8 мин.

Нияз Акбаров: Как попасть в «Рубин»? У нас открытая академия!

Возможно, тема доклада Акбарова для уха рядового болельщика звучит слишком сухо: «Концепция развития, принципы построения и организации учебно-тренировочного процесса Центра подготовки молодых футболистов ФК «Рубин». На самом же деле докладчик будет говорить коллегам о насущных проблемах нашего футбола.  Некоторые из них, а также и пути их решения Нияз Ильдусович затронул и в этом интервью, рассказав, в числе прочего и о том, как Набиуллин выполнил часть тренерской работы и почему сборной России нужен именно отечественный тренер.

«Мы защитили наших детей контрактами»

Цитата: «С возвращением Нияза Акбарова в клубной школе качество работы улучшилось, прогресс очевиден. Я видел, как казанские юниоры выступали недавно на зимнем первенстве Москвы. Да, им немножко не повезло с местом, но это интересная команда с интересными футболистами. Акбаров просто больше адаптирован к работе с нашими ребятами. Я не раз общался с Данильянцем, там, кроме разговоров и мыльных пузырей, ничего не было. Все просто витали в облаках. Нияз Ильдусович же более приземленный тренер, который знает, как и с кем работать. Конечно, можно рассказывать про методики, писать фломастерами, рисовать про то, что было в Австрии и Германии, но работать надо здесь и сейчас. Акбаров в «Рубине» это делает».

Менеджер молодежной и юношеских сборных России Дмитрий Поляцкин (3 апреля 2015 года)

– Куратор юношеских и молодежной сборных России Дмитрий Поляцкин весьма категорично высказался о том, что изменилось в академии «Рубина» с приходом Акбарова. Я не прошу вас оценивать работу вашего предшественника Ивана Данильянца. Спрошу лишь о том, в чем вы видите свой прогресс на должности руководителя Центра подготовки молодых футболистов и чем уже можете гордиться?

– Спасибо Дмитрию за теплые слова! Может быть, отвечу заимствованной фразой, но я считаю, что главная роль любого руководителя – не мешать сотрудникам.  Я не говорю, что мы все дружим семьями, но именно сейчас в тренерском штабе академии «Рубина» подобрались единомышленники, которые хотят видеть плоды своей работы.

– Значит, нет такого, что руководитель ЦПМФ может не знать в лицо кого-нибудь из тренеров?

– Конечно же, нет! Темы, касающиеся развития академии, мы обсуждаем все вместе. «Я сказал и так будет!» – такой подход у нас не практикуется. Да, я, как руководитель, имею право принять решение самостоятельно или наложить вето. Но, тем не менее, я обсуждаю с тренерами все, что касается тренировочного процесса, и, может быть, в меньшей степени – что касается организационных решений. И нам наконец-то удалось навести порядок. Мы защитили наших детей контрактами. И сейчас все наши воспитанники спокойно занимаются, а их родители не дергаются по поводу их будущего трудоустройства.

– То есть теперь шанс увидеть талантливого парня из Казани в Перми без выплаты достойной компенсации сведен к минимуму? 

– Мы ведем работу с родителями, начиная с первых дней обучения ребенка в академии. Объясняем, что клуб, вкладывая в их ребенка деньги и душу, имеет право хотя бы на уважение. И если им поступают предложения о переходе, то мы должны об этом узнавать именно от них. И такой подход себя оправдывает. Многие школы уже не хотят отдавать детей в Москву, желая сотрудничать с  «Рубином». Они видят атмосферу, отношение к детям, условия для тренировок и самое главное – результат нашей  работы. Результат – это не медали, победы, кубки, а подготовка игроков для главной и молодежной команды. Так, из команды 1997 года рождения 90 процентов ребят в итоге перешли в дубль –  это и есть наша главная цель и плод нашей работы!

– Раньше было не так?

– Раньше это был искусственный процесс. На бумаге половину отправляли в дубль, половину в «Рубин-2». Через полгода эти дети растворялись, уходили в никуда. Сейчас этих мыльных пузырей нет.

 

«Мне не нравится, если тренер сборной не несет ответственности за результат»

 

– Кого-то из игроков 1997 года рождения, кроме Ильзата Ахметова, в этом сезоне мы и в основной команде можем увидеть?

– Надеюсь!  Вообще, есть очень много перспективных детей, которых, думаю, мы скоро увидим. Желание такое и у наших воспитанников, и у тренеров имеется. Так что главное – продолжать работать.

– А есть ли на подходе новые Набиуллины, которые в перспективе могли бы усилить национальную сборную на домашнем чемпионате мира?

– Здесь, прежде всего, важно доверие наставника. Ученик ПТУ в первый рабочий день тоже не сможет выточить сложную деталь на станке. Он должен попробовать десять, двадцать, сто раз, чтобы приблизиться по уровню к мастеру высокого разряда. Это вроде всем понятно! Так почему мы ждем от футболистов иного? Игрок, в котором разглядели перспективу и которому доверяют, обязательно вырастет, хотя в процессе обучения он, может, и будет ошибаться. Просто важно не зацикливаться на этих ошибках, а набираться опыта в игровых ситуациях.  И от матча к матчу уверенность будет приходить.

– Сейчас в стране модно ругать молодого защитника ЦСКА Чернова, который не очень убедительно смотрелся в матче с австрийцами. 

– В этом весь принцип нашей работы: доверять молодым, когда остальные их ругают.  Приведу последний  пример. В академии «Рубина» у нас занимается 15-летний футболист. Он долгое время не мог выполнить одно техническое действие – то ли боязнь мешала, то ли страх испытывал. Но мы продолжали это требовать от него, и когда он ошибался, мы его не ругали. И через полгода он все же смог выполнить правильно это действие, хотя и смазал концовку. В конце концов, можно было бы запретить ему, поскольку элемент просто не дается. Но мы, напротив, похвалили и просто внесли коррективы. Теперь он набирает уверенность от матча к матчу и знает, что тренер, если что, на его стороне.

– С точки зрения доверия игрокам и привлечения молодежи для вас, как руководителя ЦПМФ, есть разница, кто станет следующим тренером сборной России?

– Думаю, что руководителям РФС и тем, кто непосредственно работает там, во взрослом футболе, это виднее, чем мне, руководителю ЦПМФ «Рубин». Но я, конечно, хотел бы увидеть отечественного тренера. Объясню, почему:  как бы мы ни хотели, чтобы во главе сборной стоял именитый специалист, нельзя не учитывать национальные нотки, менталитет. Хотелось бы, чтобы у человека, который будет нести ответственность за результаты главной команды страны, были именно российские корни. А если тренер национальной сборной говорит, что не несет ответственности за результат в случае невыхода на чемпионат  Европы, меня это настораживает. Мне это, как человеку, который родился и вырос в нашей стране, просто не нравится. Возможно, кто-то и не считает меня Патриотом с большой буквы, но здесь мои родители, семья, друзья, и я так же, как и остальные, переживаю за свою страну. А иностранный специалист переживать не будет.

 

«Шанс мы предоставляем всем»

– Переживаем мы все и за «Рубин», который в итоге получил возможность выступить в предстоящем сезоне в Лиге Европы. Насколько важно осознавать подрастающему поколению футболистов тот факт, что европейский футбол снова возвращается в Казань?

–  Я думаю, это очень важно! Ведь сейчас дети будут смотреть на эти матчи совсем другими глазами, нежели раньше . Тогда они понимали, что в каком бы кубке «Рубин» ни играл – им везде дорога закрыта. А сейчас они видят: лестница, которая ведет из академии в молодежную и основную команды, открыта, и воспитанник, который еще два-три  года назад сам был одним из них, сейчас будет играть в еврокубках.  Это самый лучший пример того, что главная команда – вершина пирамиды. Пирамиды не на словах, а на деле.

– То есть, Набиуллин, по сути, сделал за вас часть работы, мотивируя воспитанников академии не останавливаться в развитии?

– Мотивировать должна каждодневная работа на тренировках, а Эльмир Набиуллин, является катализатором, как, впрочем, и  вся команда «Рубин», которая боролась за эту путевку до последнего тура и в итоге смогла добиться права играть в еврокубках.   

– Но прежде, чем каждый день пахать на тренировках, в академию «Рубина» надо еще попасть. Как это сделать?

– У нас абсолютно открытая академия! К нам на просмотр приезжало много молодых футболистов, и мы никому не отказали. Даже, если визуально, на первый взгляд, ребенок не соответствует по параметрам своим сверстникам, что уже занимаются у нас, шанс мы все равно предоставляем. Одно-два занятия такой потенциальный новичок проводит в общей группе академии.

– Надо где-то записаться перед приездом на просмотр?

– Мы не ведем специальную запись. Если мы говорим про детей старшего возраста, то приезжают либо по рекомендации, либо если мальчика заметили наши селекционеры. А после просмотровых тренировок мы определяем, соответствует ли кандидат уровню академии футбольного клуба «Рубин». В младших возрастных группах мы сами проводим селекцию, отбирая детишек. Но с малышами достаточно просто, потому что невозможно определить в 7-8 лет, вырастет из ребенка футболист или нет. Поэтому мы берем абсолютно всех. Конечно же, и у них есть селекционные отборочные мероприятия, но в более лояльной форме. Единственное, что нужно иметь на руках – медицинскую справку. И заполнить анкету на официальном сайте, после чего с вами обязательно свяжутся и договорятся о просмотре.

Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/38796 

Дата: 24.06.2015 г.  

Фото: Роман Хасаев, Егор Алеев, Руслан Ишмухаметов (все - sport.kazanfirst.ru), fc-rostov.ru