Октябрь семнадцатого. Как «Динамо» уместит футбол и хоккей на одном стадионе
Арена «Динамо» долгие годы оставалась главным стадионом страны. Почтенного возраста, она рассыпалась в песок времени. По уровню комфорта и вместимости ее обставили «Лужники», потом «Локомотив», но стадион «Динамо» мог гордиться атмосферой прошлого. Толпы людей в Петровском парке, утонувшие в асфальте кассы, потертые буквы на входе. Олимпиада-1980, Майкл Джексон, самые скучные матчи чемпионата России – лишь за то, сколько он повидал, стадион заслужил второй день рождения. Еженедельник «Футбол» побывал на строительстве новой арены «Динамо» и узнал, почему чемпионат мира-2018 едва все не испортил и как прошлое тормозит настоящее.
«Еще раз про любовь»
Возле метро «Динамо» мелькают люди, предматчевые программки разлетаются за минуту. Звучит бравурная музыка, крупные буквы «ДИНАМО» на фасаде стадиона сверкают белым на солнце. Лощеный Евдокимов, в пиджаке и при галстуке, держит в руках понурые гвоздики.
– Сто лет не дарил девушкам цветы, – замечает Евдокимов то ли в воздух, то ли обращаясь к другу Владику. – Ты знаешь, когда мы сегодня утром уезжали, я посмотрел на Семенова. У него была такая счастливая рожа. И только тогда я понял: «Выиграли». Вот, наверное, ради таких минут живут люди... Завтра все это будет очень привычным.
– Нет лишнего билетика? – на секунду останавливается прохожий.
– Нет.
– Вы Евдокимов? Можно вас на минутку? – Ира подходит незаметно, голос готов сорваться, а глаза смотрят в пространство – слишком далеко отсюда.
– Можно.
– Ждете Наташу? Она мне объяснила, что вы должны ее ждать. Она очень хорошо описала вас.
– В чем дело?
– Она не придет. Потому что... Она ужасно волновалась. У вас там сегодня что-то происходило на работе. Она не придет.
– Товарищи, нет билета?
– Нет... Они сели на аэродром. Я как раз была на поле. У них загорелось. Ну, она всех выпускала, выпускала и не успела... Потом она пришла в себя... и все говорила... и все волновалась, как у вас там.
– Ребята, есть билетик?
– Она еще долго жила, два часа... Она просила передать вам, что главное – выдержка. Я пойду.
Время не лечит
Еще в 1967 году стало понятно, что стадион «Динамо» – больше чем просто стадион. Эдвард Радзинский и Георгий Натансон сделали его одним из героев фильма «Еще раз про любовь». Дух времени в последней сцене. «Возле «Динамо» – место встречи не менялось для многих годами. В дни матчей народ заполнял каждый метр пространства. Футбольная энергия Москвы аккумулировалась здесь. Во времена, когда счет игры нельзя было узнать двумя кликами, а любую новость прочитать в твиттере, предстартовые расклады и послематчевые разборы проходили в Петровском парке. Технология «Из уст в уста» работала стабильно, и если один знал, что Игорь Нетто развелся, то это знали все. После игры болельщики наблюдали, как фигурки в цветах команд перемещаются по таблице (располагавшейся у одного из входов) в соответствии с результатами.
Прожитые годы наложили на стадион «Динамо» рубцы времени. Статус памятника архитектуры ему присвоили еще в 1987 году, но на суровом этапе девяностых–нулевых памятник держался на совести строителей. Прорывало трубы, были проблемы с отоплением и электричеством: «Динамо» рассыпалось. Происходящее особенно никого не интересовало, пока не возник план строительства новой арены. Общественные организации забеспокоились, что памятник будет снесен. В июле 2011 года постановлением правительства Москвы его статус был переформулирован как «объект культурного наследия регионального значения». Охранные границы территории были изменены, и это позволило инвестору заняться проектом реконструкции «Динамо» всерьез.
«Динамо Бернабеу»
– Последний матч на «Динамо» был сыгран в ноябре 2008-го, сейчас уже март 2015-го, а стадиона нет, – расставляет маркеры времени Михаил Смирнов, пресс-секретарь «ВТБ Арена Парк». – Людей непосвященных эти цифры бьют: «Чё вы тут делали?» Надо понимать, что с восьмого по десятый стадион просто стоял как бы ничейный, зарастал бурьяном. Сиденья раздали болельщикам, подшефным детдомам, воинским частям.
Идея стала оформляться в реальность с конца 2010 года, когда состоялся международный закрытый конкурс на архитектурные и градостроительные решения развития и реконструкции территории «Динамо». По условиям организаторы имели право взять лучшее из всех представленных проектов. Поэтому элементы концепции – победителя голландского архитектора Эрика ван Эгераата наряду с другими четырьмя конкурсантами были применены в окончательном проекте стадиона с учетом доработок и изменений. Планировалось, что стены «Динамо» будут сохранены и вписаны в новый проект. «Прошло то время, когда мы, архитекторы, целиком разрушали старое и строили новое, – говорил после подведения итогов конкурса голландец в интервью ВВС. – У старых зданий есть жизнь и в настоящем, и в будущем. Данная идея будет оказывать все большее влияние на архитекторов и градостроительное руководство. Именно это делает современные города привлекательными. Нельзя сохранять целиком старое, так же как нельзя от него полностью отказываться».
До окончательного варианта проекта было еще далеко. Для его совершенствования выбрали команду американского архитектора Дэвида Маника. Он участвовал в проектировании нового «Уэмбли», «О2-Арены». Теперь его коллектив занимается одним из стадионов катарского чемпионата мира. Первоначальный динамовский проект Маники тоже был ориентирован на участие в чемпионате мира-2018.
– Довольно массивное, внушительное сооружение, боковыми «ногами» чем-то напоминавшее «Сантьяго Бернабеу», – представляет Михаил Смирнов. – Для соответствия требованиям ФИФА пришлось бы еще менять ориентацию поля с традиционной динамовской «запад – восток» на «север – юг». Восприняли решение оргкомитета от Москвы оставить в списке арен чемпионата мира «Лужники» и «Спартак» хоть и со смешанными чувствами, но с удовлетворением от того, что не успели начать стройку 45-тысячника. И без того целый год ушел на перепроектирование. Решили уменьшить стадион до 27 тысяч зрителей, убрали «ноги», ориентацию «север – юг», возникла возможность вписать новое сооружение в контур старых стен. Кстати, реставраторы установили, что первоначально цвет старых стен был не коричневатый, а серебристый с вкраплениями. Появилась возможность не только сохранить «Запад», но и воссоздать все стены. Решение ФИФА дало нам эту возможность. Но раньше был один стадион, а сейчас – на том же месте, под одной крышей – два объекта.
Имени Льва Яшина
Современные футбольные арены теряют исключительность. На газон заливают лед для хоккея с шайбой и мячом, засыпают снегом ради биатлона и застилают паркетом под волейбол. На «Казань Арене» вообще пройдет чемпионат мира по водным видам спорта. Однако два стадиона под одной крышей еще никто не создавал. Теоретически на «Динамо» можно будет провести футбольный и хоккейный матчи одновременно. Вторая арена перестраивается под хоккей, баскетбол или концерт за три-четыре часа и вместит от 11 до 14 тысяч зрителей. Гурманы смогут наблюдать за обоими зрелищами из панорамного ресторана, который будет расположен в «мембране-перегородке» между двумя аренами. Дэвид Маника считает, что концерты все-таки стоит проводить отдельно: «Когда Малая арена будет использоваться для концертов, звук будет несколько громче. И хотя мы проектируем здание так, чтобы в штатном режиме здесь могло проходить два события одновременно, возможно, в случае с концертами было бы правильнее не проводить их в одно и то же время с матчами». В остальном стадион «Динамо» должен справиться с потоком в 40 тысяч гостей. Другое дело, что нынешняя посещаемость «Динамо» совсем не обещает постоянных аншлагов. В нынешнем сезоне бело-голубые официально собирают в Химках около восьми тысяч зрителей. Даже на матчах с конкурентами не могут выйти за пределы 15 тысяч.
Многие нюансы проявляются уже в процессе работы. Западная трибуна, например, с конца 1980-х считается динамовской, фанатской. Архитектор не знал такой детали, и на новом стадионе «мембрана» и медиа-экран отобрали у «Запада» существенное количество кресел. Впервые увидев стройку, болельщики прикинули соотношение «хозяева – гости».
– Они возмутились: «Нас и так меньше «спартачей», а вы нам еще хотите дать такую трибуну», – вспоминает Михаил Смирнов. – Хотя, конечно, гостевая квота – 10% и можно было решить этот вопрос: дали команду архитектору и договорились. Я вообще предложил болельщикам отказаться от географии и пойти по пути «Манчестер Юнайтед» – назвать трибуны в честь игроков, тренеров: у «Динамо» ведь тоже много фамилий. Яшин – понятно, но есть идея назвать возрожденный стадион логично: «Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина». Все надеются, что вдова вратаря Валентина Тимофеевна с пониманием отнесется к таким настроениям общественности.
Фанатов «Динамо» решили пересадить на «Восток» с отдельным ресторанным двориком. Напичкать стадион разными примочками нужно не только ради болельщиков. На нулевом этаже расположатся торговые площади, фуд-корт, семизальный кинотеатр и музей спорта «Динамо». Если спорт здесь будет несколько раз в неделю, то торгово-развлекательный комплекс будет работать постоянно.
Музей решили перенести. Прежде более десяти тысяч экспонатов всего общества «Динамо» хранились в «избушке» рядом со стадионом. Бабушки мерзли в ней без отопления и работали за идею. У домика тоже своя история: его использовали для предматчевых сборов «Динамо». Яшина и компанию закрывали в нем и вообще на территории стадиона. Но кроме воспоминаний о великих, музей ничего собой не представлял.
Тихий «Запад»
– Строители, архитекторы говорят, что стадион уже стоял бы, если бы не было этого условия – Западной трибуны. Как остальные стены, сняли бы, заново построили и воссоздали, – объясняет главный ребус строительства Михаил Смирнов.
Посещение Западной трибуны, того самого памятника, сейчас рискованное приключение. Пережив нашествие болельщиков, которые унесли домой кресла и артефакты вроде лампочек от знаменитого табло, трибуна продолжила ветшать. Заваленная амбарными книгами, креслами от офисов, карточками, с которых улыбаются молодой Антон Шунин, Лаки Изибор, сурово глядит Николай Толстых. Сейчас Западная трибуна ждет, когда ею займутся капитально.
Одну из главных деталей архитектурного комплекса – барельефы скульптора Сергея Меркурова – уже отправили на реставрацию. Скульптуры стали еще одной причиной сражения между застройщиком и общественниками, но конфликт быстро затих, когда стало ясно, что уничтожать их никто не собирается. Отреставрированные барельефы либо вернутся на свои прежние места, либо в музей, тогда на улице их заменят копии.
Вписать Западную трибуну в новый комплекс – главная задача, которую решают проектировщики и строители. Вариант оставить «Запад» как памятник, отдельно стоящую стену, отпал сразу: слишком крупное строение для монумента в центре Москвы. Западная трибуна будет воротами на стадион, на фасад вернутся легендарные буквы «ДИНАМО», над которыми появится огромный медиаэкран.
– Одно дело – когда строительство масштабного объекта ведут в чистом поле, другое – когда объект строится в условиях плотной городской застройки, – отмечает Сергей Цыбин, директор проекта по спортивной части. – Одной из задач является необходимость сохранить здание Западной трибуны как историческое наследие, сделав его частью возводимого сооружения. Требовалось найти решения, позволяющие, не повредив облик сохраняемого здания, совместить его с современной концепцией стадиона. Благодаря усилиям коллектива проектировщиков, строителей и специалистов Управляющей компании удалось найти решение задачи и получить положительное заключение Московской государственной экспертизы. Основные мероприятия по подготовке к комплексу работ по восстановлению здания Западной трибуны в составе строящегося стадиона будут закончены к августу.
***
Завершить строительство планируется к осени 2017 года. Неофициальная дата открытия – 22 октября, день рождения Льва Яшина. Стадион пройдет проверку полноценной загрузкой – концертом и товарищеским матчем. Можно будет снова назначать встречи «возле «Динамо».
Текст: Вячеслав Опахин
Фото: Сергей Дроняев, Global Look Press
Каждый год в России на бумагу перерабатывается около 10 млн тонн древесины. Каждый год у Фабио Капелло уменьшается количество кандидатов в национальную сборную России.
Скачай приложение еженедельника «Футбол» на планшет или смартфон. Спаси деревья. Помоги сборной России (иначе придется ужесточать лимит на легионеров).
http://ic.pics.livejournal.com/max_imp/62248752/1697/1697_900.jpg
http://www.sensusnovus.ru/uploads/2014/04/G-L-2.jpg
http://4put.ru/pictures/max/884/2715674.jpg
http://www.fresher.ru/wp-content/images/1196/1.jpg
http://img.narodna.pravda.com.ua/images/doc/8/1/816dc------3.jpg
Тот же случай здесь. Давай вообще всё назовём именем Яшина. Стадион, улица, кубок, школа - мало. Надо ещё базу. И все тренировочные поля на базе. И офис клуба. И клубный автобус. А почему только одну из трибун хотят назвать его именем, почему не все четыре? А почему бы каждое кресло на стадионе не назвать именем Яшина? И не сделать их всех с фотографией Льва Ивановича для пущего уважения? Фотографиями Яшина не обклеят ли случайно весь стадион, а то и всю территорию Петровского парка? Всенепременно надо, это же история, её надо помнить и чтить. Каждой забегаловке у парка надо в обязательном порядке присвоить имя Яшина. Поместить фотографию Яшина на клубную форму, причём как на футболку, так и на трусы, чтобы ещё больше продемонстрировать своё к нему уважение. И принять постановление: каждый президент клуба должен в момент вступления в должность в обязательном порядке поменять свою фамилию на Яшин. И вообще, всем игрокам, тренерам и персоналу надо назваться Яшинами. А что? И генка орлов не будет путаться с фамилиями, и почтение Льву Ивановичу своё выразим.
Что? Какие такие Бесков и Хочим? Кто такой Численко? А? Кесарев? Это кто? Какая разница, что их именами ничего не названо. Никого знать не знаем и не помним, у нас есть Яшин. Один Яшин. Только Яшин. Везде и всюду Яшин. Яшин Яшин Яшин Яшин!!! Всем бг сменить имя на Яшин! И только так называть своих детей. Мы же не чудики, в самом деле, мы же помним и ценим свою историю.
Отреагировали на первый домашний матч сезона и болельщики, которые заполнили три трибуны из четырех. Более десяти тысяч зрителей в Химках — отличный результат.(с)
--------------------
Всем им установлены памятные доски.
Для "Динамо" это несложно.
Могу только поздравить болельщиков Динамо
Ты разницу между фото и веб-камерой понимаешь?