8 мин.

Передай другому. Как спонсоры должны отреагировать на Катар-2022

1

«-Знаете, если бы вы не были агностиком, я бы попросила у вас пять шиллингов заплатить за черную крестную дочь.

-В вашей религии меня теперь ничем не удивишь.

-Это один миссионер-священник придумал. Вы посылаете каким-то монахиням в Африку пять шиллингов, и они крестят черненького ребеночка и дают ему ваше имя. У меня уже есть шесть черных Корделий. Мило, правда?», Ивлин Во, «Возвращение в Брайдсхед».

 

К 27 мая на аресты в офисах ФИФА (9 сотрудников, 5 должностных лиц) отреагировали 7 из 8 самых крупных спонсоров Чемпионата мира ФИФА.

Adidas: «Adidas международная организация со своим сводом этических правил. Следования правилам честной игры мы ждем от партнеров. Сегодня мы можем поощрить только действия направленные на прозрачность ФИФА».

McDonalds: «Компания McDonald’s уделяет огромное внимание вопросу коррупции в руководстве компаний. Сегодня мы находимся на связи с ФИФА и ждем разъяснений».

Bud: «…мы ожидаем от партнеров следования этическому стандарту и продолжаем находиться на связи с ФИФА».

Nike: «…мы верим в честный способ игры, мы продолжаем сотрудничать с ФИФА в любых вопросах».

Visa: «…если ФИФА не в состоянии следовать элементарным законам бизнеса – мы пересмотрим наше соглашение о партнерстве».

Coca Cola: «…мы ждем что ФИФА продолжит информировать нас о сложившейся ситуации; мы обеспокоены и обвинениями, и текущими обстоятельствами».

Hyunday: «…как компания, строящаяся на глубокой вере в уважение, этику и закон – мы обеспокоены ситуацией в ФИФА и продолжим внимательно следить за обстановкой».

По данным BuzzFeed, единственным крупным спонсором ФИФА, кто не сделал заявления до 29 мая, оставался российский «Газпром».

•••

Аналитик Bloomberg Эндрю Мартин: «Чемпионат мира – лакомый кусок. Не многие будут отворачиваться сразу (если вообще отвернутся), думаю, их лучшее решение – продолжать ждать и держать нос по ветру» («…ожидаем следования этическому стандарту», «продолжаем находиться на связи с ФИФА»). Как в случае с домашним насилием в НФЛ, когда в прошлом сентябре произошел инцидент с Рэем Райсом: спонсоры самой крупной американской лиги так же сделали заявления (некоторые даже угрозы), но от партнерства отказались только Radisson Hotel, и лишь в локальном соглашении с «Миннесотой». НФЛ никто бы не увез из США. В ситуации с Катаром-2022 решающий шаг за корпоративным миром (который по данным финансового отчета ФИФА вложил в ЧМ-2014 $413 миллионов). Не за выборами, где Блаттера поддерживает Ангола и административные округи, которые, мимо проплывая, открыл Кук – а big guns, по-честному, деньги останавливают деньги, корпоративный бомонд.

Да, я тоже смотрел «Майкл Клейтон» – допустим, и Ричарду Брэнсону (официальное заявление на сайте Virgin: «Есть ведь предел. Он (Зепп) должен отступиться – enough is enough»), и всем остальным плевать на то, что женщину в Катаре могут изнасиловать и она не пойдет в суд, т.к. в суде есть «Закон №22»; плевать как братьям Кох плевать на Deepwater Horizon.

Катар-2022 может остаться неосуществимым крестовым походом из-за того, что те, кто вливает в чемпионат до 400 миллионов, знают, что заработают больше, перевезя мундиаль (поэтому в лобби Baur au Lac Hotel до полиции Цюриха были американские журналисты, The Washington Post: «…чтобы соккер стал интересным — американцам потребовался скандал в $150 миллионов»). Перевезти и улучшить имидж, выпустив пресс-релиз, о котором 5 лет мечтают Deepwater Horizon («борьба против рабства, коррупции, борьба за права» — такое в текстах любит не только Брюс Спрингстин).

Телегиганты и крупные спонсоры направляют средства маркетинговым спортивным компаниям, которые передают их – судя из арестов – посредникам, которые передают их «неким официальным лицам», которые передают их организатором турнира, которые наделяют компании силой медийных прав:

Если крупные спонсоры откажутся от сотрудничества с ФИФА на время проведения чемпионата в Катаре – он станет Олимпиадой-36, если бы она с тем же антуражем проходила сейчас (за Джесси Оуэнса – первый футболист, который скажет, что в знак протеста не поедет в Катар). Поддержать Катар-2022, не поддержанный корпоративным миром, и зная об отчетах Human Rights Watch и International Trade Organization (который так и называется «Дело против Катара») – как надев чехол Ку-клукс-клана, взять плеть. С ультиматумом («или перевозите – или рекламируете местную газировку»), чемпионат в Катаре не состоится.

По данным International Trade Organization, за время подготовки к Чемпионату мира-2022 в Катаре уже погибло 1200 человек (рабочие-иммигранты), ITO прогнозирует, что за время подготовки (до 2022) погибнет 4000. Федра Аль Мажид, работавшая в 2010 в делегации по подаче заявки Катара уже дает показания о том, как «находилась в комнате, когда «катарский кабинет» платил делегации из Анголы $1,5 миллиона за голос». Аль Мажид была одним из первых информаторов расследования Майкла Гарсии, доклад которого ФИФА так и не опубликует. В интервью Джереми Шаапу из ESPN Аль-Мажид напомнит, что «нельзя считать злым только Катар».

-ФИФА создает условия, ФИФА знает о докладах ITO, они знают о законах Катара.

Делегация Анголы взяла деньги и ушла, «они даже не смотрят Чемпионат мира».

Шаап поехал в Катар в 2014, уже тогда — кто хотел — знал цифры, Блаттер превратился в футбольного Берлускони, когда его сыграл Тим Рот, Аль Мажид давала интервью в 2012, британцы в 2010 не понимали, как стране, где не нужно ничего строить могут не дать чемпионат.

Как в здравом уме можно дать Чемпионат мира стране, где под официальным запретом однополые связи («содомия», статья Поля Верлена, 19 век, Закон №22, 2006), где критик правительственного режима, поэт Мухаммед ибн аль Диб, получил 15 лет тюрьмы (за подстрекательство и стихи… эй! Здесь можно снимать биографию Оскара Уайльда!), где изнасилование не преступление (положение закона, №22, 2006: «супруга несет ответственность за подчинение (obey) мужу»), где условия иммигрантского труда (по законодательству отсутствие ID влечет арест, угроза которого переворачивается в шантаж) невыносимыми посчитал бы Соломон Нортап.

$1,5 миллиона за голос, речи Блаттера и партнерских СМИ про «футбол в каждый дом» — вот как. Knock, knock, Зепп – от спортивных соревнований отказывается Норвегия и Швейцария, а я бы прямо сейчас закрыл правительства этих стран в кабинете в Афинах. В будущем, где нет пяти подряд сроков президента ФИФА, где Монтсеррат по программам ФИФА не получает на инфраструктуру больше, чем США (Лихтенштейн больше Германии, Сан-Марино больше Испании), где спортивные события будут поощрением прогресса, а не мифом про «после ЧМ, ЧЕ и Олимпиад аркадия наступает, как клокочущий акведук» (как в Греции-2004, Турине-2006, Украине-2012, Барселоне-1992, Сараево-1984, Григорий Ревзин, GQ: «…это не реальность, это павильон для съемок реальности») – в таком будущем ЧМ будет наградой за ВВП. Ни одно спортивное событие не сделает из развивающейся страны тех, кого ждут на саммите 8-ки. ЧМ – не план Маршалла, это турнир, где одной из команд нужно лучше других провести 7 матчей. У Германии лучшая экономика в Европе не из-за ЧМ-2006 – из-за изменения энергетического законодательства в 1994, регулярных экономических реформ и трудоспособности 25 часов в сутки.

Сейчас до стадии «как провести, чтобы не навредить» дошли единицы (Швейцария, Австрия, Норвегия, Великобритания, Канада – они же первыми дошли до как не «overbuild», не «построить слишком много, чтобы в 21 веке впечатлить мир такой диковинкой как стадион»). По странному совпадению, об этих странах мало докладов у Human Rights Watch и International Trade Organization с пометкой «дело №…».

Иммигранты, которые едут в Катар, знают о ситуации лучше докладов. Но чтобы не провоцировать средневековые условия «чемпионской» наградой и существует НЕ-КОМ-МЕР-ЧЕ-СКА-Я организация ФИФА. Никто бы не додумался во время вспышек бубонной чумы привезти в Европу Дельфийские игры. Даже в 15 веке.

Эндрю Мартин, Bloomberg: «Ситуация не такая как в прошлом (как с прошлыми обвинениями ФИФА), спонсоры могут уйти. При прошлых коррупционных скандалах не было кадров ФБР, наручников и высших должностных лиц».

В ноябре 2014 контракт с ФИФА не продлили авиалинии Emirates, в том же месяце от продолжения сотрудничества отказались Sony. До этого от спонсорских обязательств отказались Castrol и немецкая Continental. По данным Fortune, главным мотивом была коррумпированность организации ФИФА.

Крупные игроки ждут пока не найдут иглы или окровавленные ножи. Nike бросили Лэнса едва не во время интервью Опре. Как и О. Джея, Рэя Райса, Адриана Питерсона, Мэрион Джонс. Но они бросили. Допустим, не из-за заботы о 4000 тысячах иммигрантов, работающих в условиях, которых если бы не $1,5 миллиона за голос, и не должно было быть. Допустим, Nike, Adidas, Bud и McDonalds капиталистичным оскалом хотят привезти турнир в Южную Калифорнию, как когда-то, собираясь в «Череп и кости», хотели развалить большевизм. Провести его завтра (не нужно ничего строить – два университетских кампуса (Стэнфорд, USC), три стадиона… и здесь так хорошо не из-за ЧМ-94, просто президент не бывает в кабинете 5 сроков подряд), сорвав сливки медиа-прав (лови момент: никто не знает, когда соккер будет в США так популярен). Но не нужно подписываться на твиттер International Trade Organization, чтобы знать, что во время подготовки турнира в США или Европе не погибнет 1200 (с прогнозом в 4000) человек. 11 сентября погибло 2977.

По данным Human Rights Watch, с момента получения чемпионата мира в 2010 количество иммигрантов в Катаре возросло на 10% и продолжает расти (в Катаре и так проживает 2 миллиона человека, из которых 10% катарцы). Через 7 лет вы не увидите их протест по ТВ (как в Бразилии-2014): трудящимся-иммигрантам в Катаре запрещено участвовать в забастовках.

Не знаю насчет интереса Coca Cola на рынках Индии и Непала, но спонсорам на заметку — чаще всего за чемпионат в Катаре платят жизнями граждане этих стран.

Опубликовано на сайте блога Rashmore.com

Почему действия ФИФА должны вызывать смех.