Стадионы будущего: 10 трендов в строительстве арен
Чемпионат Мира 2018 года неумолимо приближается, и через пару лет наш 2015 будут вспоминать как момент начала строительства большинства футбольных арен, которые будут задействованы для игр мундиаля. В Лужниках практически демонтировали всю старую инфраструктуру, в Самаре заливают первый бетон, а в Саранске пока успели расчистить площадку и поставить забор. Какими станут новые арены, мы увидим уже скоро, а пока я предлагаю краткий обзор главных тенденций при строительстве стадионов. К сожалению, примеры «Локомотива» и «Арены Химки», которые были открыты меньше 15 лет назад, показывают, что новый стадион в нашей стране – это не всегда стадион современный.
1. Климат-контроль
Впервые о кондиционировании арен заговорили в связи с проведением Чемпионата Мира в Катаре в 2022 году, однако, Ближним Востоком такие технологии не ограничиваются. Не так давно на стадионе одного из мексиканских футбольных клубов была установлена система, которая ночью перед матчем, пользуясь низким тарифом на электроэнергию, морозит огромное количество льда, а уже днём вентиляторы гонят прохладный воздух на трибуны. Схожие проекты реализуются сейчас во многих странах. В наших широтах актуальнее обогрев людей, но здесь прогресс дальше совершенствования тепловых экранов пока не пошёл.
2. Неспортивная инфраструктура
Очевидно, что непосредственно футбольные матчи занимают от силы 100 дней в году, и то если стадион используется несколькими командами одного клуба, или разными клубами, как та же «Арена Химки». Спонсоры, инвестирующие всё большие суммы в нейминговые права, заинтересованы в том, чтобы люди посещали условную «Открытие Арену» не только в дни матчей, аналогичный интерес естественно есть и у клубов. В последние годы всё большее внимание уделяется разнообразным конференц-залам, ресторанам, фитнесс-центрам, расположенным на стадионах. Зачастую такие проекты носят даже сезонный характер. Прошлым летом Барселона организовала на «Камп Ноу» временный ресторан с баром прямо у кромки поля, и сейчас такие идеи учитываются уже на стадии проектирования арен.
3. Стоячие сектора
На строящемся сейчас стадионе клуба МЛС из Орландо предусмотрены первые в США стоячие сектора. Руководители клубов начинают понимать, что огромные бездушные арены вроде «Уэмбли» и «Эмирейтс» проигрывают компактным стадионам с точки зрения атмосферы. С другой стороны, терять прибыль, уменьшая вместимость, тоже никто не хочет, и поэтому создание безопасных стоячих трибун для активной части болельщиков видится наилучшим выходом. В той же Германии, которая в отличие от Англии избежала запрета на стоячие сектора, это даёт прекрасный результат, открывая доступ на стадион широчайшему кругу болельщиков.
4. Общественные пространства
Классические ложи не всем по карману, и клубы пытаются предложить опции, которые могут себе позволить разные категориям болельщиков. В США на некоторых аренах есть зоны, называемые party decks, в основном рассчитаные на молодую аудиторию, которой приятно находится в пространстве, больше напоминающем классический спортбар, но расположенном на открытом воздухе прямо на площадке.
5. LED-фасады
Когда перед Чемпионатом Мира 2006 года в Мюнхене открылась Allianz Arena с фасадом, способным менять цвет, это казалось невероятным техническим новшеством. В последние годы, с радикальным удешевлением светодиодов, фасады по сути будут становиться огромными экранами. В Перу на национальном стадионе на фасаде отражаются эмоции публики во время идущей игры – в зависимости от того, свистят болельщики, или, например, поют, меняется окрас элементов подсветки. А в том же Катаре мы увидим и полноценные трансляции матча по периметру стадиона.
6. Беспроводные сети
WiFi и дополнительные модули сотовых операторов уже давно стали обязательным элементом нового стадиона. В последние годы клубы стали наконец нащупывать и способы монетизации доступа в интернет. Так, шотландский «Селтик», проанализировав трафик, проходящий через WiFi на домашней арене, обнаружил, что большинство подключившихся к стадионной сети заходит на сайты букмекеров, чтобы сделать ставку в реальном времени. В этом сезоне совместно с одной из букмекерских контор клуб предложил болельщикам специальный ресурс с расширенной линейкой ставок на конкретный матч. Естественно, с каждого поставленного фунта несколько пенсов идёт в копилку клуба.
7. Остекление
Стеклянными в последние годы становятся не только небоскрёбы – стекло всё чаще используется и в строительстве арен, как, например, на новом стадионе в Стокгольме, где фасад полностью выполнен из стекла. В Америке против этого уже успели выступить даже экологи, переживающие за здоровье птиц.
8. Экологичность
Речь не только об использовании безопасных и экологичных материалов, но и о разного рода энергосберегающих технологиях, значительно снижающих эксплуатационные расходы. В Сингапуре уже устанавливают на стадионах солнечные батареи, а с развитием систем кондиционирования поле для применения таких идей будет только шире. Евро 2016 во Франции должен стать самым «зелёным» турниром такого уровня – все арены особо отмечают использование целого ряда дружественных природе решений, используемых при строительстве и эксплуатации.
9. Искуственные газоны
Этим летом в Канаде пройдёт Чемпионат Мира по футболу среди женщин, и это будет первый турнир под эгидой ФИФА, на котором матчи будут проходить на искуственных газонах. В последние годы технологии шагнули так далеко, что рано или поздно натуральные газоны могут уступить место синтетическим. Это также позволит без ограничения использовать поле, не заботясь о сохранности травяного покрытия. Кстати, в январе футболистки, которые изначально выступали против решения ФИФА разрешить игры на синтетике, отозвали свой иск, заявив, что их устраивает качество искуственной травы, которая будет использоваться в Канаде.
10. Системы «умного дома»
Составной частью инфраструктуры арен со временем станут объединённые в единую сеть экраны, турникеты, разного рода вспомогательные системы вроде освещения и водоснабжения, одним словом, автоматизороваться будет всё то, что можно автоматизировать. Если наш домашний холодильник лет через 5 научится заказывать продукты в интернете, то же будет делать и рефрижиратор на арене, а свет и кондиционирование в ложе будут включаться в тот момент, когда машина гостей подъедет на стадионную парковку. Уверен, что на футуристичном стадионе в Токио, который примет матчи Олимпийского футбольного турнира 2020 года, многое из этого станет реальностью.
Понятно, что большинство из описанных вещей могут казаться делом послезавтрашнего дня, ведь для нашей неизбалованной публики удобная и большая парковка, широкие входы и чистые туалеты зачастую являются пределом мечтаний. Будет здорово, если строящиеся и реконструируемые сейчас стадионы смогут задать новый стандарт качества при просмотре футбольных матчей в России.
Анонсы и новости в твиттере и инстаграме
А вот по поводу абзаца "Неспортивная инфраст(р)уктура" и использования стадиона в коммерческих и других мероприятиях с сожалением приходится констатировать, что в России пока накопился негативный опыт, я имею ввиду, естественно, Казань-Арену, первая ласточка среди стадионов к ЧМ, построенных на бюджетные деньги. Эстадио построен в 2013 году (!!!), а количество сыграных официальных матчей ничтожно мало. И еще год здесь не будет играть Рубин. Стадион и так не приносит денег, просто простаивает, содержание обходится в сотни миллионов рублей в год. А сейчас там строится временная крыша и бассейн, явно недешевое удовольствие (под миллиард рублей) ради двух недель чемпионата мира по водным видам спорта в городе, где для Универсиады уже построен шикарный дворец для подобных водных мероприятий.
И вот смотря на все это становится страшно и грустно за остальные стадионы в Екб, Волгограде, Самаре и прочих. Все они будут принадлежать местным властям и управляться ими же. И далеко не факт, что местные клубы потянут многомиллионную аренду этих спортивных сооружений. Хотя что это я, лишь бы построили.
wi-fi уж наверняка на всех стадионах у нас реализуют, в остальные пункты верится с трудом, зная как любят у нас в стране попилить. Но когда-нибудь, конечно, все эти новшества станут привычным делом.
Всё для людей - так можно охарактеризовать все тренды. Дорого, но альтруистично:)