4 мин.

Брайан Клаф: человек, который двигал людей и горы

Восточно-немецкие журналисты выглядели ошеломленными, а секретарь ''Ноттингем Форест'' Кен Смоллс неловко улыбался. ''Лесники'' только что разбили ''Форверст'' из Франкфурта в матче Кубка УЕФА, и победоносный менеджер, герр Брайан Клаф, обращался к гостям пресс-конференции, как этого требует европейская футбольная организация. Брови собравшихся начали подниматься, поскольку восточно-германский переводчик транслировал слова Клафа следующим образом: 

Он сделал несколько быстрых комментариев к матчу, закончил свое пиво, указал на присутствующих журналистов и сказал: ''Господа, я должен идти''.

Репортеру из ''Deutsches Sportecho'' и его коллегам Брайан Клаф, на первый взгляд, должно быть, показался экстраординарным. Тренеры не критикуют своих директоров в Англии, если не хотят быть уволенными. Что уж говорить про Восточную Германию. Клаф проделывает это постоянно, выходя сухим из воды и процветая просто потому, что ''Ноттингем Форест'' был бы ничем без него, и руководство это прекрасно осознает.

Начиная с его появления в клубе, они вернулись в Первый дивизион. Дважды выигрывали Кубок европейских чемпионов и Кубок Лиги. Его имя продает больше газет, чем кто-либо в футболе. Недавно Клаф начал использовать свою популярность у бульварной прессы, чтобы заработать на инвалидные кресла для больных детей в Дербишире. И каждый может нарваться на остроумие и критику уроженца Дерби, поскольку он стремится к 20-ти креслам. На сегодняшний день уже собрано 18 штук.

Он - человек экстраординарных противоречий. Он может быть невероятно вежливым или позорно грубым. С точностью внимательным или иссушающе презрительным. Злым или щедрым. Один журналист как-то сидел в зале ожидания аэропорта и увидел Клафа, со стола которого в суматохе унесли виски. Тотчас несколько игроков команды сбегали в ''дюти-фри'' и восстановили справедливость за столом менеждера.

Председатель клуба - Джеффри Макферсон. В тайне он раздражался вспышке Брайана в Восточной Германии, хотя на публику он печально выдавил, что это Клаф просто так развлекается. На обратном пути домой тренер все два часа провел с крепким напитком в руках. Попытки пробраться в кабину экипажа для просмотра полетной палубы были встречены лаконичным ответом: ''Без шансов''. Была подозвана бортпроводница. ''Юная леди, вы можете держать эту дверь закрытой. Благодарю вас'' - вежливо просит Макферсон, сидящий в первом ряду с апельсиновым соком, пока остальные члены команды ''уговаривают'' шампанское авиакомпании. Клаф не имел его ввиду, когда на конференции заявлял о гуляющих директорах. Макферсон был абсолютным трезвенником всю жизнь. Джеффри признает Брайана Клафа одним из самых величайших мотиваторов людей, с которыми он когда-либо сталкивался.

Одними из фирменных слов Клафа были: ''настоящий'', ''подлинный''. Молодым, не самым одаренным игрокам, не познавшим до конца всех тонкостей футбола, он мог сказать: ''Сынок, у тебя нет таланта. Но ты настоящий - и это твой талант. Так иди же и работай над собой''.

 

Он не переносит наивных дураков и обязательно скажет об этом в лицо, если глупость окажется чрезмерной. Его подготовка к матчу и благосостоянию игроков превалирует над чем бы то ни было, окружающие об этом знают. Только попробуйте вмешаться. Даже перед игрой, особенно, на европейских соревнованиях, когда в команде будут бесконечные брожения по окрестностям, он купит им выпить. Они все - ''мои игроки''.

Из ветхой землянки на ''Стадионе Дружбы'' во Франкфурте-на-Одере непрерывный поток индустриальной речи мог быть услышан в высокой температуре момента. ''Господа, никаких обещаний, пожалуйста. Брайан'' - так несколько лет назал он посеял спокойствие среди самых крикливых болельщиков ''лесников''.

Контакт с прессой - тяжелая работа для большинства менеджеров, некоторые считают ее очень трудной. Клаф делает это с легкостью, когда он этого хочет. Журналист может быть вынужден ожидать его в течение нескольких часов. Вспоминается, как репортер совершил девять звонков с целью узнать о травмированных игроках. На восемь из них коммутатор ответил, что Клафа нет рядом в данный момент. Последняя попытка также провалилась: сообщили, что Брайан просто ушел домой. 

Но он точно знает, чего хотят газеты. В понедельник утром пресс-конференция Брайана продлилась всего пять минут, но к ее концу, после его ремарки о нынешней команде, являющейся ''полным дерьмом'' по сравнению с предыдущей, последняя страница всех таблоидов была украшена словом ''лидерство''. Еще более важно то, что Клаф гарантировал своим игрокам спокойствие на оставшуюся часть дня. Их уже никто не побеспокоил. 

Его общественный образ - быть словоохотливым с небольшим беспокойством о чувствах людей, но знакомство на этой неделе показало: в глубине души он - очень заботливый человек. Нет никого, кто бы собрался в ''разведку'' и не знал, что Клаф обязательно придет на помощь в случае беды. Если, конечно, он уверен в искренности намерений, и дело ваше правое. 

''Американские горки'' Брайана Клафа могут продолжаться очень долго. Игра будет гораздо менее захватывающей, когда он прекратит дело. 

          ------------------------------------------------------------------------------

Оригинал: Чарльз Берджесс, ''The Guardian''. 1 октября, 1983 год. 

Первоисточник перевода: FootballHD.ru

Фото: Getty Images