Артем Ребров: «Митрюшкин может в шутку напихать и мне и Песьякову»
Голкипер «Спартака» Артём Ребров в команде уже четыре года. В этом сезоне главный тренер отдал ему полномочия первого номера и капитана команды. В интервью пресс-службе клуба Артём рассказал, как он это воспринял, почему не сыграл в матче против «Уфы» и является ли завершающийся чемпионат самым сложным в его карьере.
— Артём, конечно, непросто подводить итоги такого сезона. Но, оглядываясь назад, что можете сказать в преддверии последнего матча чемпионата?
— Да, сезон получился очень тяжелым, скомканным. Мы пытались бороться за высокие места, но в итоге задачи не выполнили… Понятно, что сейчас очень много негатива, но, с другой стороны, большая группа молодых спартаковцев стала тренироваться с первой командой и играть. Эти ребята в дальнейшем будут только крепнуть. В принципе, до игры с «Тереком» мы имели шансы, чтобы пробиться в еврокубки, что могло бы как-то скрасить неудачный год, в котором было много необъяснимых спадов. С сильными соперниками проводили хорошие матчи, набирали очки, была уверенность и командная игра. Однако матч с «Тереком» фактически перечеркнул все наши старания и надежды….
— Получается, этот матч стал ключевым в концовке сезона — даже не сам матч, а конкретно второй тайм?
— Да. Если бы довели матч до победы, набрали бы очень нужные очки, то и перед следующей игрой чувствовали бы себя более уверенно. Но провалили второй тайм в Грозном, и это ощутимо сказалось на психологическом состоянии.
— Можно сказать, что этот сезон — самый сложный в вашей карьере?
— Я бы не назвал его именно сложным. Сложно было, когда получал травмы — и вроде бы молодой человек в расцвете сил, но вынужден лечиться и поддерживать свою команду с трибун. А этот сезон я бы, пожалуй, называл самым насыщенным событиями, причем, к сожалению, не всегда позитивными. Но я постоянно играл, был основным вратарем и капитаном.
— Перед началом чемпионата главный тренер Мурат Якин объявил, что именно вы будете голкипером номер один и капитаном команды…
— Честно говоря, это была неожиданность для меня. Приятная, но все же неожиданность. Однако времени удивляться не было. Сразу осознал всю ответственность. Первым делом пообщался с ребятами, в частности с Димой Комбаровым. Для меня было очень важно, что он нормально к этому решению отнесся. Сказал, что всегда мне поможет и поддержит. Потом собрались всей командой. Хотелось бы сказать спасибо Комбарову, Паршивлюку, Глушакову, Чельстрёму, которые, можно сказать, составили капитанский совет и полноценно участвовали в решении многих вопросов.
— Каковы функции капитана команды?
— Многие могут подумать, что эти функции распространяются только на футбольное поле. Но на самом деле основные обязанности — за его пределами. Нужно подбадривать, настраивать ребят в раздевалке. Непосредственно перед играми постоянно находить нужные слова. Кому-то что-то шепнуть на ухо, а в иных случаях даже повысить голос. Кроме того, существует масса организационных моментов. Если у игроков возникали какие-то вопросы или пожелания к главному тренеру, то связь осуществлялась через меня и начальника команды. Было немало ситуаций, когда требовалось решать такие вопросы или проблемы. Этому тоже нужно уделять много времени. Естественно, когда ты выходишь на поле с капитанской повязкой и играешь за такой клуб, как «Спартак», — это огромная ответственность. Если раньше с меня спрашивали как с вратаря, то теперь спрашивают и как с капитана. Так, в общем-то, и должно быть.
— Какое самое яркое, позитивное воспоминание сохранится о прошедшем чемпионате?
— Для меня было важно, что я играл. Было немало и хороших матчей, в которых, и мне удавалось помочь команде добиться результата. Перед сезоном думал, что если, даст бог, буду играть постоянно, то нужно не допускать конкретных ляпов, тех моментов, когда про вратаря можно сказать: он привез гол. Считаю, что это удалось. Естественно, были игровые моменты, когда можно по-разному судить, мог ли я выручить в тот эпизоде или нет. Но таких, когда, как у нас говорят, вратарь ловил бабочек, вроде бы не было — и это очень для меня важно. Ну и отдельно рад, что получил вызов в сборную России. Все мы патриоты своей страны и хотим выступать за главную команду.
— Назовите самый тяжелый матч.
— Мне кажется, это игра с «Тереком», о которой уже упоминал. Говорили, что пять ударов в створ и четыре мяча залетело. В первом тайме вели в счете, я почти не участвовал в игре, оборона действовала здорово, а потом в самом начале второго тайма все идет наперекосяк. Конечно, это тяжело. Понимаешь, что все летящее в ворота ― залетает. И вроде ты не ошибаешься, но и не выручаешь…
— Прошедшую игру с «Уфой» вы смотрели со скамейки запасных. «Спартак», увы, вновь сыграл неудачно. В чем виделись причины со стороны?
— Во-первых, благодарен главному тренеру, так как он изначально подошел ко мне сообщил, что в последних двух матчах хочет дать возможность сыграть Антону Митрюшкину и Сергею Песьякову. Мурат Якин поинтересовался моим мнением. Действительно получилось, что я играл весь сезон, а Антон и Сергей полностью отдавались тренировкам ― и тоже заслужили возможность сыграть в основе. В то же время я смог посмотреть игру со скамейки. Увидеть, как мы выглядим со стороны. Антону пришлось тяжело. Он молодой парень. Конечно, хотел себя проявить. Но те два удара не отразил бы, наверное, и умелый мастер. Антону ни в коем случае не надо себя корить, о чем и сказал ему сразу после матча. Что касается самой игры, то было видно, что все ребята стараются, но целостной картины не получалось. Что-то хромало в игровом плане. Наверное, дело в психологическом состоянии.
— В сегодняшнем «Спартаке» курс на привлечение собственных воспитанников — один из приоритетных. Как, на ваш взгляд, проходит процесс интеграции молодежи в работу первой команды?
— У нас замечательные молодые футболисты! Ни для кого не секрет, что у «Спартака» одна из лучших, если не лучшая Академия. Не зря Леонид Федун столько сил и средств вкладывал для ее создания. Это приносит свои плоды. Ребята приходят подготовленными. Даже если говорить о голкиперах… Тот же Митрюшкин, когда начал работать с основой, — по нему было видно, что пришел очень обученным, технически подкованным, психологически устойчивым. Понятно, что молодым спартаковцам предстоит еще много работы. Главное, чтобы они не теряли голову из-за того, что в таком юном возрасте оказались в первой команде «Спартака». Давыдов и Кротов уже реально помогали основе в матчах. Понятно, что данную ситуацию нельзя сравнить с 1996 годом, когда знаменитый «пионеротряд» Георгия Ярцева выиграл чемпионство. Сейчас много молодежи влилось в основу, но сразу они, естественно, результата не дадут. Необходимо время, чтобы они росли и становились крепче.
— Появление «Спартака-2» — собственной команды во второй лиге — стало необходимым трамплином для молодых?
— Конечно, «Спартак-2» — это отличная задумка руководства клуба, чтобы ребята развивались поступательно. Тяжело попасть в основу из дубля и сразу заиграть. Поэтому опыт второй лиги, а теперь уже и ФНЛ здесь просто незаменим. Очень рад, что «Спартак-2» выполнил задачу и вышел в первый дивизион. Тот же Серёга Песьяков постоянно получал там игровую практику.
— Ощущаете ли вы, несмотря на то что являетесь номером один в «Спартаке», конкуренцию со стороны других вратарей?
— В таких ситуациях все зависит от человека. Кто-то, наверное, может расслабиться, после того как узнал, что он номер один. Но я никогда не делал себе никаких поблажек. Фактически понимал, что все каждый раз начинается с чистого листа. Конкуренция, естественно, есть. Все в равных условиях. Надо всегда доказывать свою состоятельность, анализировать собственные действия.
— Каковы в целом взаимоотношения во вратарском цехе «Спартака»?
— В этом плане мне очень повезло. В каких бы командах ни играл, у нас всегда был очень дружный коллектив. В «Спартаке», естественно, тоже. Я уже четыре года в команде, и у нас всегда были великолепные отношения. Стараюсь их, можно сказать, сохранять. Тот же Митрюшкин пришел по ходу сезона, Песьяков вернулся из аренды — это замечательные ребята. Мы все общаемся на равных, и «между нами» у нас нет первого голкипера. Тот же молодой Митрюшкин может в шутку «напихать» или подколоть любого. Но при этом никакого совсем уж панибратства нет. Работают все предельно собранно и серьезно.
— Насколько значительную роль в игре голкиперов играет общекомандная тактика? Каковы вообще бывают тактические задачи вратарей на конкретную игру?
— Да, конечно, они есть. Даже если брать предыдущие сезоны, Валерий Карпин, например, предпочитал, чтобы вратари много играли ногами, разыгрывали мячи с защитниками. Кто-то, наоборот, предпочитает, чтобы было больше длинных передач. Перед каждой конкретной игрой смотрим, как действует соперник. Прессингует, например, или нет. Вратарям тоже дается отдельная установка, как лучше вводить мяч от своих ворот: разыгрывать с ближним или делать длинную передачу. Разбираем также моменты, когда мяч ловится после угловых или штрафных: куда выбрасывается, чтобы начать быструю контратаку. Кроме того, необходимо взаимодействовать с защитниками, следить за расстановкой игроков при стандартах. Перед играми это все, естественно, нам озвучивается — и голкиперам, и игрокам обороны.
— Оборона «Спартака» — в особенности сочетание центральных защитников — в этом сезоне регулярно изменяется. Для вас это является проблемой?
— Не могу сказать, что для меня это какая-то проблема. На тренировках часто меняются сочетания защитников, и ты долгое время работаешь и знаешь их всех. Привыкаешь. Наверное, это больше проблема для самих защитников. По себе знаю: когда постоянно играешь, приобретаешь определенную уверенность, не говоря уже о сыгранности с партнерами. Но ведь, помимо тренерских решений, в дело очень часто вмешиваются травмы, дисквалификации из-за перебора карточек. От этого, к сожалению, никуда не деться.
— С недавних пор вы стали регулярно вызываться в сборную России. Но сыграть за первую команду пока не довелось. Ждете своего шанса?
— Конечно, очень хочется сыграть. Но все равно каждого вызова жду, как первого, ибо понимаю: все, что говорил про основного вратаря в клубе, относится и к голкиперам сборных. Нужно постоянно доказывать состоятельность и не снижать к себе требований. Переживаешь: вызовут — не вызовут. Хочешь оказаться в главной команде страны, хотя и понимаешь, что вряд ли будешь играть… Не могу сказать, что это очень уж сильно меня расстраивает, хотя надеть вратарский свитер сборной России в официальном матче было бы просто замечательно. Но самое главное — все же быть в сборной, ждать шанса. Тем более что Акинфеев уже много лет подтверждает свой класс, а Лодыгин провел, по-моему, больше всех сухих матчей в этом сезоне. Но моя задача просто быть в сборной ― и если выпадет шанс сыграть, то ножки точно не затрясутся.
— Как расцениваете шансы сборной Россией в ближайшем матче с Австрией и в целом на выход на Евро-2016?
— Игра с Австрией — определяющая. Решится, будем ли бороться за прямой выход из группы или пробираться на Евро через стыковые матчи. Если брать игры, то не было ни одного матча, в котором мы проиграли по всем статьям. Очень обидно, что не взяли три очка в поединке с Молдавией.
— Кто, на ваш взгляд, самый сильный вратарь мира на данный момент?
— Естественно, очень многие назовут Нойера. Ярчайший представитель новой школы вратарей. Если раньше говорили о «голкипере, который играет по всей штрафной», то сейчас появилось понятие вратаря, который действует чуть ли не по всему полю. Конечно, это будущее, следующее поколение стражей ворот. Но мне все же как-то ближе Буффон, голкипер старой закалки. Человек в таком приличном по футбольным меркам возрасте, но что он творит в этом сезоне! И в чемпионате Италии, и в Лиге чемпионов. В финале буду болеть именно за него. Хотя мне очень симпатичны и «Барселона», и «Ювентус», моим фаворитом будет именно Буффон.
— Сменим тему. Недавно вы признались, что в вопросе выбора одежды вы полностью полагаетесь на жену. Может быть, супруга Екатерина управляет и всеми домашними делами — или как-то разделяете обязанности?
— Понятно, что есть определенные обязанности дома, но мы стараемся гармонично решать все вопросы, воспитывать детей. Если супруга вдруг, условно, не приготовит ужин, расстрела не будет. (Смеется.) Сам вполне могу справиться. Тем более что Катя очень деятельный человек. Понятно, что на первом месте всегда семья, но у нее также все время много различных свежих идей и проектов — от одежды до дизайна мебели. Причем иногда — вполне успешных. Но порой все же приходится немного притормозить поток энергии. Муж все-таки футболист, постоянно в разъездах. (Улыбается.)
— Как поживает старший сын Платон? Ходит ли в детский садик?
— Платон, признаюсь, в последнее время немного настораживает… Не расстается с футбольным мячом! Начал постоянно смотреть все матчи, расспрашивать про все команды. Дома — постоянно с мячом. На улице, в саду — то же самое. Я пытаюсь уточнить: «Платон, ты же вроде хоккеем занимаешься». Отвечает, что ему пять ¬― и пока в футбол не берут, походит на хоккей… Настораживает. Очень резко увлекся футболом. Но мы с женой в первую очередь отдавали Платона в хоккейную секцию для здоровья. Известно, что лед и бассейн очень укрепляют иммунитет. Впрочем, если вдруг захочет быть футболистом, препятствовать не будем. Посмотрим, главное — чтобы был здоров и любил спорт!
— Как поживает маленький Артём Артёмович?
— Замечательно! Он сейчас находится еще в очень нежном возрасте. Больше времени проводит с мамой. Я могу его искупать, обнять, поцеловать… Артём еще наш маленький медвежонок, а в общении с Платоном иногда уже нужно применять какие-то воспитательные меры.
— Недавно вы выложили в «Инстаграм» свою детскую фотографию, где изображена стена, покрытая различными плакатами. Что это за плакаты?
— Раньше в нескольких спортивных журналах были такие вот постеры. Сначала просто вырывал и клеил на обои, и в итоге в комнате появилась вот такая вот стена. С разрешения мамы, естественно. Самый памятный плакат, помню, был спартаковский. По-моему, 1997-й год. Когда «Спартак» стал чемпионом ― и фото было сделано прямо на поле. Все еще не остыли после матча, и все вместе радуются прямо на газоне. Самая живая была фотография, не постановочная.
— Вернемся к футболу. Последний матч сезона «Спартак» проведет против «Амкара». Что скажете о сопернике?
— К сожалению, мы уступили «Амкару» в Перми. Это очень крепкая команда, которая к тому же значительно преобразилась с появлением Гаджи Гаджиева. Они дома обыгрывали и ЦСКА, и «Динамо», и «Зенит»… Обеспечили себе прописку в Премьер-Лиге, вышли из непростого положения. Поэтому на стадион приедут раскрепощенными и, естественно, с желанием нас обыграть и в Москве. Не хочется опять говорить каких-то громких слов, но нам уже совсем некуда деваться: в последнем матче необходимо хоть как-то порадовать болельщиков «Спартака».
Мне кажется Дзюба мог бы стать нормальным капитаном. Но...
Еще проблема,что игроки получается не хотят брать инициативу на себя. А вспомни какие еще баталии были несколько лет назад, когда Титова капитаном выбирали. Были личности. А сейчас серое болото.