10 мин.

Традиция длинною в жизнь. Легендарные «десятки» Ювентуса

В футболе цифры играют определенную роль, а футболки с определенными номерами хранят в себе традиции, передаваемые из поколения в поколение не одно десятилетие. В Реале и МЮ славится «7». В Ювентусе таким числом является «десятка», которую носили лучшие из лучших. Номер, который нельзя посрамить и нужно заслужить.

Джампьеро Бониперти - уникальный итальянский игрок и человек. Наверное именно он стоит у истоков зарождения традиции «легендарной десятки».  Еще юнцом он мечтал сыграть за Юве хотя бы один раз. В итоге на его счету более 460-ти матчей в черно-белой футболке.

Синьор Джампьеро связал свою жизнь с клубом навеки. 15 лет в черно-белой футболке сменились  19-ю на посту президента. 5 «скудетти» на поле и 9 в кресле руководителя, а так же все возможные европейские кубки.  Больший вклад в команду не сделал никто.

Как и Джанни Аньелли, Бониперти всегда питал страсть к Ювентусу. Оба были едины в своих стремлениях. Общая цель - вознести Ювентус на самую высшую ступень европейского футбола и закрепиться там.  Мечта и цель осуществилась, как доказательство важное историческое событие: 12 июля 1988 года президент УЕФА Жак Жорж вручил итальянцу мемориальную серебряную доску, подтверждающую, что Ювентус - первый клуб, которому удалось выиграть все возможные европейские трофеи.

Лучше всего Бониперти характеризуют его собственные слова о «старой синьоре»: «Для Ювентуса победа не просто важна, это единственное, что имеет значение». С годами смысл этих слов стал девизом команды. Ее компасом в мире большого футбола. И пока этому курсу следует клуб - он на верном пути.

И по сей день в сердце старенького синьора Джампьеро горит пламя огромной любви к клубу. На открытии стадиона почетный президент и легенда появился в компании Алессандро Дель Пьеро и дал напутствие своему самому великому преемнику: «Продолжай этот путь, это великая цель. Твоя задача объяснить молодым одноклубникам, что значит носить футболку Ювентуса, что такое жажда победы».

 «Le Roy». Серый кардинал Италии Джанни Аньелли приложил не мало усилий, чтобы Платини оказался именно в Ювентусе. Но надо сказать, что и сам футболист предпочитал именно «старую синьору» мадридскому Реалу и Арсеналу из Лондона. Причина - итальянские корни гения.

Приходу Платини были не рады некоторые игроки «бьянконери». Причиной стал другой игрок туринцев -  Лиам Брейди, который на тот момент уже два года носил черно-белую футболку. Ирландский полузащитник провел за клуб 76 матчей и в раздевалке считался одним из тех, кто создает дружелюбную атмосферу в команде. Однако, приход  француза вынуждал клуб расстаться с легионером из-за правил, которые тогда действовали в УЕФА.

Зная это, Мишель повел себя очень корректно и скромно, с первых дней в новом клубе «Ле Рой» начал демонстрировать свой профессионализм не только на поле, но и в раздевалке. Так игрок завоевал доверие партнеров.

«Платини был лидером, но никогда не зазнавался. Он был лучшим, но никогда не считал себя примадонной», - Марко Тарделли

Не нужно ходить далеко, легче посмотреть на Месси и Барселону. В 80-е года прошлого века был свой Лео и своя «Барса». Ювентус выигрывал все - стал чемпион всего. Платини трижды получил золотой мяч.

Конкурентом француза был сам Диего Армандо, но если на уровне сборных аргентинец превзошел атакующего полузащитника Юве, выиграв чемпионат мира (Платини со сборной Франции завоевал бронзу ЧМ 1986),  то на клубном уровне сделать это было не возможно. В отличии от Марадоны, который любил подержать мяч, Мишель играл исключительно в командный футбол. Потрясающее чувство мяча и видение поля позволяли ему делать точные передачи на партнеров. Игра в одно касание - еще один козырь француза.

«Платини и Марадона - лучшие игроки того времени. Если бы они играли сейчас, то забивали бы еще больше. Чемпионат Италии 80-х годов - это жесткая и тактическая игра. Лучшие защитники играли на Аппенинах. Месси хорош, но Марадона будет посильнее него, как и Платини. И дело тут не в количестве золотых мячей », - Марко Тарделли.

Ювентус, с Джованни Трапаттони на тренерском мостике, Джампьеро Бониперти у руля и под патронажем Джанни Аньели выиграл все, но главным творцом побед был конечно же Мишель Платини, который снова напомнил важность наличия в команде великого 10-ого номера.

Тот вечер в Пасадене помнят многие, да что там, даже дети, которые тогда не интересовались футболом, как я, пересматривали финальный матч ЧМ 1994. Бразилия - Италия. Лучший финал из возможных. Великие игроки. Напряженная игра. После матчевые пенальти. Итог - драма Баджо. Роберто достойно пережил тот день, правда чтобы прийти в себя ему потребовался не один год.  

После ухода Платини, а вместе с ним и всей плеяды игроков - чемпионов мира 1982, Ювентус на некоторое время уступил свои позиции Милану. Клуб находился в поисках, и в итоге остановился на кандидатуре Роберто Баджо. Игрок Фиорентины демонстрировал превосходную игру, по праву считался одним из лидеров сборной.

Баджо, как и его предшественники Бониперти и Платини - сразу получил майку с 10-ым номером. Именно на него возлагались главные надежды руководство Ювентуса, президентом которого на тот момент стал Витторио Ди Кьюзано, сменивший на посту синьора Джампьеро.

Роберто очень быстро покорил туринскую публику. Баджо не был похож на других нападающих. Он, как и положено гению, играл в футбол на ином, более высоком уровне. «Хвостик» начинал атаки, отдавал передачи и сам забивал. Все, что он творил на поле давалось ему с внешней легкостью. Он будто парил с мячом, не замечая соперника.

Как и Мишель Платини, итальянец в составе Ювентуса получил золотой мяч и помог клубу выиграть столь важный в те скудные на трофеи годы кубок УЕФА.

Баджо для Ювентуса сделал больше, чем клуб для него. Липпи по каким-то лишь ему известным причинам предпочел «Хвостику» очень талантливого, но еще совсем «зеленого» Дель Пьеро. В итоге Роберто был продан в Милан, а лучшие и самые счастливые годы провел уже в Брешии.

Не только Ювентус обязан Роберто, но и вся Италия, ведь именно Баджо помогал юному Андреа Пирло стать тем, кем «Маэстро» является сейчас. Играя за один клуб,  «Хвостик» всегда находил время для общения с молодым полузащитником, помогая лучше освоиться в мире большого футбола. Его уроки были не напрасны.

Роберто - один из тех игроков, чем уровень профессионализма и личные человеческие качества находятся на одинаково высоком уровне. Будучи выдающимся неординарным игроком, Баджо - образец поведения за пределами поля. Итальянец всегда отличался скромностью, добротой и честностью, а все сложные моменты карьеры преодолел с высоко поднятой головой. Все это делает его по истине выдающимся футболистом своего времени и футбола в целом.

Бернардино ди Бетто ди Бьяджо считался одним из самых талантливых художников своего времени. Джанни Аньелли, по видимому, высоко оценивал работы мастера, что нарек именем живописца Дель Пьеро. Так Алессандро стал «Pinturicchio».

Алекс - единственный из всех присутствующих в посте футболистов, который право носить десятый номер не получил, переходя в клуб, а заслужил своей игрой.

Перейдя из Падовы в 1993, Дель Пьеро получил всего лишь 16 номер, который обычно достается защитникам, либо игрокам полузащиты. Но и это редкость. На моей памяти Фабьен Бартез - вратарь сборной Франции, играл под этим номером на победном чемпионате мира в 1998.

19 лет в команде. Всего года не хватило до празднования круглой почетной даты. Причины ухода вторичны, потому что Алекс успел за отведенное ему время в команде абсолютно все, и даже больше:

— Преемник Баджо и современник Зидана. Липпи возлагал на юного итальянца особые надежды. По сути, он был ему как отец, хотя более уместно будет назвать дона Марчелло наставником.

Дель Пьеро не подвел Липпи ни разу, оправдал все возлагаемые на него надежды. Лишь тяжелейшая травма в ноябре 1998 года в матче против Удинезе чуть ли не поставила крест на карьере нападающего и очень надолго вывела игрока из строя. Прогноз неутешительный - перелом. Восстанавливался долго. Приступил к тренировкам практически через год, но вернулся другим. И Дона Марчелло уже не было в Ювентусе.

— Алекс нашел в себе силы. Но его ждал новый экзамен. После Евро 2000, как и Баджо в 1994, «Pinturicchio» пришлось выдержать шквал критики  за неиспользованные моменты в финале турнира. Италия тот матч в итоге проиграла.

— Судьба 10-ки Ювентуса тесно переплелась с судьбой Липпи. Второй приход алленаторе на тренерский мостик «старой синьоры» ознаменовал новый период в жизни футболиста. Дель Пьеро заиграл вновь. Уже более зрело и хладнокровно, может менее эффектно, но зато более эффективно. Два чемпионских титула в Италии и финал Лиги чемпионов - это во многом заслуга Алессандро.

— Может Капелло действительно не так хорош, как многие считали? Милан дона Фабио был великолепен. Однако его Ювентус провалился в Европе, хоть и выиграл два «скудетти» к ряду.

У нынешнего тренера сборной России Дель Пьеро не был основным нападающим. Тренер предпочитал более габаритных Трезеге и Ибрагимовича. Но Алексу было все равно - он делал свою работу на отлично, даже выходя на замену. В итоге за два сезона, «Pinturicchio» забил больше, чем Златан - 27 против 23, проведя на поле в два раза меньше времени.

Апогеем величия стал триумф Италии, в победе которой есть и заслуга капитана Юве.

— «Настоящий джентльмен никогда не оставит свою синьору», - эти слова Дель Пьеро сказал, оставшись с клубом в серии B. Поступок, которым можно гордится, на который способен только истинный лидер и «10». За капитаном вслед пошли Буффон, Недвед, Трезеге и Каморанези.

— Годы после «Кальчополи» не были простыми для «бьянконери». Но даже в такой ситуации Алессандро смог превзойти ожидания, став лучшим бомбардиром серии A.

Его голы на «Бернабеу» стали украшением Лиги чемпионов. В тот день Алессандро аплодировал весь стадион в Мадриде.

— Дель Пьеро ушел на мажорной ноте. Да что там, Алекс ушел триумфально. Заслуженное и долгожданное «Скудетто». Важнейший гол в ворота Лацио в самый нужный, переломный момент матча.

Награждение чемпионов на новом стадионе. Море слез и признательные лица болельщиков.  Трогательная улыбка «Pinturicchio», жест приветствия и поклон в знак благодарности всем, кто поддерживал Ювентус и капитана все эти годы. Разве можно мечтать о лучшем?

За Дель Пьеро хотели навечно закрепить футболку с №10, на что капитан сказал: «Номер должен остаться в обороте. Будущие игроки должны получить шанс носить «10» на спине, как этот шанс получил когда-то я сам».

Андреа Аньелли нашел преемника. Карлос Тевес по своим характеристикам как никто иной подходил на эту роль. К тому же груз ответственности сделал из бывшего капризного нападающего и хулигана истинного чемпиона и мужчину.

Тевес подарил болельщикам и клубу два чудесных года, гармонично вписавшись в коллектив. Игрок сражался за клуб в каждой игре, но принял решение уехать заканчивать карьеру на Родину - в Аргентину. И это решение нужно уважать.

Рекорд Бониперти по количеству голов за клуб держался практически 50 лет, пока его не побил Алессандро. «Дорогой Дель Пьеро, ты не дал нам и пяти минут в игре против «Лечче»: вышел и сразу забил. Хорошая работа! Ты догнал меня на отметке в 178 голов в серии А в футболке «Ювентуса», и, уверен, не остановишься на достигнутом. Я не лжец и прямо скажу, что я немного расстроен. Однако тот факт, что это был именно ты — парень, которого я знаю с юношеских лет, и то, что именно я привел тебя в «Ювентус», доставляет мне удовольствие».

Преемственность поколений, традиция длинною в жизнь - единственное, что приходит на ум, анализируя футбольные и человеческие поступки «легендарных десяток». А что может быть важнее для большого клуба, чем уважение и почитание традиций?  Только их продолжение.

Ювентус опять остался без 10-ого номера. А история показывает, как важен тот, кто не побоится взять на себя груз ответственности и величие всех тех, кто носил эту майку до него. Человек, который вновь наденет легендарную футболку должен быть достоин ее, и он обязательно будет.