Анатолий Исаев и Алексей Парамонов. Военная история
Олимпийские чемпионы-1956, четырехкратные чемпионы СССР вспоминают свой военный быт.
АНАТОЛИЙ ИСАЕВ: "ФУТБОЛОМ УВЛЕКАЛИСЬ НЕСИЛЬНО – МЯЧЕЙ ЖЕ НЕ БЫЛО"
– Когда началась война, мне было всего 9 лет, – говорит Исаев. – Ох как тяжело было... Все время хотелось есть. 400 грамм хлеба на весь день маленькому пацану. А тем более набегаешься за день во дворе, аппетит просыпается. Вспоминаю ночные бомбежки в любую погоду. Один раз бомба упала недалеко от нашего дома – в 300 метрах. Меня ударной волной просто вышибло с кровати.
Мать дежурила во время бомбежек по ночам, выходила на крышу. Порой я ей помогал. В нашем дворе была булочная, чтобы получить там хлеб, нужно было записаться заранее, рано утром. Приходилось ночевать в подъезде, на лестнице. Потом по наказу матери я вез купленные бублики за город, продавать. Ехал примерно 100 километров на подножке, без билета, зимой. На вырученные деньги покупал мороженую картошку. Вот так помогал матери прокормить семью. Так закалялся характер.
Нельзя сказать, что в детстве у меня возникла любовь именно к футболу. Тогда мы старались играть во все – в хоккей, баскетбол, волейбол, лапту. И немного увлекались футболом. Прочему немного? Так ведь мячей еще не было. Так что зимой пинали на льду консервную банку, а летом набивали женский чулок всевозможными тряпками.
Я уже точно и не помню, когда прикоснулся к настоящему футбольному мячу. Они же появились только в послевоенные годы, и были большой редкостью. Почему-то существовала такая закономерность: хозяин мяча плохо играл. Но когда выносил его во двор, такой праздник начинался!
Играли между дворами, улица на улицу. Однажды ребята привели меня на стадион "Родина". Сначала у меня вообще мало что получалось… А затем освоился, что-то начал показывать на поле. Стал каждое воскресенье ездить на тренировки клуба "Салют". Из этой команды, кстати, вышли олимпийские чемпионы Масленкин и Огоньков.
Меня не ставили в основной состав, играл за молодежную команду. А потом в матче против "Локомотива" вместе с приятелем выпустили на поле при счете 0:1. Я отдал голевую передачу – приятель забил. 1:1. После этого дела пошли на лад, стал играть в основе на позиции центрального нападающего.
* * *
АЛЕКСЕЙ ПАРАМОНОВ: "СОБРАЛСЯ НА ПЕРВУЮ ТРЕНИРОВКУ – И ТУТ МОЛОТОВ ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ"
– В июне 1941 года я пришел на стадион "Старт", – вспоминает Парамонов. – Там проходил обычный матч чемпионата Москвы. Увидел объявление о наборе в футбольную секцию и загорелся желанием, приготовил спортивную форму, собрался на первую тренировку. И тут Молотов по радио объявил о начале войны…
Футбол, естественно, сразу ушел на второй план. К тому времени я уже закончил 8 классов. Так что отправился работать, оказывать посильную помощь фронту. Брат помог устроиться учеником на завод деревообрабатывающих станков, который сразу после начала войны переквалифицировался на сбор военной техники. Я собрал минометы М-50. Порой приходилось работать по 36 часов… Не выходили из помещения. Питание, сами понимаете, было ограниченным. Трудились полуголодными и сонными, понимая, как важны эти минометы фронту.
С 1942 года и до конца войны работал на судостроительном заводе. В 1943-м, когда немцы начали потихоньку отступать, появилась возможность в перерыве между сменами заниматься физкультурой. Тяжелый образ жизни заставлял постоянно поддерживать форму. Стали проводиться соревнования по легкой атлетике. Бегали вокруг цеха. Дистанция – ровно километр. Я в первом своем забеге получил грамоту. Результат – 3 минуты.
А в 1944-м приятель, который занимался в спортивной школе "Строитель", пригласил попробовать свои силы в секции. Он знал, что я в школе уже играл в футбол на неплохом уровне. На первом занятии тренер спросил про мою позицию. Я естественно, ответил, что нападающий. А меня поставили в ворота (смеется). Поскольку я любил волейбол и баскетбол, в принципе, неплохо получилось. А потом выздоровел основной голкипер, и меня перевели в поле.
Практически сразу же меня включили во вторую команду, участвовал в чемпионате Москвы. Действовал в нападении. В одном из матчей меня поставили на левый край. Мы выиграли 3:0, а я оформил хет-трик. После этого, наверное, и началась моя серьезная футбольная карьера. Перешел в основной состав, где выступал вместе с будущим председателем федерации футбола СССР Николаем Николаевичем Ряшенцевым.