«Моя команда может потерять очки, но не желание побеждать». Каким Славен Билич вернулся в Англию
Кирилл Благов – о том, чего добился Славен Билич после неудачи в «Локомотиве».
Два года назад Славен Билич уезжал из России, оставив после себя насквозь прокуренный кабинет на базе в Баковке. Позади был сезон, к финишу которого его «Локомотив» прикатился девятым – хуже в чемпионатах России команда еще не выступала. Прошло несколько недель, и хорват начал все заново, подхватив «Бешикташ».
«Я футбольный маньяк, и мне не нужно было объяснять, что это за клуб, – вспоминает Билич. – Я посмотрел видео, еще раз обдумал услышанное во время переговоров и согласился. Хотя сначала сомневался. В первую очередь потому, что не знаю турецкого языка. Я не говорил на русском, когда приступил к работе в «Локомотиве», и это стало проблемой. Тренер должен уметь в любой момент донести свои мысли и понимать, что говорят вокруг. «Бешикташ» оказался интернациональным клубом, здесь можно спокойно общаться на трех языках – английском, немецком и испанском».
Биличу пришлось вдвое сократить штаб, который работал с ним в Москве. Среди тех, кто не добрался до Стамбула, был, например, бывший пресс-секретарь сборной Хорватии Давор Гавран, который в «Локомотиве» числился тренером-аналитиком.
Первые месяцы Билича в Стамбуле оказались такими же насыщенными, как аромат специй на местных рынках. «Бешикташ» преодолел квалификацию Лиги Европы, но тут же получил еврокубковый бан. Билич стартовал с четырех побед в чемпионате, но провалил матч с «Галатасараем» – 0:2, трансформировавшиеся затем в техническое поражение. Поведение болельщиков на дерби обернулось четырьмя домашними играми, на которые пускали только женщин и детей, поведение Билича – тремя матчами, на которые пускали только его ассистентов.
В интервью хорват повторял, что «Бешикташ» всегда должен бороться за чемпионство, но его игрокам пока не хватает опыта. Команде Билича удалось избежать затяжных расстройств, как это случилось с «Локомотивом», но возникла другая проблема: отсутствие результата в важных играх. Два очка в матчах со стамбульскими конкурентами, поражение от «Сивасспора» в момент преследования «Галатасарая» – и «Бешикташ» остался третьим.
«Бешикташ» при Биличе быстро прогрессировал, – рассказывает комментатор «НТВ-Плюс» Эльвин Керимов, поглощающий турецкий футбол вместо энергетиков. – Два года назад это была веселая команда без конкретных целей и задач. А уже в первом круге минувшего сезона «Бешикташ» играл в самый качественный футбол в стране. У «Бешикташа» Билича было свое лицо и четкий рисунок игры. Ни «Галатасарай», ни «Фенербахче», выезжавшие за счет своих звезд, даже близко не показывали такого уровня организации игры. Не верите – пересмотрите матчи «Бешикташа» против «Арсенала» и других английских команд, а потом посмотрите, как против «Арсенала» играл «Галатасарай».
В групповой турнир Лиги чемпионов тем не менее вышел «Арсенал». После лондонского матча Билич полчаса говорил с Арсеном Венгером.
«Он был впечатлен нашей командой, – вспоминал хорват. – Слышать слова восхищения от такого человека очень важно».
На протяжении двух турецких сезонов Биличу ассистировал Эдин Терзич – немец с хорватско-боснийскими корнями, бывший скаут и помощник тренера молодежной команды «Боруссии». Терзич рассказывал, что в какой-то момент «Бешикташ» стал напоминать ему Дортмунд.
«Мы точно не стремимся подражать им, – отреагировал Билич. – То есть мы не смотрим матчи «Боруссии», чтобы затем повторить увиденное. Мы просто стараемся играть в энергичный, агрессивный футбол, и появившаяся в нашей команде химия, помогает в достижении этой цели. После матча с «Арсеналом» мне позвонил Лука Модрич и сказал, что мы играли в тики-таку. В общем, мы не изобретаем что-то новое, а просто стараемся идти в ногу с современным футболом».
Другое наблюдение Терзича связано с тягой Билича к книгам великих тренеров: «Он старается использовать их опыт в своей работе».
«Священные кольца» Фила Джексона – одна из моих любимых книг, – говорил Билич в интервью 11 Freunde. – Среди прочего он рассказывает о важности визуализации в работе тренера. Например, мы играем против «Баварии». Перед матчем нужно приглушить свет в раздевалке, попросить игроков закрыть глаза и сосредоточиться на моем голосе. Я говорю: «Демба, послушай меня. Если мяч у Нойера, что ты должен делать? Смотри на Хаби Алонсо и постарайся сделать все, чтобы он не получил мяч. Видишь свободное пространство между ними? Постарайся его заполнить.
Методику визуализации практикует, например, Уэйн Руни. Накануне выездных матчей он спрашивает у кит-менеджера, в какой форме будет играть команда. Затем накрывает голову полотенцем и представляет себя на стадионе в этой форме. Он думает о сильных и слабых сторонах соперника, который будет ему противостоять, а также о том, как этим воспользоваться, чтобы забить гол. Очень увлекательно».
Две другие книги, рекомендованные Биличем: автобиография Алекса Фергюсона и The Score Takes Care of Itself Билла Уэлша – тренера, который трижды выигрывал Супербоул.
Винфрид Шефер – еще один тренер, который оказал влияние на хорвата. Сейчас он возится со сборной Ямайки, до этого трудился в Таиланде и Азербайджане, а в 90-х работал с «Карлсруэ», где играл Билич.
«Перед каждой игрой он вызывал меня и еще четырех игроков к себе в кабинет, – рассказывал Билич. – Винни спрашивал наше мнение о тактике на предстоящий матч. Разумеется, окончательное решение было за ним, но так он убивал сразу двух зайцев. Во-первых, он давал лидерам команды почувствовать, что их мнение имеет значение – это повышало ответственность. Во-вторых, он получал от нас внутреннюю информацию о команде. Есть хорватская пословица: «Человек и осел вместе знают больше, чем один человек». Это как раз тот случай».
«Билич создал в «Бешикташе» настоящую банду, – говорит Эльвин Керимов. – Он подошел «Бешикташу», а «Бешикташ» идеально подходил ему. Это была банда единомышленников. Что говорить, если Билич смог усмирить «уголовника» Торе, и тот, по мнению большинства, стал лучшим игроком сезона и ключевым игроком сборной. Сплав молодости и опыта – это про «Бешикташ». Опытные легионеры – Ба, Хатчинсон, Соса – играли в свое удовольствие, и Билич выстроил командную игру вокруг этой троицы. При нем огромного прогресса добились почти все игроки. Они любили Билича и умирали за него на поле, это факт. Билич оставил после себя команду будущего».
«Отношения с игроками – это соблюдение множества правил, – считает Билич. – Два из них имеют решающее значение. Во-первых, никогда не ври игрокам. Во-вторых, не разбрасывайся обещаниями. В этом футболисты очень похожи на женщин. Они слышат, что могут что-то получить, и игнорируют тот факт, что по каким-то причинам этого может не произойти. Я никогда не говорю своему игроку «Ты в хорошей форме, и в течение двух месяцев получишь шанс». Могут возникнуть объективные обстоятельства, и он этот шанс не получит. После этого игрок будет чувствовать, что я его предал».
Перед началом минувшего сезона «Бешикташ» приступил к строительству нового стадиона. «Иненю» закрыли, и команда была вынуждена принимать соперников на других стадионах. Первый круг чемпионата уместил в себя три поражения, два из которых «Бешикташ» потерпел в статусе хозяина – от «Фенербахче» (0:2) и «Галатасарая» (0:2). Вылет из Кубка Турции тоже случился в домашнем матче. Эти встречи команда провела на стамбульском Олимпийском стадионе. Кроме того, «Бешикташу» приходилось играть домашние матчи на стадионе Реджепа Эрдогана, а также на аренах в Конье и Анкаре.
«Мы были лишены преимущества, которое давала фантастическая поддержка наших болельщиков, – объяснял Билич в январе. – В основном мы играли на Олимпийском стадионе, который вмещает 80 тысяч человек. Но он находится за пределами города и труднодоступен из-за транспортных проблем. Кроме того, многие наши болельщики бойкотировали матчи – это был протест, обращенный к футбольной федерации, которая прежде неоднократно жестко их наказывала. В результате на последние матчи в среднем приходило три тысячи человек. Это катастрофа».
Атмосфера «Иненю» стала для Билича одним из главных впечатлений от работы в Турции: «Прежде я никогда не видел и не слышал ничего подобного. Если только на видео. Представляю, что будет твориться, когда «Бешикташ» начнет играть на новом стадионе». Спонсорские медиа-активности вокруг Билича и строящейся арены временами получались очень выразительными.
Билич отрастил бороду и стал походить на местного, его жизненные ценности оказались близки большинству фанатов «Бешикташа». Полыхающие эмоции органично дополняли образ, который стал активно эксплуатироваться на трибунах, в соцсетях, а затем и в глянце.
К весне Билич подошел со своей первой большой победой – на глазах 63 с лишним тысяч человек был завален «Ливерпуль». «Бешикташ» периодически забирался на первую строчку в лиге, но все растерял на финишной прямой.
«Все запомнят Билича харизматичным лидером и хорошим мотиватором, но он не выдающийся специалист в плане тактики, – считает редактор турецкого FourFourTwo Ахмет Явуз. – Сложилось впечатление, что у него просто не было плана Б. За время работы в «Бешикташе» Билич не убедил, что готов справляться с возникающими проблемами».
«Не стоит забывать, что «Бешикташ» начал сезон раньше остальных, в конце июля, а закончил его в Европе позже конкурентов, – говорит Эльвин Керимов. – 55 официальных матчей за сезон – рекорд клуба за всю его столетнюю историю. В конце сезона было видно, что игроки устали, функционально они так и не смогли выйти на былой уровень».
«Если бы все определяла тактика, любой подросток мог бы стать супер-тренером, – объяснял Билич. – Если сделать футбольную тактику школьным предметом, через десять лет у нас будет поколение, которое знает все о тактике. Но этого не достаточно для того, чтобы стать хорошим тренером. Хороший тренер – это сочетание знаний, опыта, характера, страсти и счастья».
«Бешикташ» дважды оставался третьим, проиграл шесть дерби из восьми, но болельщики не отворачивались от своего тренера. Билич презентовал, возможно, лучший «Бешикташ» со времен Мирчи Луческу и ловко объяснил, за что его полюбили в Стамбуле: «Моя команда может потерять очки, но не желание побеждать».
Англия должна это оценить.
При подготовке использованы материалы 11 Freunde, FourFourTwo и GQ. Фото: Gettyimages.ru/Ian Walton, 11 Freunde/Kerem Uzel, GQ /Emre Dogru