10 мин.

Тренер вратарей Франс Хук о работе в «Манчестер Юнайтед»

Вы работали в нескольких великих клубах в течение своей карьеры, в том числе в «Аяксе», «Барселоне» и мюнхенской «Баварии». Есть ли разница в сравнении с «Манчестер Юнайтед» и Премьер-Лигой? Каким было ваше первое впечатление, когда вы попали в «Каррингтон» и на «Олд Траффорд»?

В «Каррингтоне» я бывал и раньше, я как-то читал лекцию там для АПЛ. Кажется, это было в сезоне 2004/05. После этого я приезжал на «Каррингтон», чтобы взять интервью у сэра Алекса [Фергюсона], поэтому это визит был не первым, и у меня уже было впечатление о том, что «Каррингтон» из себя представляет. Честно говоря, когда вы находитесь в таком большом клубе, как «Юнайтед», даже по сравнению с «Аяксом» в лучшие времена, «Барселоной» или «Баварией», всё кажется нереальным, потому что я думаю, как и весь мир, как и Хур, где я вырос: Англия – место №1 для мирового футбола. Здесь изобрели эту игру, развили её и сделали важной, поэтому, правильно сказать, присутствовал эмоциональный восторг.

Вы сотрудничаете с Луи ван Галом на протяжении практически всей своей карьеры. Каково работать с ним и что он из себя представляет – как личность и как тренер?

Многие заявляют, что на протяжении всей карьеры, но, по факту, основную часть. Я начинал в «Аяксе», когда Йохан Кройф заключил со мной контракт в 1985 году - таким образом, он стал ещё одним великим тренером, с которым я работал, затем в 1989 году в команду пришёл Луи ван Гал, в тот период я работал с первой командой. Он стал главным тренером в 1991 году и работал там до 1997. Потом был промежуток с 1997 по 2000 в «Барселоне». Я на год ушёл в национальную сборную, а затем вернулся в «Барселону». По сути, мы не работали вместе с 2002 по 2009 год – тогда я закончил работу в сборной Польши. Мы работали вместе на протяжении девяти лет, и с 2009 года мы снова сотрудничаем.

Как вам известно, у меня есть опыт работы и с другими тренерами, например, с Лео Бенхаккером. Мне очень понравился наш совместный труд; естественно, существуют различия в работе всех тренеров, с которыми я был в команде.

Возвращаясь к вашему вопросу о Луи – сотрудничать с ним всегда большое удовольствие, так как он является тренером, всегда стремящимся выигрывать трофеи и играть в привлекательный, красивый футбол. Мне близок футбол зрелищный, в основном, голландский, он складывается из владения мячом: мы желаем навязывать свою игру, и это серьёзная работа, в том числе, для голкипера – намного больше, чем просто отбивать мячи и делать передачи. Голкипер играет важнейшую роль в построении, создании рисунка игры, ее организации, помогает правильно всё упорядочить. Сочетание этой двойственности мышления – философии игры в целом и особых функций вратаря на поле – делает работу с ним удовольствием. Мы не всегда друг с другом согласны, но разница во взглядах чаще всего касается деталей, но не целой картины. Работать именно так – просто фантастика.

Во время матчей я видел, как вы разговаривали с игроками, которые готовились выйти на поле. Не могли бы вы рассказать о своих обязанностях в команде, помимо работы с голкиперами?

Да, сейчас этому есть название, я был ассистентом тренера со специализацией по всему, что имеет отношение к голкиперу, это предполагает поддержание отношений в команде. Поэтому если вы не желаете в игре большого числа голов в ваши ворота, не хотите дать сопернику шанс отличиться, то должно иметь место взаимодействие голкипера и всей команды. Как обороняться, на какой позиции находиться в обороне, различная специфика – то, в чём я играю свою роль. То же касается и схемы: мы стремимся к построению, предполагающему короткие пасы от защиты, но это не всегда осуществимо. Иногда приходится выполнять длинные передачи: например, если соперник хорош в прессинге. Кроме того, важно, как вы решаете проблемы, создаваемые соперником, с помощью тактических перестроений.

Другая составляющая моей работы – ответственность за планирование действий, как в атаке, так и в защите, что предполагает изучение противника, наблюдение за их действиями, как они используют уникальные качества игроков, назначение футболистов для опеки, для игры головой и тому подобное. Для атаки важно, как соперник выстраивает защиту, имеется ли у нашей команды шанс забить гол, что в принципе могут сделать наши футболисты; проработка всего этого на практике. Понимаете, это общая картина. Кроме этого, я участвую в подборе игроков; мы всегда планируем следующий сезон, новых игроков, новых голкиперов при необходимости, и я делаю кое-что, помогая в работе с молодёжью. Так что, в целом, это комплексное восприятие.

В прошлом вы были голкипером, теперь вы их тренируете. Расскажите, что изменилось в методиках тренировок за это время? Как изменился футбол в аспекте подготовки голкиперов?

Когда я был игроком, отдельных тренеров для вратарей ещё не существовало. Играл я в период с 1972 по 1985 годы. На самом деле, кажется, я был одним из первых профильных специалистов, посвящённых в данную составляющую игры, подписанных «Аяксом». Поэтому я могу что-то рассказать только с момента, как начал тренировать: очевидно, что футбол меняется каждый день; игра вратарей претерпела серьёзные изменения с введением новых футбольных правил в 1992 году - голкиперам запретили брать в руки мяч, который отбрасывает ему свой игрок. Это правило ключевым образом поменяло футбол, в особенности действия вратаря. Ранее главной задачей кипера было не позволить случиться голу, останавливать удары и передачи, и тому подобное. Принимая мяч, он мог брать его в руки, и никто не имел права его атаковать; поэтому он получал возможность бросать мяч из рук без всякого давления. С введением нового правила роль голкипера кардинально изменилась, особенно в создании схемы игры. Кроме того, вслед за игрой поменялась и работа тренера.

Я считаю, мне очень повезло работать в «Аяксе» во времена Луи. Тогда мы действительно провели особую работу с голкипером, потому что мы много оборонялись и нуждались во вратаре, готовому к контролю пространства за линией защиты. В конечном счёте мы пытались извлечь из этого пользу для создания игры, но в развитии нуждались и вратари соперника. Так что изменения были существенными. Можно проследить, как быстро шло развитие футбола: 15 лет назад наша игра считалась уникальной, а теперь мы видим, что голкиперы многих клубов проделывают такой же объем работы - это уже не единичный случай. Работа тренера изменилась со временем, так как игра претерпевала изменения, и нужно упомянуть, что теперь у нас на службе множество вспомогательных инструментов. Мы имеем возможность работы с видеозаписями, анализируем противника, прогнозируем, что предпримет соперник и как он это осуществит, и пытаемся использовать их слабости. Мы в курсе собственных ошибок и недочётов в игре – использование видеозаписей заняло важное место в тренировочном процессе в наши дни, и мне кажется, что очень полезно просматривать их с игроками. Да, пожалуй, за время моей работы произошли огромные перемены.

Что вы думаете о прогрессе Давида де Хеа с начала сезона? Очевидно, что в данный момент он является одним из лучших вратарей мира, но думаете ли вы в какой-то мере, что он может стать одним из лучших в истории как, например, Петер Шмейхель или Эдвин ван дер Сар?

Да, сейчас он в одном из величайших клубов мира. Когда играешь на высоком уровне в такой команде, твой личный уровень игры растет, и если продолжаешь делать это, автоматически попадаешь в число лучших в мире. Он проявил себя в очень молодом возрасте – 24 года. Он в состоянии выполнять все игровые элементы, оборонительные действия, так что не вижу препятствий на его пути к званию великого, подобно Шмейхелю или ван дер Сару в «Юнайтед».

Вы работали с Виктором Вальдесом в «Барселоне», когда он был ещё ребёнком. Сейчас он один из самых титулованных игроков в составе «Манчестер Юнайтед». Что вы думаете о его развитии с тех пор, как он находится в процессе возвращения в лучшую форму, которая была у него до прошлогодней травмы?

Да, примечательно, что я уже работал с Виктором около шести лет – с 1997 по 2003 год. Сейчас 2015, и можно увидеть развитие в его футболе. Виктору очень повезло играть за «Барселону». «Барселона» всегда была командой, играющей в манере, к которой сейчас стремится «Юнайтед». Виктору в команде отводилась существенная роль, он внёс вклад в победы клуба во множестве турниров, и видеть, что он преодолел серьёзную травму – просто замечательно. Мы усердно над этим работали, и постепенно он смог выполнять всё, что делал до повреждения. Он стремится к самосовершенствованию, усердно трудится. Я всегда говорил: наблюдать за тем, как он может играть, его навыками очень увлекательно. Я считаю: он прилагает все усилия ради клуба, за который играет искренне.

Вы считаетесь специалистом по подготовке молодых вратарей. Что вы могли бы сказать о будущем «Манчестер Юнайтед»?

Конечно, требования в «Юнайтед» очень высоки, все это знают. Если игроки хорошо показывают себя ежедневно, продолжают развитие, поскольку тренировки очень важны, я настроен оптимистично насчёт способности проявить лучшие качества и во время матчей, быть хорошими игроками.

Несмотря на результаты матчей с «Челси» и «Эвертоном», думаю, видно, насколько команда продвинулась с начала сезона, и сейчас играет действительно хорошо. Что изменилось за последний месяц или около того, чтобы паззл сложился?

Как я говорил ранее, мы обладаем особой манерой игры, внедрённой, например, в «Барселоне» или мюнхенской «Баварии». Сейчас можно видеть плоды ежедневной работы: игроки с каждым днём всё лучше понимают, как именно мы бы хотели играть и уже могут воплощать всё на поле. В более долгосрочной перспективе можно будет увидеть улучшение шаг за шагом. Медленно, но верно мы начинаем играть именно так, как планировали. Мы могли забить, это очень важная для полной картины составляющая игры, и следует действовать так на протяжении всего сезона. Играть, как в прошлом месяце, нам помогла усердная работа, понимание игроков, способность к действиям и вера в себя.

Вы были в тренерском штабе национальной сборной Нидерландов. Каковы ваши воспоминания о времени, проведённом там?

Ну, работа в национальной сборной кардинально отличается от работы в клубе. Основная часть: нужно подбирать игроков, наблюдать за ними, поэтому мне приходилось бывать в разных странах. Посмотреть на игру с разных сторон, рассмотреть под другим углом – очень хороший опыт для меня.

Мы начали с матча против Бельгии, который проиграли, что после результатов товарищеских встреч и квалификационного этапа было неожиданно. Мы проиграли только одну игру – товарищеский матч с Францией в марте перед чемпионатом мира. Результат, по-моему, вполне хорош: мы вышли из группы с первого места, не потерпев ни одного поражения. У нас были очень неплохие матчи.

Чемпионат мира – исключительный опыт. Все знали, что нам необходимо перестроить команду, которая невероятно играла в 2010 году, но не очень успешно проявила себя в 2012, поэтому этот период был очень увлекательным. Через чемпионат мира следует пройти для понимания происходящего. Он стал для меня фантастическим опытом, но, честно говоря, я всё ещё разочарован тем, что мы не попали в финал и не выиграли его. Перед тем, как мы поехали в Бразилию, никто не ожидал от нас финала, учитывая группу, в которой мы оказались, но когда подбираешься настолько близко, будучи всего в двух матчах от победы, все вокруг хотят, чтобы это случилось.

Источник: ManUtd.pl Фото: Zimbio.com

Мы в социальных сетях:

twitter
vk
fb
gplus