10 лет в «Юнайтед». Как Глейзеры изменили английский футбол
Саймон Купер в колонке для ESPN разбирается в парадоксе противоречивых владельцев «Юнайтед».
Богатый азиатский инвестор однажды поручил бывшему премьер-министру Израиля Эхуду Олмерту прощупать почву для покупки «Манчестер Юнайтед». Если ты хочешь заполучить клуб с «Олд Траффорд», то первая преграда для тебя – встреча с владельцами, семьей Глейзеров.
Глейзеры нечасто выходят в свет, но они большие друзья Израиля, и инвестор предполагал, что они согласятся на встречу с Олмертом. Так и случилось: встреча была организована в загородном клубе Глейзеров в Палм-Бич (Флорида). Олмерт – фанат «Юнайтед» со времен крушения самолета в Мюнхене в 1958 – сказал мне, что он передал семье чек на приблизительно 1 миллиард фунтов.
Но Глейзеры отказались. Они даже не рассматривали вариант с продажей «Юнайтед». «Это сильнейший бренд в мире спорта», – было сказано в ответ Олмерту. Они также ожидали, что клуб станет еще ценнее. И они оказались правы.
Сегодня Олмерту предстоит отбыть тюремный срок после того, как иерусалимский окружной суд признал его виновным в даче взятки и коррупции в ходе повторного слушания, последовавшего после снятия с него обвинений в 2012-м, а жизнь Глейзеров безоблачна. На днях они отметили 10-летний юбилей покупки «Юнайтед» за 750 млн. фунтов (тогда 1.47 млрд. долларов; рекордная цена за футбольный клуб), которую они финансировали, нагрузив клуб долгом, и с тех пор вытянули из него еще где-то около 500-700 млн. фунтов, гарантировав себе регулярные протесты большого числа болельщиков в Театре Мечты.
Новая книга бывшего PR-менеджера семьи Техсина Наяни под названием «Привратник Глейзеров» показывает, что Глейзеры, кажется, победили. Клубы не должны работать на прибыль (в идеале, их целью должны быть победы в соревнованиях), но эта модель, похоже, олицетворяет прискорбное будущее футбола.
Наяни, фанат «Ливерпуля» из Британии, 6 лет работал «рупором» семьи, которая никогда ничего не говорит. Это не книга откровений: в ней есть доля PR, а Наяни изображает Глейзеров и всех сотрудников «Юнайтед» отличными ребятами. Однако, оказавшись к семье ближе, чем кто-либо другой, он проясняет их отношение к «Юнайтед».
Наяни убедительно описывает Глейзеров как разумных, проницательных и скромных людей. Он зовет их «миллиардерами среднего класса», которые «сошли бы за своих на съезде дипломированных бухгалтеров». Оскорбления со стороны болельщиков и медиа почти не задевают их. Сколько бы Наяни не предлагал ответить на атаки, Джоэль Глейзер, сопредседатель «Юнайтед», спокойно разубеждал его. Сплоченную семью не очень интересует общественное мнение. Их интересуют деньги.
В 2005 году это было новинкой для европейского футбола. Большинство британских клубов тогда были убыточны и управлялись тщеславными местными бизнесменами – как, например, «Ньюкасл» под председательством Фредди Шеферда. Глейзеры же были явными искателями прибыли. Это породило бурные спекуляции на тему что они могут сделать: поменять герб «Юнайтед», продать права на название «Олд Траффорд», уволить сэра Алекса Фергюсона и икону-ставшую-директором, сэра Бобби Чарльтона, и вообще растоптать традиции «Юнайтед» как жестокие американские капиталисты.
На самом деле, как рассказывает Наяни, Глейзеры были намного умнее. Они не хотели менять «Юнайтед». Они купили его именно потому, что он хорошо управлялся и приносил постоянный доход: за 30 лет до того, как он перешел во владение семейства Глейзеров в 2005 году, «Манчестер Юнайтед» сгенерировал 250 млн. фунтов стерлингов (400 млн. долларов) прибыли до налогов, выиграв при этом 8 титулов премьер-лиги. Они нацелились на лучший бизнес в ужасной индустрии.
Когда братья Глейзеры впервые посетили «Олд Траффорд» летом 2005-го, офисные сотрудники «Юнайтед» собрались послушать речь Джоэля. Он сказал им, что Глейзеры будут консервативными владельцами, которые уважают традиции «Юнайтед». Это почти полностью подтвердилось. Вместо того чтобы уволить Фергюсона, Глейзеры всегда проявляли к нему уважение. Они навещали его и игроков после матчей в раздевалке, вотчине Фергюсона, никогда не вызывая его к себе. Вместо того, чтобы уволить Чарльтона, Джоэль сказал Наяни: «Сэр Бобби будет иметь пожизненную должность клубе… Он – «Манчестер Юнайтед». Не удивительно, что Фергюсон и Чарльтон стали главными послами Глейзеров, защищая их от разозленных фанатов.
СМИ и болельщики часто обвиняют Глейзеров в непонимании «души «Юнайтед». На самом деле, они понимают ее идеально. Просто они видят в ней источник заработка.
Наяни акцентирует внимание на титулах, которые «Юнайтед» выиграл с Глейзерами – 5 чемпионств, 3 Кубка лиги и Лига чемпионов – но, возможно, клуб выиграл бы гораздо больше без них. Представьте себе звезд, которых мог бы купить «Юнайтед» за прошедшее десятилетие с 500-700 млн. фунтов стерлингов, что Глейзеры забрали в виде процентных доходов, банковских комиссий и вознаграждений управленческого персонала, которые они выплатили сами себе. Как заявил Фонд болельщиков «Манчестер Юнайтед»: «Если представить это в виде гонки, то «Юнайтед» тащит своих владельцев за собой, как трактор, в то время как владельцы «Манчестер Сити» снабдили клуб ракетным топливом».
Тем не менее, у Глейзеров есть свои положительные качества. Во-первых, они не тщеславны. Когда «Ливерпуль» проиграл финал Лиги чемпионов-2007 Милану в Афинах, злополучный американский владелец Джодж Джилетт лично повел игроков на получение медалей. Как говорит Наяни, вы никогда не увидите Джоэля Глейзера, поступающего таким образом. И тогда как владелец «Челси» Роман Абрамович навязывал ненужные покупки, вроде Андрея Шевченко и Фернандо Торреса, большому количеству тренеров, Глейзеры предоставляли Фергюсону и его преемникам возможность принимать решения самим.
Во-вторых, хотя Глейзеры и поднимали постоянно цены на билеты, они не были более жадными, чем другие английские клубы. Самый дешевый сезонный билет на «Олд Траффорд» в этом году стоит £532 ($780), только 9-ый по стоимости в премьер-лиге, согласно Sporting Intelligence. Самый дорогой стоит £950 ($1400) – почти столько же, сколько у «КПР», и почти в два раза дешевле, чем у «Арсенала». Учитывая, что места на «Олд Траффорд» почти всегда распроданы, Глейзеры могли бы брать со зрителей больше.
Но они не повышают цены, потому что им это не нужно. Прежде чем кто-либо еще, они заметили потенциал большого роста «Юнайтед» по всему миру. «Юнайтед» имеет сотни миллионов зарубежных болельщиков, многие из которых никогда не увидят «Олд Траффорд». Лучший способ заработать деньги на этих людях – заключение глобальных спонсорских сделок. Спонсорство – единственная часть клуба, которую Глейзеры хотят полностью контролировать. Они проложили пионерскую тропу 35 различными сделками.
В то время как многие клубы ждут, пока спонсоры выйдут на них, «Юнайтед» приходит к спонсорам сам. Когда клубу был нужен новый спонсор футболок, люди из коммерческого отдела изготовили пробные футболки, каждая с именем разной компании, упаковали их в дорогие черные коробки и отправили руководителям каждой компании. Наяни резюмирует их посыл: «Нет необходимости представлять, как Руни будет смотреться в футболке вашей компании, мы уже сделали это за вас».
Страховая компания Aon стала спонсором футболок «Юнайтед» после того, как «пробная футболка, предоставленная без запроса, оказалась на столе нового директора по маркетингу Фила Клемента». Но спонсорство формы – только лишь один из бесчисленных способов, как мировые компании могут платить «Юнайтед». Хотите стать партнером мобильной связи в Саудовской Аравии или глобальным официальным автомобильным партнером? У Глейзеров есть для вас местечко. Удивляетесь, как Мистер Картошка может оказаться при делах? Можете больше не удивляться.
Их усилия плюс глобализация футбола вылились в рост бизнеса «Юнайтед». Глейзеры приняли клуб с доходом 246.4 млн. евро (280 млн. долларов) в сезоне 2004/05 – второй результат после «Реала Мадрид», согласно консалтинговой фирме Deloitte. В последнем сезоне, хотя и по-прежнему уступая реаловскому, доход «Юнайтед» увеличился более чем в двое – до 518 млн. евро (550 млн. долларов).
В то же время, кредит, переложенный Глейзерами на «Юнайтед», уменьшился в половину с пикового в 717 млн. фунтов (1.1 млрд. долларов) в 2009-м до 380.5 млн фунтов (560 млн. долларов) в последнем сезоне. Принимая в расчет растущие доходы, это вполне посильная ноша, особенно учитывая, что выплаты по процентам снизились. Журналисты провели 10 лет, трубя, что «Юнайтед» обанкротится или это случится с Глейзерами, а может, даже и с футболом. Сегодня же эта паника выглядит глупо.
Теперь финансовый фейрплей (ФФП) помогает Глейзерам. Победа «Юнайтед» со счетом 4:2 над соседями в последнем дерби случилась отчасти благодаря ФФП: новые правила УЕФА остановили владельцев «Сити» от покупки лучших игроков. Это, в свою очередь, помогает «Юнайтед» удерживать зарплаты и трансферные затраты на приемлемом уровне.
790 млн. евро, которые Глейзеры отдали за «Юнайтед», теперь выглядят покупкой по дешевке. Рыночная стоимость клуба на нью-йоркской фондовой бирже теперь составляет 1.78 млрд. фунтов (2.63 млрд. долларов). Кроме того, хоть Глейзерам никогда и не стать любимцами публики, сейчас они по большей части игнорируются. Запросы «Glazer Manchester United» в Google, которые находились на пике в 2005-м, в последние 5 лет не добирались до уровня, которого они достигли в 2010-м, когда группа богатых болельщиков, известных как «Красные Рыцари», пытались выкупить «Юнайтед».
В любом случае, эти запросы в Google в подавляющем большинстве были сделаны в Британии и следом, с большим отрывом, в США. Большинство болельщиков в других странах – как, например, корейские фанаты, которые, как пишет Наяни, «отчаяно пытались намерено застрять в лифте с игроками во время предсезонного турне» – похоже, просто не волнует, кто владеет клубом.
Глейзеры одержали победу молча. Наяни завершает книгу своим увольнением: семейству просто не нужен представитель.
Глейзеры – это будущее. Впервые за свое существование английский футбол становится прибыльным бизнесом. Клубы премьер-лиги сообщили о совокупной прибыли до налогов за последний сезон в 190 млн. фунтов (280 млн. долларов), их первая совокупная прибыль за 15 лет, пишет Deloitte. Другие американские бизнесмены – такие, как Рэнди Лернер в «Астон Вилле», Стэн Кронке в «Арсенале» и Эллис Шорт в «Сандерленде» – покупали клубы в поиске прибыли, которую нашли Глейзеры.
Это прискорбно. Клубы не должны использоваться для получения прибыли. Компании существуют для того, чтобы сделать своих акционеров богатыми. В отличие от этого, большинство клиентов (болельщиков) и сотрудников (игроков и тренеров) клуба сказали бы, что клуб существует исключительно для того, чтобы играть хорошо и выигрывать турниры. Ищущие прибыли бизнесмены не могут купить Британский Музей, и им не должны позволять покупать «Манчестер Юнайтед». Как бы то ни было, футбольные правила допустили это, а Глейзеры были достаточно умны, чтобы увидеть прибыль там, где другие ее не увидели.
Топовое фото: globallookpress.com/John Angelillo/UPI
Клуб мог позволить любых игроков и ранее, зарабатывал всегда огромные деньги, был прибыльным и без участия глейзеров. Все, что изменилось при глейзерах - так это появился гигантский долг.
Отличный пример, как купить в кредит заведомо успешный бизнес и повесить на него же этот же кредит.
Если вам интерсно как работает менеджмент "Юнайтед", то вы можете прочитать эту статью:
- Внутри машины под названием «Манчестер Юнайтед» (Как футбольный клуб переносит свои игры с «Олд Траффорд» на лондонскую аллею хэдж-фондов.) http://carrick.ru/texts/inside-the-man-united-machine/