по поводу марадоны и месси, или почему сейчас все не так
у такеши китано есть замечательный фильм ахиллес и черепаха. там в одном из эпизодов случайный токийский бармен в разговоре со студентом высказывает свою позицию относительно ценности искусства. суть его мысли такова, что искусство - удел зажравшейся европы и штатов. поставь перед голодным африканским пацаном картину пикассо и тут же положи кусок хлеба, как думаете, к чему он потянется быстрее?
приблизительно на тех же пальцах можно объяснить и суть величия явления марадоны, и будничности месси. тогда, в 80-х, измученной кризисами и политической нестабильностью аргентине нужен был герой. он нужен всем и всегда, но в тяжелые времена особенно, и если политика или культура такого героя не рождают, он появляется в футболе, тем более в стране, где исторически это было развлечением номер один. чем аргентина запомнилась миру тогда, в 80-е? кроме вышеперечисленных недостатков - ничем. и единственное, где величие страны было неоспоримо - это чемпионат мира по футболу. ведь это важно для всего мира, все следят за этим событием. и вот марадона ставит на колени англию, а затем фрг, а потом и всю европу, играя за наполи. его любят все, а он - аргентинец. кому еще верить остается простому жителю этого замечательного государства, на кого смотреть, кем гордиться? только им. он стал единственным, что было в тот период у страны. он стал их господом, его стали не просто любить, в него стали верить.
сегодня вонючие перонисты, телевидение, глобализм и т.д. и т.п. сделали свое дело. аргентинцы увидали, что можно жить хорошо (лучше, чем это было), они стали обращать куда больше внимания на вещи, которые влияют на их личное благосостояние куда в большей степени, чем игра в мяч и те, кто это делает. несмотря на постоянные политические передряги, аргентина все же пошла по пути нормального, как кажется тем, кто любит демократию в сша, пути. а это пока - наивысшая ценность в мире. и все. закончился тот период, когда стране было жизненно необходимо кому-то что-то доказывать на футбольных полях. сейчас это просто коммерция, спортивный интерес, любовь, но не вера. романтика ушла окончательно.
иначе говоря, если бы перед голодным аргентинским мальчишкой, облаченным в майку на пять размеров больше с надписью марадона на спине поставили футбольный мяч и кусок хлеба, он, скорее всего, выбрал бы мяч. потому что он верил в марадону. но тот мальчишка вырос. и сегодня он старается отучить своего сына от глупых мыслей насчет такого выбора. телевидение, перонисты, глобализм. дело сделано. месси не велик, а с марадоной его роднит разве что поразительное умение играть в футбол.