7 мин.

Александр Мирзоян: «Якин видит весь этот ужас, но сам он не уйдет»

Поражение «Спартака» от «Уфы» в очередной раз обнажило многие проблемы в стане красно-белых. Напомнило о старых, вскрыло новые, которые помимо игровых, скорее уже относятся к чисто психологическим, затрагивающим взаимоотношения между футболистами и тренером. С этого мы и начали наш разговор с бывшим в прошлом известным футболистом «Спартака», постоянным экспертом нашего портала Александром Мирзояном.

- Александр Багратович, сходу несколько небольших замечаний. Первое – неожиданно для всех Якин сажает на скамейку запасных капитана команды Реброва. Впервые в сезоне. В наказание за что-то?.. Второе - Глушаков, совершенно недовольный своей заменой, быстро покидает поле и уходит в раздевалку. Не на скамейку запасных… И третье - Якин дает послематчевое интервью, опустив плечи, не глядя в камеру с явно растерянным видом. И повторяет одни и те же слова про то, что он ждал в очередной раз реакцию на предыдущий проигранный матч. И опять не дождался. Что происходит на ваш взгляд? Это уже необратимый процесс?

- Я думаю, что всё очевидно. Человек сам чувствует, что он уже не руководит командой. У него, как мне кажется, сейчас такое состояние, когда в голове в основном присутствует только одна мысль: когда же все это закончится? Он сам понимает, что ничего не может сделать для того, чтобы выправить положение. Вот и бросается из стороны в сторону. Не играл Инсаурральде ряд последних матчей, а тут выходит в паре с Таски в центральной зоне обороны. Якин все что-то ищет, подбирает. Может, подбирает новые сочетания и думает: а вдруг это и «выстрелит», наконец? А вдруг мы зацепимся за эту игру, а дальше все наладится? Но, одновременно с этим его не покидает и другой вопрос: а когда закончится весь этот ужас?

- А он всё не заканчивается. Только нарастает. Но Якин делает вид, что все еще поправимо.

- Да другого от Якина и ждать не надо. Он как любой иностранец, сам столь хороший контракт разрывать не будет. Вот наши специалисты, люди воспитанные в другой системе, в такой ситуации поступали бы по-иному: я не сделал, я должен уйти… Мирзоян не забил пенальти, Мирзоян мучается, почему он виноват, почему подвел команду? Хотя команда потом еще отыграла почти весь матч: 75 или 80 минут и могла забить, но пропустила. И в этом на самом деле не вина Мирзояна. Однако меня-то все равно чувство вины не покидает… Вот так мы были воспитаны. И наши тренеры были воспитаны так же: я не могу выправить ситуацию, значит всё, это – не моё, я ухожу.

- Мы с вами одного поколения и я тоже помню такие примеры, хотя наши специалисты тоже в итоге уходили не всегда. Некоторые ждали ответной реакции руководства…

- Это другое дело: уйдет сам сразу или не уйдет. Но тренер говорил о том, что его работа не складывается и мог заявить о желании покинуть команду. У меня подобных примеров на памяти немало. Якин так поступать не будет. Он всем видом, всеми словами показывает: ну, что я могу поделать? Я работаю, всё объясняю игрокам, но на поле происходит то, что вы видите. Он же сказал в одном из интервью, что эта команда не готова бороться за медали. Так?

- Перед игрой с ЦСКА он заявил, что «Спартак» пока не готов выполнять по-настоящему серьезные задачи. Что не хватает постоянства. Подобного рода утверждения от Якина тогда прозвучали впервые. По ходу сезона он на это даже не намекал, а тут, видимо, понимая, что в лучшем случае команда зацепится только за пятое место, стал давать задний ход. Теперь он постоянно говорит о том, что ждет реакции от команды. А реакции нет.

- В глубине души Якин спокоен. Решения принимает руководство, он же сам будет продолжать работать по своему контракту. Вы меня хотите освободить? Освобождайте, но по контракту есть неустойка, будете платить.

- И продолжает играть в свою игру: сегодня поставлю один состав, завтра другой. Сегодня применю одну тактическую схему, завтра – другую. Зачем? Затем, что, как объясняет нам главный тренер, у команды разные соперники, и, чтобы противостоять им, нужно применять различные схемы.

- А вдруг что-то и получится?.. Но в «Спартаке» сейчас нет такого состава, как, например, у «Зенита». Там качественная глубина скамейки иная. Можно поменять одного на другого без особого ущерба для игры. В «Спартаке» же многие футболисты большей частью еще даже не обучены как следует. Они допускают элементарные ошибки. Вспомните, как «Уфа» забивала второй гол. Паршивлюк в очередной раз проиграл позицию на фланге и, вместо того, чтобы прочувствовать ситуацию и, сломя голову нестись назад, он еще на мгновение обернулся посмотреть на центральную зону и только потом уже стал догонять игрока. Я это хорошо заметил, обратил на это внимание. Все произошло очень быстро, стремительно, но тут и решали секунды. Не надо было терять времени даже на один поворот шеи. Даже секундного замешательства в определении того, стоит бежать или нет, оказалось достаточно, чтобы проиграть в скорости сопернику. Что и произошло. Тот убежал, сделал прострел вдоль ворот и всё… Как такое может быть? Эти тонкости могут не увидеть болельщики, но специалисты видят. Я вижу, как человек, много поигравший. Тренер это видит… Или не видит?

- А в итоге мяч из ворот пытался выбить Глушаков, который оказался на месте центрального защитника.

- У меня складывается такое ощущение, что Якин ни с кого ничего не требует. Прав я или нет, не знаю. Но, видя, что происходит на поле, такое впечатление складывается. Ну, сыграл, ну, ошибся. Бывает. Следующий раз поставлю другого - он сыграет по-другому. Ставит. А тот тоже ошибается. Ставит третьего или возвращается к предыдущему варианту. Вот и идет чехарда.

- Я бы хотел немного поговорить о первом голе в ворота «Спартака». Дело в том, что в телерепортаже комментатор сразу же обрушился с критикой Кротова, который нарушил правила и после того, как гости исполнили штрафной удар, они и открыли счет. Но я не могу согласиться с таким видением момента. Да, был штрафной, но спартаковцы получили возможность выстроить оборону, ждали навеса и в итоге всё проиграли. Кротов здесь по большому счету при чем? Ошибся? Ошибся. Однако, это был не какой-то там необратимый «обрез», за которым последовала быстрая разящая контратака. Здесь сначала наступила пауза. Потом «Уфа» выполнила штрафной удар чуть ли не от центрального круга. Всё было предсказуемо и читалось защитниками. Однако они в итоге потеряли контроль над мячом.

- Конечно. Времени у защитников «Спартака» было предостаточно. Вагон времени, чтобы занять правильные позиции, чтобы побороться за мяч. А там при подаче началась суета, кто-то пытался просто выбить мяч, не выбил… Другое дело, что молодые спартаковцы, которых Якин продолжает ставить в состав, не прогрессируют. Давыдов начал постоянно терять позицию. А я могу еще привести пример ушедшего Дзюбы. Где он сейчас играет? За что отвечает на поле? Он уже проигрывает конкуренцию Бухарову. И тот же самый Давыдов, если сегодня не поймет, что ему надо еще учиться и прогрессировать, он тоже может уйти в никуда. Показался и пропал. Сдулся.

- Но, согласитесь, что здесь надо задавать вопросы и Якину. Одно дело, когда молодые футболисты подходят к основному составу, где уже есть налаженная командная игра. И другое дело – нынешний «Спартак», где от Кротова, Давыдова, по сути, требуют становиться лидерами. Потому что других нет. Нет опытных нападающих ни в основе, ни в запасе - нет физически. А молодые футболисты на роль лидеров, конечно же, не готовы.

- Вопросов по игре очень много. И надо принимать какие-то решения. Что, у Якина в начале сезона не было игроков под руками? Были. Мало того, многих даже отправили за ненужностью в аренду. Или тренеру не те футболисты нужны? Например, Якин влюблен в Эберта, как игрока. Ставит его при любых раскладах. А игрок и, это очевидно, извините, не тянет. Что в итоге получается? Сейчас многие другие команды Премьер-лиги стали больше походить на тот «Спартак», который, хочу прямо об этом сказать, мы потеряли. «Спартак», который играл, держал мяч, заставлял соперника бегать без мяча. Вот такой «Спартак» потеряли. А к чему пришли - мы видели в игре против «Уфы». 

Источник