиг пика в сезоне 2011/12. С 30 мячами став лучшим голеадором АПЛ и отдав 10 ассистов. Он также вошел в тройку самых креативных игроков лиги с 11 передачами вразрез, за которыми следовал пас или гол.

Именно этого ван Перси великий итальянский тренер Арриго Сакки назвал «самым разносторонним нападающим в мире». Юрген Клопп дал ему схожую характеристику, указав, что «едва ли можно отыскать еще одного игрока, который способен приносить пользу, оттягиваясь в полузащиту, и при этом несет такую угрозу в штрафной соперника». Роль, которую исполнял ван Перси в тот момент, можно было назвать «ложной девяткой» – и превосходил голландца в ней, пожалуй, лишь Лео Месси.

После перехода в «Юнайтед» ван Перси быстро и успешно эволюционировал в классическую девятку. Он больше не помогал полузащитникам в былой степени, практически не отдавал рискованных передач (всего 1 передача вразрез за сезон) и строил игру вокруг умных открываний. Его интерпретация данной роли удостоилась похвалы Гари Невилла: «Все, что делает ван Перси на футбольном поле, что-то значит. Он никогда не передвигается бессмысленно».

Не меньше новым ван Перси наслаждался и сэр Алекс Фергюсон, признавшийся в автобиографии: «Нам потребовалось некоторое время, чтобы познать, насколько хорош Робин ван Перси. Качество его открываний не сразу распознали даже наши умнейшие игроки. Даже Пол Сколуз и Майкл Каррик, лучшие распасовщики, с которыми мне когда-либо доводилось работать, не всегда поспевали за его движением. Сперва у нас была дурная привычка излишней игры в пас в центре поля: игроки просто передавали друг другу мяч, дабы лучше его прочувствовать. Но постепенно мы поняли, насколько здорово ван Перси может открываться под передачи из глубины. До того, как мы это осознали, мы не использовали волшебную мобильность и чутье Робина в полной мере».

За последний сезон Фергюсона обновленный ван Перси отметился 26 мячами в премьер-лиге, снова став лучшим бомбардиром. И, пожалуй, именно эти качества помогли сохранить ему достойные показатели (12 голов в 18 стартах и 10 голов в 25) даже после того, как уровень игры команды и его личный резко упали.

Сын художницы и скульптора, ван Перси однажды признался: «Когда я смотрю на футбольное поле, я вижу полотно. Я не посвятил себя традиционному искусству, но мне нравится думать, что я творю через спорт. Думаю, я всегда стремлюсь к максимуму, и этот вызов захватывает меня».

В каком-то смысле карьера ван Перси – произведение искусства. Он никогда не плыл по течению и вылепил ее сам, постепенно подстроив каждый из аспектов карьеры и жизни под достижение максимума на футбольном поле. Слегка испоганенная пороками своего времени работа ван Перси не тянет на шедевр, но ее будет не стыдно и определенно полезно сохранить для будущих поколений.

Фото: globallookpress.com/Imago/BPI; Gettyimages.ru/Clive Mason, Dean Mouhtaropoulos; globallookpress.com/Marc Atkins/Offside