7 мин.

Не женская территория: гендерная революция в русском футболе

В современной России сложилась достаточно противоречивая ситуация касательно положения женщин в обществе: с одной стороны все слышали про эмансипацию женщин, равноправие и успехи феминизма в борьбе за это равноправие; с другой – у значительной части страны (при этом – не только у мужской) преобладают довольно патрирхальные, шовинистические взгляды, подразумевающие, среди прочего, использование многочисленных стереотипов, клише и штампов по отношению к женскому полу. Одним из таких штампов является органическая несовместимость женщин и футбола. Футбол в России воспринимается как исключительно мужская территория, вход на которую для женщины дозволен только в определенной «безопасной» роли – чирлидерши, модели для футбольного календаря или боди-арта, или сезонной, от крупного турнира до крупного турнира, наблюдательницы. Появление дамы, занявшей более серьезную роль в мире футбола, будь то роль функционера, журналиста или активной болельщицы у многих любителей футбола вызывает в лучшем случае снисхождение и пренебрежение, а в худшем случае – агрессию.

Но, надо отметить, что повод для того чтобы испытать негативные ощущения, футбольным болельщикам предоставляется довольно редко: наш футбол чертовски беден на ярких, нетривиальных женщин-журналистов, на разумных, профессиональных женщин-функционеров. Но особенно он беден на болельщиц, которые не спешат прильнуть своими внимательными глазами к телетрансляциям матчей, не вышагивают стройными ногами на стадионы и не разбавляют своим присутствием пропитанные тестостероном мужские футбольные сборища.

 Но оставим женщин-функционеров и журналисток – думаю, что их небольшая численность проблема иного рода, проблема подготовки таких специалистов и внедрения их в футбольную эко-систему. А отношение к ним и в некоторых топовых европейских чемпионатах бывает довольно настороженным (например, патриархальное английское футбольное телевидение или сложности, с которыми сталкивалась вице-президент Вэст Хэма Каррен Брэйди). В свою очередь небольшая численность женщин-болельщиц – проблема куда более футбольная и общественная, которая так или иначе касается каждого из нас.

Но, прежде всего выясним, из-за чего сложилась данная ситуация? Думаю, имеет место совокупность причин, каждая из которых нанесла разящий удар по количеству женского пола на трибунах и у телеэкранов. Среди наиболее примечательных выделим:

  • Отсутствие культуры футбольного боления у женщин. Ключевая проблема. У мужчин увлечение футболом прививается с детства, передается от дедов и отцов к сыновьям, выращивается и выпестовывается в многочисленных дворах, на пыльных футбольных площадках, за просмотром ночных трансляций матчей мирового первенства и за вырезанием скупой информации из газетных заметок. Присутствие этой культуры, заставляет миллионы мужчин по всей стране следить за российским футболом. Также отсутствие этой культуры не позволит миллионам женщин отойти от стереотипа «22-х бегающих по полю потных мужиков» и задаться вопросом – а что это за штука такая, футбол? Может, все-таки увлекательная игра, которая окажется интересной и для меня?

  • Обстановка на стадионе. Посещение футбольного матча - важная часть жизни болельщика. И, конечно, для многих болельщиков увлечение футболом началось именно с помещения стадиона. Но что может увидеть нейтральная дама, из любопытства заглянувшая на футбольный матч? Толкучка и давка на входе и выходе со стадиона, полчища агрессивных, орущих матерные кричалки и бессмертное «Русские вперед» фанатов, потасовки до, после и во время матчей, нездоровый интерес со стороны болельщиков, не привыкших к присутствию женщин на трибуне - все это не только затрудняет комфортный просмотр матча, но и бьет по имиджу российского футбола, формируя в сознании потенциальных болельщиц образ футбола как примитивного, плохо организованного развлечения для маргинализированной публики.

  • Произвол со стороны представителей правопорядка. Еще не стерся из памяти унизительный досмотр болельщиц Спартака в Казани. Не секрет, что далеко не все противозаконные действия представителей правопорядка становятся достоянием общественности и объектом судебного разбирательства. Сколько еще подобных случаев не получили публичную огласку? Бывает это часто или нет – это дело десятое. Одного такого случая, ставшего известным общественности, достаточно для того чтобы отпугнуть множество нейтральных к футболу дам, подумывающих о том, чтобы посетить стадион.

  • Матчи РФПЛ не являются качественным развлечением. Современный мир переполнен разнообразными развлечениями, что заставляет его обитателей испытывать дефицит времени и неизменно выбирать из потока предложений что-то одно. Театр или футбольный матч? Книга или футбольный матч? Фильм или футбольный матч? Вероятнее всего, большинство женщин в едином порыве солидарности выбрали бы первый вариант. Можно искренне возмущаться такому положению вещей, но читатели, не будь вы влюблены в футбол давно и надолго, как бы вы сами ответили на эти вопросы?

Взглянув на список легко заметить, что отсутствие женщин-болельщиц – не столько самостоятельная проблема, сколько следствие ряда других проблем, прочно укоренившихся как в российском футболе, так и в обществе.

Не исключено, что некоторые причины могут показаться надуманными, высосанными из пальца. В таком случае, ответьте сами для себя на вопросы: Отпустили бы вы свою жену или дочь на футбол, живи вы где-нибудь в Перми или в Нальчике? Отправились бы вы на матчи РФПЛ, живя не в провинции, где набор развлечений довольно ограничен, а в Москве? Глядя на посещаемость московских команд, легко предположить, как москвичи ответили на последний вопрос. С другой стороны, если бы обозначенных выше проблем не существовало, какими были бы ответы на эти вопросы? Рискну предположить, что положительными. Таким образом, женщины выполняют роль своеобразного "индикатора качества" футбола как развлечения - чем меньше в футболе проблем, тем больше представительниц прекрасного пола могут им увлечься. Но только ли роль «индикатора» отведена женщинам в российском футболе? Есть ли другое практическое применение потенциальным футбольным болельщицам?

Привлечение в ряды футбольных болельщиков многомиллионной армии женщин выглядит чрезвычайно выгодным с экономической точки зрения и может предоставить дополнительную возможность заработать как клубам, так и лиге. Ведь взгляните. Женщина-болельщик – это такой же болельщик, как и мужчина. Она будет покупать билеты на стадион, трансляции матчей, клубную атрибутику. Матери будут приходить с детьми, а те, приучаясь с детства к футболу, вскоре сами встанут в болельщицкие ряды, и будут приносить звонкую монету в казну клуба. Таким образом, рынок сбыта своей продукции для клубов расширится. А теперь взгляните под другим углом. Женщина-болельшик – это не такой же болельщик. Она остается женщиной и сохраняет свои «женские» интересы даже на время матчей. И ей может быть интересно не пиво, а пароварка. Не «Сеалекс», а новый фитнес-центр. Женщины, которые смотрят футбол – это новая целевая аудитория для рекламодателей. А новая реклама во время телетрансляции матча, а также реклама на баннерах непосредственно на стадионе – все это создает дополнительные возможности заработать для футбольной лиги.

Перспектива массовой миграции в женщин в футбол выглядит привлекательной с экономической, организационной и эстетической точки зрения, но все равно может кого-то настораживать. Неудивительно – непривычные, странные изменения пугают неискушенный мозг, заставляют возмущаться, протестовать, охранять свою «мужскую территорию» до последнего вздоха. Но проходит время, ты привыкаешь и забываешь о том, что когда-то было по-другому. Взгляните на развитие индустрии косметики – еще 50 лет назад использование средств по уходу за собой было прерогативой исключительно женщин.  За достаточно короткий срок косметические фирмы расшили свою целевую аудиторию, превратив использование косметики мужчинами в заурядный бытовой процесс, не вызывающий ни удивление, ни вопросов. Почему бы российскому футболу не пройти такой «косметический» путь? Ведь на этой тропинке нам даже не надо будет быть первооткрывателями. Давайте взглянем на европейские лиги, в которых качественный футбольный продукт успешно соседствует с большим количеством женщин-болельщиц. Случайно ли это? Как мы выяснили сегодня – нет.

Конечно, появление женщин-болельщиц не станет сиюминутным событием, которое произошло просто потому, что мы так захотели. Этот процесс представляется мне кропотливым трудом по разрушению засевших в головах людей стереотипов, по ликвидации проблем российского футбола и созданию условий, делающих футбол привлекательным. Как изменится футбол, чтобы стать привлекательнее для болельщиц?  Женщины – чуткая, требовательная, притязательная  группа потребителей, которая массово появится на трибунах только в том случае, если футбол станет увлекательным, комфортным, безопасным развлечением. Будем ли мы против таких изменений?

В завершении я обращусь к самим женщинам, волею случая оказавшимся моими читательницами. Представим, что все обозначенные выше проблемы решены и условия созданы. Что может привлечь вас в пронизанном тестостероном брутальном мужском спорте? Красивые прически? Фигуры и лица футболистов? Мода и богатство? Хочется думать, что для многих женщин футбол может стать захватывающим, ярким, волнующим увлечением. Таким, как он давно стал для нас, и каким мы его с удовольствием разделим с вами.