Как политика телекомпаний поощряет пиратство в интернете
Роман Дворянкин рассказывает, как Еврокомиссия борется за свободу цифрового рынка.
Думаю, многим из нас, особенно тем, кто симпатизирует иностранным футбольным клубам, знакома ситуация, когда условный НТВ+ не показывает матч в прямом эфире на своих каналах или сайте. Естественно, мы сразу начинаем искать «сопки» и прочие нелегальные способы посмотреть игру. Примерно с такой же ситуацией столкнулась несколько лет назад владелица небольшого английского паба Карен Мерфи. Английские вещатели регулярно не выбирали для прямого показа матчи, пользовавшиеся спросом у ее клиентов, и чтобы решить эту проблему, Карен решилась на нестандартный ход: купила тарелку и декодер греческого спутникового оператора, который эти матчи показывал и был сильно дешевле Sky Sports. Пакет греков стоил 800 фунтов в год, в то время как английский сигнал обходился в 700 фунтов в месяц.
Sky, естественно, был недоволен и оштрафовал предприимчивую женщину на 8000 фунтов за нарушение условий лицензионного соглашения. Дело дошло до суда, который встал на сторону телекомпании, однако Мерфи не сдалась и подала апелляцию в Европейский суд, который в конце 2011 года постановил, что условия лицензионных соглашений, ограничивающие пользователей в выборе вещателя, нарушают европейское законодательство. Это решение через несколько месяцев с рядом оговорок подтвердила и высшая английская судебная инстанция.
Эти события не особенно повлияли на условия контрактов, и все крупнейшие лиги мира продолжают включать в соглашения пункты о геоблокировке. Мобильное приложение SkyGo недоступно за пределами Великобритании, трансляцию с сайта НТВ+ нельзя посмотреть на пляже Хургады. Американские лиги в этом плане более либеральны, та же NBA продает трансляции онлайн без привязки к конкретному рынку.
Сложившуюся ситуацию 6 мая этого года поколебала публикация «Стратегии по созданию единого рынка цифровых услуг», за подготовку которой отвечала Еврокомиссия. Цель документа – снятие барьеров и ограничений внутри ЕС, создание единого рынка цифровых услуг и унификация правил и стандартов во всех 28 странах Евросоюза.
Грубо говоря, в идеале это должно привести к тому, что немец, отправляющийся на отдых в Испанию, может без проблем купить на сайте немецкого Sky трансляцию матча бундеслиги, а переехавший на ПМЖ в Великобританию польский водопроводчик сможет продолжать поддерживать любимую команду, установив дома родную тарелку и декодер. Кстати, в документе упоминаются и голливудские студии и телекомпании, которым предписано снять географические ограничения по дистрибуции фильмов и сериалов.
В марте вице-президент Еврокомиссии Андрус Ансип заявил, что борьба с геоблокировкой контента и выравнивание его стоимости для всего ЕС станут его приоритетом на ближайшие годы. Представленные в Европарламенте «пиратские» партии из разных стран в целом приветствовали этот шаг, однако тут же раскритиковали его за недостаточную степень либерализации.
Никаких вразумительных объяснений, почему геоблокировка – это хорошо, телекомпании представить не смогли. Были ссылки на то, что континентальные права убьют конкуренцию, приведут к росту цен, однако все прекрасно понимают, что это просто попытки защитить свой рынок. Понятно, что тот же Sky не очень хочет платить миллиарды фунтов за права на показ, например, АПЛ в Италии, которые через пару лет окажутся бесполезными, так как итальянцы смогут легально покупать более дешевые хорватские трансляции.
Две недели назад стало известно, что Еврокомиссия намеревается выдвинуть крупнейшим телекомпаниям и студиям формальные претензии, связанные с практикой геоблокировки и непрозрачным ценообразованием на цифровой контент в различных странах Евросоюза.
Думаю, это будет долгий и непростой процесс, однако сомнений в том, что Европа добьется своего, у меня нет. Несколько лет назад им удалось побороть компании сотовой связи и, по сути, отменить внутриевропейский роуминг, ставки комиссий по банковским картам тоже были приведены к единому уровню. Как это отразится на российских болельщиках – пока не очень понятно, но всем очевидно, что создавать удобную легальную альтернативу пиратским трансляциям нужно как можно скорее.
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Lloyd; globallookpress.com/Thierry Monasse/DPA; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts
Всем клевых сопок, пацаны!
а по сабжу - с удовольствием покупаю каждый год Gamecenter Live для NHL. 60 баксов в год - все матчи на всех устройствах. и приобрёл бы, даже не задумываясь, что-то, подобное для АПЛ, но не предлагают. pay-per-view тоже не особо развито, если только не у клубного ТВ покупать. всё делают для того, чтобы ТВ-компаниям больше и больше платили. а по сути - да, толкают пользователей к пиратскому контенту.
попробовал, кстати, пару раз pay-per-view у НТВ+ и КХЛ - даже вспоминать не хочу, чем это закончилось :)