1934: Битва при Хайбери
В это воскресенье на «Эмирэйтс» вновь пройдет матч сборных — на этот раз между Бразилией и Чили во главе с Алексисом Санчесом. Стадиону «Арсенала» уже доводилось в недавнем прошлом принимать «Селесао», товарищеские игры которых в последнее сремя превратились в странствующее шоу глобальных масштабов. Но на домашней арене «канониров» случались международные матчи и в эпоху, давно предшествующую новому стадиону. Проходили такие игры и на «Хайбери», но ни одна из них не превзошла товарищеский матч 1934 года между сборными Англии и Италии, называемый с тех пор не иначе как «Битва при Хайбери».
Матч был важен для «Арсенала» не только потому, что пришлось играть роль радушных хозяев. На ноябрь 1934 года пришелся пик расцвета команды «канониров», созданной Гербертом Чепмэном — даже несмотря на то, что сам архитектор первых больших побед клуба скончался в январе этого же года. В те дни в каждую из сборных вызывалось только 11 игроков. На этот раз, тренеры сборной Англии привлекли сразу 5 игроков «Арсенала» — голкипера Фрэнка Мосса, капитана сборной Эдди Хэпгуда, Рэя Боудена, Уилфа Коппинга и одного из лучших английских игроков тех времен Клиффа Бастина.
Из-за травм других игроков сборной дополнительно были вызваны защитник Джордж Мэйл и форвард Тэд Дрейк, увеличив таким образом контингент «канониров» в сборной до 7 человек. Кроме того, тренер «Арсенала» Джордж Эллисон комментировал игру на радио. Но этот матч по праву заработал свое место в истории «Хайбери» (и всего английского футбола) не только из-за концентрации игроков лондонского клуба в национальной команде, но и потому что игрался на фоне шовинистских настроений, неразрывно связанных с ростом националистических движений в Европе 1930-х годов. Так что игра шла, в буквальном смысле, не на жизнь, а на смерть.
Капитаны команд перед началом игры
С типично британской сдержанностью отчет о матче в «Гардиан» описывал игру как «матч необычно грубого характера». Однако в своей автобиографии под названием «Посол футбола» капитан сборной Эдди Хэпгуд был чуть менее скромен в высказываниях, сказав, что это был самый грязный матч из всех, в которых ему приходилось участвовать. Предматчевые настроения находились под серьезным влиянием роста политического напряжения. Для итальянского премьера Бенито Муссолини национальная футбольная сборная была важным элементом построения пропаганды, поэтому его девиз о том, что невозможно преуспеть в политике без жесткости, передался и «Скуадре Адзурри».
Итальянцы были действующими чемпионами мира, завоевав трофей у себя дома летом 1934 года, что было весьма на руку Муссолини. Настроения в Англии были скорее изоляционистскими, однако также полны шовинизма (или, как его называли в те времена, джингоизма). Национальная сборная отказалась принимать участие в ЧМ-1934 из-за обостренного чувства морального превосходства перед континентальными соседями. Английская пресса преподносила игру как «настоящий финал Чемпионата Мира», не преминув воспользоваться этой возможностью для принижения статуса сборной Италии и подтверждения своего предполагаемого глобального превосходства.
В этот период Хайбери стремительно превращался в один из самых роскошных стадионов мира. В 1932 году были заново построены Западная и Северная трибуны. Восточная трибуна со своим легендарным фасадом и украшенным мрамором входом находилась на реконструкции (которая закончилась в 1936 году). Вместе с Томом Уиттакером в качестве главного физиотерапевта, «Хайбери» стал главным центром лечения спортивных травм в Англии. Известно, что многие теннисисты того времени, такие как Фред Перри или Банни Остин, использовали казавшиеся космическими в то время возможности клуба в спортивной медицине.
Строительство Западной трибуны, 1932 год
На реконструкцию «Хайбери» обратили внимание в 1931 году и выбрали его для проведения встречи между Англией и Испанией в декабре 1931 года. При этом Герберт Чепмэн был одним из самых ранних проповедников европейского клубного футбола, однако футбольные власти того времени оставались глухи к его просьбам. Поэтому он регулярно приглашал другие команды (например, венскую «Аустрию») играть международные товарищеские матчи против «Арсенала» на «Хайбери». Идея приема международных матчей отлично подходила выстраиваемому космополитичному имиджу клуба.
Однако сам матч проходил в совершенно другом духе. Уже через 2 минуты борьба итальянского центрального полузащитника аргентинского происхождения Луиса Монти с опорником «Арсенала» Уилфом Коппингом по прозвищу «Железный» закончилась переломом ступни итальянца. Монти попытался продолжить игру, но отсутствие мобильности с его стороны дало Англии слишком большое преимущество. Англичане забили трижды в первые 12 минут. Эрик Брук из «Манчестер Сити» забил головой после розыгрыша штрафного Бриттона. Скоро он же удвоил преимущество в счете. Голкипер итальянцев Черезоли, который несколькими минутами ранее отбил пенальти в исполнении все того же Брука, решил не выставлять стенку при пробитии штрафного с дальней дистанции — решение, о котором он пожалел мгновенно.
Нападающий «Арсенала» Тэд Дрейк довел счет до 3:0, после чего капитан итальянцев Монти решил, что больше не может играть, преодолевая дискомфорт. Он покинул поле и сборная Италии перестроилась. Но к этому моменту далеко не только Монти играл на пределе физических возможностей. Эдди Хэпгуду пришлось покинуть поле на 15 минут для того, чтобы врачи вправили ему нос, после того как правый полузащитник итальянцев Аттилио Феррарис, по словам своего Хэпгуда, «аккуратно приземлил свой локоть на мое лицо». Тэда Дрейка также ударили по лицу, Рэй Боуден повредил связки на лодыжке, а Эрик Брук получил трещину в локте после толчка исподтишка, полученного, пока он пытался подняться с газона. К перерыву матч перерос в нечто большее, чем просто тяжелый поединок.
Эрик Брук забивает первый гол в матче
Английская пресса изображала англичан жертвами в этом матче. Заголовок в «Гардиан» гласил «СЛИШКОМ ГРУБАЯ ИГРА ГОСТЕЙ» огромными буквами. Футбольная Ассоциация после игры публично заявила, что возможно сборной Англии не стоит продолжать участвовать в международных матчах. Послематчевый отчет в «Гардиан», при этом, лишь слегка упоминает о голкипере итальянцев Карло Черезоли, который «получил травму паха и выглядел довольно-таки бледно». Этот предвзятый настрой, очевидно, передался и игрокам.
Хэпгуд утверждал в своей автобиографии, что «итальянцы становились все более дикими и агрессивными с каждой минутой». В то же время он описывает «настоящий, честный толчок в плечо» и «легендарный подкат двумя ногами» своего партнера по команде Уилфа Коппинга с чувством гордости. В противоположность впечатлению Хэпгуда о нарастающей грубости, «Таймс» в отчете о матче говорит о том, что борьба, навязанная итальянцами во второй половине матча, стала результатом более умеренного подхода к игре. «Игроки, который раньше бежали куда попало с диким выражением лица, теперь бежали на свои позиции», писал репортер. Форвард итальянцев Джузеппе Меацца дважды забил в начале второго тайма, несмотря на дефицит в одного игрока, однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы спасти матч.
Минута молчания на Хайбери в честь Герберта Чепмэна, 1934
Более успешная игра «Скуадра Адзурри» во втором тайме, вероятно, также могла стать результатом более материалистичных вещей. По слухам, Муссолини вследствие чрезвычайно высокой политической важности игры пообещал каждому из игроков в случае победы бонус в 150 фунтов, новый автомобиль «Альфа Ромео» и освобождение от воинской обязанности. Английская пресса была пронизана духом превосходства. Дэйли Миррор триумфольно объявила, что победа со счетом 3:2 «убедительно доказала, что итальянцы только называются чемпионами мира». Известный спортивный карикатурист Том Уэбстер снабдил иллюстрацию к матчу подписью: «Невозможно предугадать, когда этот латинский темперамент покинет поле и распространится среди зрителей».
Один из газетных корреспондентов, отмечая агрессивное поведение на газоне «Хайбери», иронически назвал себя «военкором». В целом. это было близко к истине — игра превратилась в напряженную битву против духа шовинизма. Однако с точки зрения пропаганды, удалось достичь немного. Англичане продолжили считать себя «моральными» чемпионами мира. Итальянская пресса, чувствуя несправедливость поражения из-за ранней травмы Луиса Монти, окрестила свою сборную «Львами Хайбери», особенно за 2 отыгранных мяча в меньшинстве. В целом же, это стало одной из самых бесславных игр на «Хайбери» в истории. Будем надеяться, что Габриэль и Алексис покажут более достойное сражение, когда их сборные сойдутся на «Эмирейтс» в воскресенье.
На обложке: Клифф Бастин в матче против ВБА, 1932 год
Что играли без замен возможности
Коль боль в подкате стелется
Где место найти осторожности?
Годов прошло множество
Теперь все уже рафинировано
И падают ничтожества
Как будто поле минировано
И просят карточек красных
Пенальти жаждущи стонут
Времен нет теперь опасных
Эпоха теперь полутОнов
Спасибо за ретроспективу, Илья